Вопрос № 30. Отчет о движении капитала (форма №3)
Отчет о движении денежных средств (форма №3) - это отчет, отражающий поступления и расходы денежных средств в результате деятельности предприятия за отчетный период.
Содержание и форма отчета, а также требования к раскрытию его статей определяются соответственно П(С)БУ №4.
Отчет дополняет баланс, т. к. объясняет изменения в одном из важных показателей баланса – денежных средствах и их эквивалентах, происшедших между датами баланса.
Отчет связан с формой №2, т. к. показывает влияние результатов деятельности предприятия на денежные потоки.
Целью составления отчета является представление пользователям полной, правдивой и непредвзятой информации о денежных потоках предприятия.
Денежные средства – наличные средства, средства на счетах в банках и депозиты до востребования.
Эквиваленты денежных средств – это краткосрочные высоколиквидные финансовые инвестиции, которые свободно конвертируются в определенную сумму денежных средств и характеризуются незначительным риском изменения стоимости.
В отчете приводятся данные о движении денежных средств и их эквивалентов в результате операционной или основной деятельности, инвестиционной и финансовой деятельности.
Инвестиционная деятельность – деятельность, связанная с приобретением и реализацией тех необоротных активов и финансовых инвестиций, которые не являются основной частью эквивалентов денежных средств.
Финансовая деятельность – деятельность, которая приводит к изменению размера и состава собственного и заемного капитала, а также к изменению соотношений между ними.
В отчет не включаются:
· обороты по неденежным операциям,
· внутренние изменения в составе денежных средств (перемещение денежных средств в виде сертификатов, аккредитивов и т. д.).
Вопрос 31. Приложения к балансу (форма № 5)
Заполнение формы «Приложение к бухгалтерскому балансу» производится с учетом ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" и Приказа Министерства финансов РФ от 22.07.03 № 67н "О формах бухгалтерской отчетности"
Период, за который заполняется форма № 5 необходимо указать в справочнике Сведения об организации/ Закладка "Для отчетов" (как правило, - год).
Форма № 5 заполняется в тыс. рублей. Округления производятся по каждой строке, т.е. сначала просчитывается сумма соответствующих остатков по счетам, а потом происходит деление на 1000.
Шапка Приложения к бухгалтерскому балансу заполняется по данным справочника Сведения об организации.
Заполнение производится по данным:
Ст.3 заполнять из Ввода остатков
Ст.4, 5 - по журналу операций с начала года
Ст.6 = Ст.3 + Ст.4 - Ст.5
Вопрос 32. Пояснительная записка к годовой отчетности.
Пояснительная записка является одной из составляющих бухгалтерской отчетности. Это указано в пункте 5 ПБУ 4/99 и пункте 2 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н. Наряду с отдельными отчетными формами (отчетом о движении денежных средств, отчетом об изменениях капитала и др.) она содержит расшифровки показателей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (п. 28 ПБУ 4/99). Как правило, пояснительную записку представляют в составе бухгалтерской отчетности за год. Но иногда она может входить и в состав промежуточной бухгалтерской отчетности.
Пояснительную записку вправе не представлять:
· субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ (п. 3 Указаний);
· общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие, кроме выбывшего имущества, оборотов по продаже товаров, работ и услуг (п. 4 Указаний).
Содержание пояснительной записки
В пункте 4 статьи 13 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ установлены требования к содержанию пояснительной записки. Так, в ней должна отражаться информация:
· об организации;
· о ее финансовом положении;
· сопоставимости данных за отчетный год и предшествующий ему годы;
· методах оценки;
· существенных статьях бухгалтерской отчетности;
· фактах неприменения правил бухгалтерского учета (с соответствующим обоснованием).
Кроме того, в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация указывает изменения в учетной политике на следующий отчетный год. Согласно пункту 24 ПБУ 4/99 пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны содержать сведения, относящиеся к учетной политике организации. В пояснительной записке, если только это не детализировано в других формах отчетности, приводятся сведения о наличии на начало и конец отчетного периода, а также о движении в течение отчетного периода (п. 27 ПБУ 4/99):
· отдельных видов нематериальных активов;
· отдельных видов основных средств, в том числе арендованных;
· отдельных видов финансовых вложений;
· отдельных видов дебиторской задолженности;
· отдельных видов кредиторской задолженности;
· средств оценочных резервов, резервов предстоящих расходов и платежей. Кроме того, в ней содержатся данные:
· об изменениях в капитале (уставном, резервном, добавочном и др.) организации;
· объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (деятельности);
· о составе прочих доходов и расходов;
· чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности и их последствиях;
Общим для всех организаций является то, что пояснительная записка должна содержать:
· сведения, относящиеся к учетной политике организации;
· дополнительные данные, отсутствующие в балансе и отчете о прибылях и убытках, но необходимые пользователям бухгалтерской отчетности.
Поскольку установленной структуры пояснительной записки не существует, то примерно такой порядок ее составления:
· раздел 1 «Сведения об организации»;
· раздел 2 «Информация об учетной политике»;
· раздел 3 «Сведения об отдельных активах и обязательствах»;
· раздел 4 «Информация о доходах и расходах организации»;
· раздел 5 «Прочая информация»;
· раздел 6 «Информация о связанных сторонах»;
· раздел 7 «Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации».