Доходы государственного бюджета
Доходы бюджета представляют собой денежные средства. поступающие в соответствии с законодательством страны в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления. Они выражают экономические отношения, которые возникают v государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования соответствующих централизованных фондов денежных средств.
Формы и методы образования доходов бюджета формируются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди которых первостепенное значение имеет уровень развития производительных сил и производственных отношений, финансовой науки. Значительное влияние на доходы оказывают сложившаяся экономическая и социальная ситуация; политическая обстановка; приоритеты развития общества на данном этапе; стратегия и тактика достижения намечаемых целей и др.
Главным назначением доходов бюджетов является формирование устойчивой финансовой базы, позволяющей органам государственной власти всех уровней осуществлять исполнение своих функций, удовлетворять общегосударственные и региональные потребности. Назначение доходов - покрытие расходов бюджета. Вместе с тем формы финансовых взаимоотношений с хозяйствующими субъектами и населением, методы изъятия должны стимулировать повышение производительности труда, рациональное использование ресурсов, и как следствие увеличение поступлений. В этом заключаются фискальная и стимулирующая функции налогов, обеспечивающие расширение материальной основы их роста, укрепление доходной части бюджета. Во всех цивилизованных государствах основными методами перераспределения национального дохода с целью мобилизации государственных доходов являются налоги, займы и эмиссии.
Существуют три основных канала поступлений в государственный бюджет:
1. Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде налогов и сборов.
2. Платежи за пользование государственным имуществом и общегосударственными ресурсами.
3. Привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации ценных бумаг и др.
Классификация доходов государственного бюджета. Классификация доходов бюджета можем строиться по различным признакам.
1. В соответствии с территориальным устройством страны различают:
- для унитарного государства - общегосударственные и местные доходы;
- для федерального государства - федеральные доходы; доходы субъектов федерации; местные (муниципальные) доходы.
2. По методам аккумуляции доходов выделяют:
- обязательные платежи - налоги, сборы, пошлины и т.п., разного рода штрафы и финансовые санкции
- добровольные платежи - средства организаций и граждан, привлекаемые на добровольной основе путем проведения лотерей, займов, выпуска акций.
3. По социально-экономическому признаку предусмотрено деление доходов бюджета на платежи:
- с личных доходов граждан:
- от государственных организаций:
- от использования государственного имущества:
- от предприятий и организаций негосударственной формы собственности;
- от иностранных и совместных предприятий.
К доходам государственного бюджета Республики Беларусь (далее - доходы бюджета) относятся поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета, а также бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд.
С целью обеспечения унификации учета доходов применяется бюджетная классификация доходов, которая являемся группировкой доходов бюджета и основывается на нормативно-правовых актах, определяющих источники их формирования.
Бюджетная классификация доходов учитывает экономическое содержание поступающих средств. Доходы бюджета в зависимости от экономического содержания подразделяются на группы. Группы доходов состоят из подгрупп, которые подразделяются на виды. Доходы по видам включают в себя разделы и подразделы. Выделены следующие четыре группы доходов бюджета:
1) налоговые доходы:
2) взносы на государственное социальное страхование;
3) неналоговые доходы:
4) безвозмездные поступления.
Налоговые доходы включают в себя республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы; пени, начисленные за несвоевременною уплату налогов, сборов (пошлин); проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговых кредитов.
К неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; штрафы; другие неналоговые доходы.
Безвозмездные поступления состоят из необязательных текущих и капитальных платежей, которые включают в себя поступления от иностранных государств; международных организаций; другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.
Доходы бюджетов делятся также на собственные и регулирующие.
К собственным доходам бюджетов относятся денежные средства, зачисляемые в бюджет на постоянной основе. В их числе налоговые и неналоговые доходы, взносы на государственное социальное страхование, безвозмездные поступления.
Собственные доходы бюджетов разных уровней бюджетной системы Республики Беларусь зачисляются в бюджеты по нормативам отчислений, в т. ч. установленным в виде нижнего уровня отчислений от налоговых и неналоговых доходов.
К регулирующим доходам бюджетов относятся доходы, которые могут частично или полностью передаваться в другие бюджеты, и по которым установлен норматив в виде верхнего уровня отчисления от налогового дохода, а также местные налоги и сборы по нормативам, определяемым местными Советами депутатов. В целях бюджетного регулирования регулирующие доходы ежегодно распределяются между вышестоящими и нижестоящими бюджетами.
Нормативы отчислений от регулирующих доходов (в процентах) республиканскою бюджета в консолидированные бюджет областей и бюджет г.Минска определяются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Нормативы отчислений от регулирующих доходов (в процентах) областных бюджетов в консолидированные бюджеты районов и бюджеты городов областного подчинения определяются решениями областных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.
Нормативы отчислений от регулирующих доходов (в процентах) районных бюджетов в бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения определяются решениями районных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.
Доходы республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год формируются в порядке, установленным Бюджетным кодексом и другими законодательными актами. Так, доходы республиканского бюджета формируются за счет собственных и регулирующих доходов, часть которых не передается по нормативам отчислений нижестоящим бюджетам, а также межбюджетных трансфертов. Доходы местных бюджетов включают собственные и регулирующие доходы, часть которых не передается по нормативам отчислений нижестоящим бюджетам, отчисления от регулирующих доходов, поступающих из вышестоящих бюджетов и межбюджетных трансфертов. Вместе с этим в составе республиканского и местных бюджетов могут создаваться государственные целевые бюджетные фонды, предназначенные для финансирования определенных расходов.