Автоматизация управления финансами
Мы живем в период новой НТР(компьютеризация). Любое предприятие оснащает каждое рабочее место компьютерами, отсюда изменение характера работы в финансовой сфере.
Первоначально внедрение автоматизации было связано с созданием АСУ финансами (в управлении финансами).
АСУ финансов - это совокупность административных, экономических, математических методов вычислительной и организационной техники, средств связи, позволяющих эффективно управлять финансовой системой.
Эта идея появилась в 70-е годы, когда подразумевалось АСУ всей страны по управлению финансами. Необходимость в мощных структурах по управлению финансами отпала очень скоро, т.к. директива управления не устраивала все предприятия страны.
Концепция АСФР(автоматизированной системы финансовых расчетов) - это комплексная система осуществления финансовых расчетов по составлению и исполнению бюджетов в условиях широкого использования экономико - математических методов. Прогресс же привел к тому, что основное внимание теперь уделяется созданию АРМов, а не вычислительных центров.
Основные перспективы внедрения автоматизированных структур в области финансов :
1. Компьютеризация бухгалтерии и других экономических служб предприятия позволяет перейти на бездокументальный электронный бухгалтерский и финансовый учет (вводятся в компьютер реквизиты субконто, сканирование документов, пересылка по факсу, модему).
2. Глобальная компьютеризация в виде создания широкой системы АРМов позволит осуществить создание полностью законченной системы АСФР Федерального казначейства => получение сводки о структуре расходов к концу каждого рабочего дня, т.е повышается эффективность финансового контроля.
3. Финансовое планирование на ПК позволяет широко применять математическое моделирование(e.g. линейное программирование), значит, качество финансовых планов поднимется на порядок выше.
Быстро решается с помощью ПК и проблема нехватки работников по проверке налоговых отчетных документов, также появляется возможность оформления не выходя из дома договоров купли-продажи ЦеБу, ведь в настоящее время широко распространены гос. ЦеБу - ГКО, не имеющие реальной физ. формы.
Последствия автоматизации :
1. Сокращение штата финансовых работников не ожидается.
2. Изменения в области качества работы финансистов.
3. Решения в области финансов будут более обоснованными.
4. Возможность выполнения финансистами творческой работы не выходя из дома.
3. Финансовый контроль: понятие, значение, формы, виды, методы. Организация финансового контроля в РФ. Бюджетный контроль: содержание, задачи, классификация.
Финансовый контроль.
Это стоимостной контроль исполнительных и законодательных органов всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением экономических методов.
Финансовый контроль – это один из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием финансовых ресурсов всеми звеньями финансовой системы. Под финансовый контроль подпадают те отношения, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования.
Таким образом, финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.
Роль и значимость финансового контроля определяется тем, что он:
является средством обеспечения законности финансово-хозяйственной деятельности;
является этапом управленческого цикла (сравниваются фактические результаты с принятыми решениями и предписаниями).
Классификация финансового контроля.
I. По содержанию:
Выделяют следующие виды финансового контроля:
бюджетный (Парламент РФ, Счетная палата, Федеральное казначейство, правоохранительные органы);
налоговый (Государственная налоговая служба, правоохранительные органы, Федеральное казначейство);
банковский (Центральный банк, аудит, правоохранительные органы);
за страховой деятельностью (Министерство финансов, правоохранительные органы);
таможенный (Государственный таможенный комитет, другие органы);
валютный (Центральный банк, другие органы);
общественный (условный).
II. По времени:
предварительный (до факта осуществления финансовой операции);
текущий;
последующий.
III. По формам проведения:
обязательный (внешний);
инициативный (внутренний).
Тема 6. Государственные финансы – основы анализа.
1. Содержание системы государственных финансов.
2. Структура государственных финансов.
3. Теории государственных финансов зарубежных и российских экономистов.
4. Планирование, моделирование и прогнозирование в системе государственных финансов
Содержание системы государственных финансов.
Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны. Гос финансы - сов-ть денеж фондов, управляемых гос органами общей и спец компетенции с целью обеспечения общегос-х и соц-х потребностей.
Гос финансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части нац богатства, связанное с формированием ресурсов в распоряжение гос-ва и гос-х предприятий и использованием гос средств на нужды общ-ва.
Субъектами денеж отношений в данной сфере явл гос-во (в лице соответствующих структур власти), предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане.
Гос финансы состоят из федеральных финансов, финансов субъектов федерации, местных финансов, гос бюджета, внебюджетных фондов, гос кредита и финансов предприятий.
Гос финансы призваны:
обеспечивать определенные темпы развития ведущих отраслей народного хоз-ва;
разумно перераспределять фин ресурсы м/у отраслями и м/у регионами страны;
м/у производственной и непроизводственной сферами;
выравнивания баланса внешнеэк-х сделок;
охрана информации и т.д.
Основными фин регуляторами гос-ва явл налоги, инвестиции, дотации, кредиты, учетные ставки, льготы и др.
Главное звено гос-ва - это бюджет, который является основным фин планом гос-ва, имеющим силу закона.
Гос бюджет - это денежные отношения м/у гос-вом, юр и физ лицами по поводу перераспределения нац дохода и части нац богатства в связи с образованием расходования бюджетных фондов.
