Проблемы бюджетного федерализма как основа взаимоотношений бюджетов различных уровней
Бюджетно-налоговые отношения между федеральными, региональными и местными органами власти, способствующие или тормозящие экономическое развитие страны, в России, как федеративном государстве, могут строиться только на основе бюджетного федерализма. С одной стороны, бюджетный федерализм является той базой, на которой покоятся межбюджетные отношения - отношения по поводу распределения расходов и доходов по различным уровням бюджетной системы и финансовой помощи из вышестоящих нижестоящим бюджетам. С другой стороны, сам бюджетный федерализм и его основополагающие принципы наиболее четко проявляются и реализуются именно в системе межбюджетных отношений. Таким образом, бюджетный федерализм на деле проявляется в основном через эффективную систему межбюджетных отношений, включая бюджетное регулирование. В свою очередь, межбюджетные отношения представляют собой двуединый процесс: распределение доходных полномочий и финансовой помощи (доходов) между звеньями бюджетной системы; распределение расходных полномочий, прав и ответственности (расходов) между различными уровнями власти. Экономический федерализм можно рассматривать как взаимоотношения в государстве с федеративным устройством федерального центра и субъектов федерации по поводу разграничения прав предоставления населению общественных (государственных) благ. Формирование бюджетной системы, отвечающей федеративному политическому и экономическому устройству России (политическому и экономическому федерализму), является одним из важнейших условий укрепления российской государственности, экономической и политической стабилизации. В основе этой системы должны лежать адаптированные к российским условиям общие для государств с федеративным устройством принципы и механизмы бюджетно-налоговых взаимоотношений между различными уровнями власти. Совокупность таких принципов и механизмов принято обозначать понятием бюджетного федерализма. Взаимосвязь между звеньями бюджетной системы федеративного государства осуществляется через механизм (организованную систему) межбюджетных отношений, основанный на сочетании общегосударственных и региональных интересов, включая интересы местных бюджетов. Составной частью механизма межбюджетных отношений является система (механизм) бюджетного регулирования. Сущность российского бюджетного федерализма как концепция бюджетного устройства заключается в законодательно-нормативном установлении бюджетных прав и обязанностей трех сторон - федеральных, региональных и местных органов власти, а также правил их взаимодействия, методов частичного перераспределения бюджетных ресурсов между звеньями бюджетной системы, «прозрачности» межбюджетных отношений и процедур. Бюджетный федерализм выражает те же отношения, на той же основе, что и федерализм в целом в части разграничения бюджетных прав и полномочий, налогов и расходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации, между региональным и местными бюджетами. Таким образом, можно дать определение бюджетного федерализма как отношений в государстве с федеративным устройством между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов федерации, а в соответствии с этим внутри субъектов федерации с органами местного самоуправления в части разграничения бюджетных прав и полномочий, налогов, других доходов и расходов в мере, обеспечивающей единство общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на территориях субъектов федерации и входящих в них муниципальных образований. Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти РФ, субъектов федерации и органами местного самоуправления по вопросам распределения доходных и расходных полномочий и перераспределения средств между различными уровнями бюджетной системы. В настоящее время накопилось много проблем, как в доходной, так и в расходной составляющих общей системы межбюджетных отношений, и каждая из них заслуживает самостоятельного научного исследования. Рассматривая тенденции становления и развития бюджетного федерализма и межбюджетных отношений в России, можно подвергнуть критике практику чрезмерно широкого распространения сферы вопросов (предметов) «совместного ведения» при разграничении полномочий и функций между федеральным центром и субъектами федерации. В результате ответственность за предоставление значительной части базовых общественных услуг не установлена или определена не четко, что усиливает договорные начала и противоречия между федеральным центром и субъектами федерации. Поэтому можно предложить существенно сузить и конкретизировать перечень предметов совместного ведения путем ускорения процесса четкого разграничения и законодательного закрепления по ним полномочий и функций федерального центра и субъектов федерации.