Информационное обеспечение финансового менеджмента
В условиях рыночной экономики значение объективной финансовой информации и, соответственно, финансовой отчетности занимает приоритетные позиции.
Финансовая отчетность - это совокупность форм отчетности, составленной на основе данных финансового учета с целью предоставления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении фирмы в виде, удобном и понятном для принятия этими пользователями определенных деловых решений.
Информация должна содержать сведения для:
-Оценки финансового состояния
-Оценки потока денежных средств
-Принятия инвестиционных решений
Основными пользователями финансовой отчетности выступают:
-инвесторы (собственники, рядовые акционеры, институциональные инвесторы);
-кредиторы (коммерческие банки и другие институциональные заимодавцы, поставщики, которые на основании финансовой информации фирмы вырабатывают условия коммерческого кредитования данной фирмы);
-профсоюзы и служащие по поводу оценки способности данного объекта выплачивать более высокую зарплату;
-заказчики продукции по поводу оценки ее способности выполнять взятые обязательства;
-государственные органы по поводу выполнения налоговых обязательств, выполнения требований государственного регулирования финансовой деятельности;
-население по поводу перспектив деловых контактов с экономическим объектом;
-деловые и научные круги, изучающие потенциальное место в своей отрасли, на национальных и зарубежных рынках, а также определяющие ее рейтинги.
Стороны, заинтересованные в получении информации в зависимости от их запросов и потребностей, можно условно разделить на две категории: внешние и внутренние.
Внутренние пользователи - менеджеры, руководство, финансовые менеджеры. В некоторых случаях в данную группу относятся и собственники предприятия.
Внешние пользователи - кредиторы, потенциальные инвесторы, контрагенты предприятия, налоговые органы, финансовый рынок в лице фондовой биржи и прочие.
Пользователи финансовой отчетности:
1. Внутренние пользователи - управленческий персонал предприятия
2.Внешние пользователи :
- юр. и физ.лица, оценивающие отчетность (аудиторские фирмы, консультанты по финансовым вопросам, биржи ценных бумаг, регистрационные и другие государственные органы, законодательные органы, юристы, пресса, профсоюзы, статистические службы)
- пользователи, непосредственно заинтересованные в результатах хозяйственной деятельности предприятия (настоящие и потенциальные собственники средств предприятия, оценивающие эффективность использования ресурсов предприятия, настоящие и потенциальные кредиторы, оценивающие степень надежности долговых связей с предприятием, государство, прежде всего, в лице налоговых органов, проверяющих правильность составления отчетных документов, расчета налогов и осуществления отчислений, служащие предприятия, оценивающие перспективы работы с точки зрения уровня на зарплаты).
Эффективное решение задач финансового менеджмента требует использования адекватных информационных ресурсов, которые по источникам формирования и отношению к управляющему объекту можно разделить на внутренние и внешние.
Внешние информационные ресурсы - к данной группе относится информация о других производителях, возможных потребителях, поставщиках. Такая информация может быть получена на информационных рынках. Выделяют следующие основные секторы мирового рынка информации:
1. Деловая информация, обслуживающая сферу бизнеса:
макроэкономическая (характеризует общее состояние экономики);
финансовая (характеризует конъюнктуру различных рынков);
биржевая (о котировках на фондовом рынке);
коммерческая (содержит сведения о предприятиях, их производственных связях и пр.);
статистическая (экономическая, финансовая, биржевая и др. информация, представленная в виде динамических рядов);
деловые новости (представляется информационными агентствами и охватывает различные сферы бизнеса).
2. Научная и профессиональная информация.
3. Социально-политическая и правовая информация.
4. Массовая и потребительская информация.
Внутренние информационные ресурсы - данная группа содержит информацию, которая создается в процессе функционирования предприятием и формируется специалистами его различных подразделений.
Внутренние информационные ресурсы могут быть организованы:
1. по экономическому содержанию:
данные управленческого учета;
различные сметы и бюджеты;
плановые и оперативные данные о производстве и реализации;
данные о закупках и расходование сырья;
данные об издержках и пр.
2. по источникам формирования:
бухгалтерия;
финансовый отдел и другие.