Внебюджетные фонды - это средства правительства и властей, связанных с финансированием расходов, не включенных в бюджет; это форма перераспределения и использования фин-х ресурсов, привлекаемых гос-вом для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. К экономич внебюджетн фондам относ: дорожные фонды, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, федер-ый эколог-ий фонд РФ, фонд борьбы с преступностью К соц-ым внебюджет фондам относ: пенсионный фонд, фонд обязат-го мед страхования, фонд занятости Гос кредит предст собой кредитные отн-ния между гос-вом, от имени кот выступают органы исполнительной власти и хоз субъектами, физ. лицами по поводу получения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения, (т.е. когда гос-во берет на себя ответст-ть за погашение займов или выполнение др обязвт-в взятых физ. и юр. лицами).
Гос кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации временно свободных ден средств хозяйс-х субъектов и населения на возвратной и платной основе для финансирования гос расходов.
Основными формами государственного кредита являются займы и казначейские ссуды.
Финансы предприятий можно рассматривать как сис-му денеж подходов. Именно финансы предп-ия являются реальной основой финансов вообще. Они обслуживают матер производство, участвуют в создании ВВП и от их состояния зависит полнота обеспечения централизованных фондов гос-ва.
Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности государственные финансы – это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. Субъектами денежных отношений в данной сфере являются государство (в лице соответствующих структур власти), предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане.
Экономическое содержание государственных финансов неоднородно; в их составе выделяются отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет специфические функции. В состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий. Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев государство оказывает влияние на широкий спектр экономических и социальных процессов, решение отраслевых и территориальных проблем.
Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи, складывающиеся на федеральном, республиканском (субъектов федерации) и местном уровнях. С помощью бюджетных отношений в распоряжение государственных структур мобилизуется значительная часть национального дохода, перераспределяемого финансовым методом. Бюджеты разных уровней - федеральный, республиканские, местные являются финансовой базой деятельности соответственно для федеральных, республиканских и местных органов власти и управления. В условиях экономической самостоятельности республиканских и административно-территориальных структур их бюджеты имеют полную автономию, независимое положение, закрепленное соответствующими законодательными актами. Установление состава бюджетных доходов и расходов каждого уровня зависит от разграничения функций между федеральными, республиканскими и местными органами государственной власти и управления.
Для выполнения общих функций в границах федерации Россия формирует федеральный (центральный бюджет. Его ресурсы предназначаются для государственных целевых комплексных программ, обеспечения государственных расходов, связанных с выполнением Россией федеральных функций, а также содержания вооруженных сил и органов управления. Федеральный бюджет имеет важное значение для правильного решения экономических и социальных задач в масштабе всей России.
В системе бюджетных отношений Российской Федерации особое звено составляют республиканские бюджеты. Аккумулируемые в них финансы предназначены для выполнения республиками, входящими в Российскую Федерацию, своих государственных функций. Концентрируемые в республиканских бюджетах средства распределяются в отраслевом и территориальном разрезах в целях обеспечения прогрессивной структуры общественного производства, усиления социальной направленности развития экономики, поддержания единого уровня социальной защищенности граждан данной республики, обеспечения им гарантированных конституцией прав и свобод.
Важное значение в системе бюджетных отношений отводится местным бюджетам. В последнее время они развиваются быстрыми темпами в связи с повышением роли и влияния местных органов власти: растут масштабы местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных органов власти. Местные бюджеты все больше используются для регулирования экономических процессов, влияют на размещение производительных сил, способствуют повышению конкурентоспособности продукции, выпускаемыми местными предприятиями, созданию территориальной инфраструктуры, финансированию затрат по воспроизводству трудовых ресурсов. Важную роль играют местные бюджеты в реализации социальных программ, финансировании возрастающего объема социальных расходов, обусловленных повышением требований к росту качества жизни.
Отдельное звено в составе государственных финансов образуют внебюджетные фонды. Они хотя и управляются федеральными, республиканскими и местными властями, тем не менее организационно отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. К внебюджетным фондам относятся: фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости населения, другие целевые фонды государственного и регионального значения (инновационный, природоохранительный, регионального развития и т.д.). Главное назначение внебюджетных фондов любого уровня – финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников. Значение обособленного функционирования внебюджетных фондов особенно возрастает в условиях экономической и финансовой нестабильности в стране. Автономный статус внебюджетных фондов позволяет гарантировать своевременное финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от федерального, республиканских и местных бюджетов внебюджетные фонды подлежат значительно меньшей регламентации и меньшему контролю со стороны органов государственной власти.
Внебюджетные фонды довольно разнообразны как по функционально-целевому назначению, так и по уровням управления. В соответствии с функциональным назначением их можно подразделить на фонды, имеющие либо экономический, либо социальный, либо природоохранный характер. По уровням управления внебюджетные фонды подразделяются на фонды общественного, республиканского и регионального значения.
Специфической частью государственных финансов выступают денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита. Государственные кредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов. Привлечение государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц осуществляется путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Основными формами государственного кредита являются займы и казначейские ссуды. Государственный кредит играет важную роль в укреплении экономики и ее финансовом оздоровлении.
С его помощью ресурсы, аккумулируемые на финансовом рынке, направляются на финансирование потребностей экономического и социального развития. Государственные кредитные ресурсы позволяют цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит. Способствуя оттоку денег из обращения, государственный кредит смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.
2. Структура государственных финансов.
Государственные финансы – это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения национального богатства и национального дохода, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и государственных предприятий.
Главная система государственных финансов – бюджетная, в которую включаются наряду с бюджетами соответствующих уровней и внебюджетные фонды.