Классификация затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг)
Экономическое содержание и классификация расходов, и издержек
Необходимость изучения классификации расходов и издержек корпорации вытекая из того факта, что в конечном итоге совокупность затрат оказывает решающее влияние на формирование финансовых показателей, являясь объектом финансового планирования и контроля со стороны финансовых служб корпорации.
Все затраты корпорации условно можно разделить на три основных направления:
- затраты капитального характера, т.е. инвестиционные затраты (на воспроизводство основного и увеличение оборотного капитала), в основном связанные с расширением производства и приростом оборотных активов;
- затраты, связанные с текущей деятельностью, относимые на себестоимость продукции (затраты на производство и реализацию товаров, продукции, работ и услуг);
— затраты на социально-культурные мероприятия.
Затраты по формированию и воспроизводству основного капитала связаны с созданием, реконструкцией и расширением основных производственных фондов. Увеличение объема производства также требует дополнительных затрат (инвестиций) на формирование запасов товарно-материальных ценностей, заделов незавершенного производства, готовой продукции, т.е. дополнительного авансирования капитала в оборотные активы. Источником финансирования капитальных затрат являются: средства фонда накопления, амортизационные отчисления, кредиты, займы, бюджетные средства и ряд других источников.
Затраты на социально-культурные мероприятия связаны с тем, что многие корпорации имеют значительное количество социальных объектов (столовые, санатории, дома культуры и отдыха и т.п.). Кроме того, к нему относятся: некоторые затраты по повышению квалификации работников, улучшение бытовых условий, инвестиционные затраты на непроизводительные нужды. Источником финансирования их в основном является чистый доход корпорации.
Затраты на производство и реализацию продукции, работ, услуг занимают значительный вес в общей сумме затрат корпорации. Они полностью возмещаются после завершения кругооборота средств за счет выручки от реализации продукции.
Расходы или издержки производства представляют собой затраты на изготовление товаров или оказание услуг покупателям - потребителям. Издержки делятся на зависящие и независящие от объема производимой продукции.
Постоянные расходы (издержки) не зависят от величины производства. Они существуют и при нулевом объеме производства и включают в себя: стоимость оборудования, обязательства предприятия, налоги, амортизационные отчисления, оплату охраны, арендную плату, зарплату управленческого персонала и т.д.
Переменные расходы (издержки) зависят от количества производимой продукции, складываются из затрат на сырье, материалы и заработной платы рабочих.
Сумма постоянных и переменных издержек образуют валовые расходы (издержки) корпорации.
Деление затрат на постоянные и переменные несколько условно. Многие затраты могут быть условно-постоянными или условно-переменными, например:
- расходы на содержание и эксплуатацию оборудования могут включать в себя расходы на плановый ремонт, производимый вне зависимости от объемов производства;
- заработная плата некоторых категорий рабочих, которая может включать гарантированный минимум.
Постоянные затраты могут считаться таковыми до некоторого объема производства; его увеличение влечет за собой и увеличение затрат. Примером могут служить расходы на содержание аппарата управления, их можно считать неизменными до определенного уровня производства.
Предельные расходы (издержки) представляют собой дополнительные затраты на производство каждой единицы продукции, по сравнению с данным объемом ее выпуска для реализации на рынках.
Издержки обращения связаны с организацией корпорациями своей снабженческо-закупочной и коммерческо-сбытовой деятельности на рынках.
Дополнительные издержки обращения — это затраты на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товара. Эти издержки обращения близки к издержкам производства, и входя в стоимость товара, увеличивают последнюю.
Чистые издержки обращения — это затраты на осуществление актов купли-продажи товаров: как зарплата продавцов, организация маркетинговых исследований, рекламы и т.д.
Классификация расходов корпорации рассматриваются следующим образом:
- расходы по обычным видам деятельности;
- прочие расходы в свою очередь делятся на:
— операционные расходы;
- внереализационные расходы;
- чрезвычайные расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров; с выполнением работ, оказанием t услуг и осуществлением других обычных видов деятельности. К ним относятся возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.
К операционным расходам относятся:
- расходы, связанные с представлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, образцы товаров и других видов интеллектуальной собственности;
- расходы, связанные с участием в уставных капиталах других корпораций, предприятий и т.д.;
— расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, товаров, продукции;
- проценты, уплачиваемые корпорацией за предоставление ей в пользование денежных средств в виде кредитов, займов;
- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
- прочие операционные расходы.
Величина операционных расходов является важнейшим фактором формирования финансового результата, именно по этому элементу расходов отражается значительная часть финансовых издержек, связанных с выплатой процентов за кредит, вследствие чего во многих корпорациях доход, полученный от реализации продукции, в значи-
тельной степени поглощается операционными расходами, а зачастую приводит и к убыточной деятельности в целом.
К внереализационным расходам относятся:
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
- возмещение причиненных корпорацией убытков;
- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
- курсовые разницы;
- сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов);
- прочие внереализационные расходы.
В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.д.).
Классификация затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг)
Все затраты корпорации можно классифицировать по различным направлениям в зависимости от того, что положено в основу той или иной классификации. Например, по экономическому содержанию можно выделить затраты материальные, трудовые, денежные, по направлению затрат - производственные и коммерческие, по способу распределения - прямые и косвенные
Экономическим элементом называют первичный однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, работ и услуг, который в пределах корпорации невозможно разложить на составные части. Такое деление на элементы необходимо для установления затрат в целом, используется для составления сметы, затрат и определения себестоимости товарной валовой и реализуемой продукции.
В финансовом планировании весьма значимым является подразделение затрат на постоянные (условно-постоянные) и переменные (условно-переменные), о чем было сказано выше.
Далее, продолжая вопросы деления затрат на постоянные и переменные проведем анализ безубыточности и связанных с ним показателей, при оптимизации структуры выпускаемой продукции, а также применяется при маржинальном методе планирования, в системе бюджетирования, т.е. внутрикорпорационного финансового планирования.
В зависимости от методов отнесения на себестоимость продукции затраты делятся на прямые и косвенные. Под прямыми затратами понимаются затраты, связанные с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо и непосредственно включены в себестоимость продукции. Например, затраты на сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, основная заработная плата производственных рабочих и т.п.
К косвенным относятся затраты, связанные с осуществлением общего производственного процесса в корпорации, с производством нескольких видов продукции. Например, затраты на содержание зданий и оборудования, их ремонт, заработная плата аппарата управления и вспомогательного персонала.
Планирование себестоимости реализуемой продукции
Размер дохода (прибыли) - один из важнейших показателей оценки эффективности предпринимательской деятельности - зависит от выручки и себестоимости реализуемой продукции.
Поэтому в процессе финансового планирования большое значение уделяют прогнозированию себестоимости продукции.
Себестоимость продукции - суммарные затраты корпорации в денежной форме на производство и реализацию товаров на рынках.
Себестоимость показывает то, во что обходится корпорации выпуск товаров.
Себестоимость является минимально допустимой границей продажной цены товара.
Чем ниже себестоимость в цене товара, тем больше корпорация может получать доход (прибыль) и рентабельнее вести свою деятельность. Здесь основным отправным документом является смета затрат на производство.
При стабильной экономической ситуации планирование переменных затрат не представляет особого труда и осуществляется двумя взаимодополняющими методами:
• по эмпирическим нормам расхода на единицу продукции;
• по фактическим данным за истекший период о себестоимости продукции.
Установление нормы переменных затрат на единицу выпускаемой продукции позволяет определить суммарный объем затрат на объем выпуска.
Если в отчетном периоде соблюдались нормы расхода на единицу продукции, то плановая величина переменных затрат, рассчитанная по первому методу, будет идентична плановой величине переменных затрат, рассчитанных вторым методом. Если при планировании переменных затрат предприятие должно иметь представление о будущем выпуске продукции, то при фактическом производстве какая-либо корректировка производственной программы не скажется при прочих равных условиях на росте или снижении переменной составляющей себестоимости, поскольку изменения не затрагивают установленных норм расходов.
В нестабильной экономической ситуации планирование затрат затруднено. В этих условиях на первый план выходит текущая оценка стоимости переменных затрат и корректировка цены реализации в зависимости от уровня инфляции. При этом возможны противоречия между инфляционно меняющимися ценами и другими ценообразующими факторами. Постоянные расходы существенно не меняются при уменьшении или увеличении объема выпуска продукции, изменяется лишь их относительная величина на единицу произведенной продукции.
При планировании постоянных затрат решающее значение имеет их взаимосвязь с объемом выпуска. Значительные изменения в объеме выпуска могут вызвать и большие изменения в себестоимости продукции. Уровень производственной активности является важнейшим фактором, влияющим на себестоимость единицы продукции. Даже при неизменности постоянных затрат в зависимости от объема выпуска предприятие может получить совершенно разный финансовый результат. Итак, при планировании постоянных затрат предприятие должно решать следующие задачи:
- Определение необходимого объема выпуска и реализации продукции, при котором достигается окупаемость переменных и постоянных затрат.
- Расчет необходимой величины постоянных затрат и сопоставление их с реальными производственными возможностями.
Для планирования постоянных затрат необходим детальный анализ их ожидаемой структуры и максимальная информация о предстоящем выпуске, производственных заказах и производственных возможностях. Постоянные затраты могут меняться под воздействием факторов, не влияющих на объемы производства. Изменения могут происходить, прежде всего, под воздействием внешних условий: повышения цен и тарифов, переоценки основных фондов, изменения норм амортизационных отчислений и т.п. Влияние внешних условий не поддается планированию, поэтому финансовая служба предприятия должна оперативно отслеживать колебания себестоимости и в случае опасных отклонений ставить вопрос об увеличении отпускных цен.
Изменяя соотношение между постоянными и переменными затратами в пределах возможностей предприятия, можно решить вопрос оптимизации величины прибыли. Такая зависимость называется эффектом производственного рычага.
Показатель силы воздействия производственного рычага определяет, во сколько раз возрастет прибыль при однопроцентном росте выручки от реализации продукции.
Таким образом, для достижения оптимальных финансовых результатов, необходимо не только абсолютное планирование величины затрат, но и определение их рациональной структуры. Выбор наиболее подходящего для конкретных экономических условий варианта формирования текущих затрат предприятия является важнейшей задачей финансовой службы предприятия.
В отечественной практике все затраты на производство и реализацию продукции по их экономическому содержанию планируются по элементам затрат. Группировка затрат по элементам имеет огромное значение в финансовом планировании, определении взаимоотношений с бюджетом. В рамках внутрифирменного планирования она необходима для целей финансового управления. С получением выручки восстанавливаются производственные запасы в форме текущих активов для обеспечения непрерывного процесса производства.