Расходы бюджетов различных уровней и их классификация.

Расходы бюджета– это финансовые отношения, которые возникают в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием.

Представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Форма проявления – конкретные виды расходов.

Расходы бюджета представляют собой государственные платежи, которые не возвращаются, не вызывают и не погашают финансовые обязательства. Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели. Все расходы бюджета носят транзитный характер, т.к. в бюджете определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственно расходы осуществляют бюджетополучатели.

За счет расходов бюджета происходит не только финансирование бюджетополучателей, но и происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы.

Формирование расходов бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами – это обусловленные законом обязанности предоставить средства из соответствующего бюджета.

Бюджетные обязательства – расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Бюджетные ассигнования – это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Система бюджетных расходов и их классификация

1) функциональная – в зависимости от функций государства:

– экономические;

– социальные;

– управленческие;

– оборонные.

2) экономическая – в зависимости от экономического содержания:

– текущие (обеспечивают текущее функционирование бюджетной системы; во всех звеньях бюджетной системы являются преобладающей частью, формируют бюджет текущих расходов, разделяются на два вида – процентные (это расходы на обслуживание долговых обязательств бюджета) и непроцентные расходы);

– капитальные (обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность; при их осуществлении создается или увеличивается государственное имущество; в составе капитальных расходов формируется бюджет развития).

3) ведомственнаяклассификация – по главным распорядителям бюджетных средств.

4) по возможности сокращения:

– защищенные – не подлежать сокращению в течение финансового года при недополучении бюджетом средств, утверждаются Федеральным собранием при утверждении бюджета;

– не защищенные.

5) отраслевая – по отраслям народного хозяйства

6) по роли в общественном производстве:

– по финансированию материального производства;

– на содержание непроизводственной сферы.

Структура расходов определяет доходы.

Бюджетный дефицит, его причины и методы финансирования.

Возможны три состояния бюджетного фонда: дефицитное, профицитное и сбалансированное. Они отражают соотношение расходной и доходной частей бюджета.

В соответствии со ст. 6 БК РФ, дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над его доходами. При этом образуется отрицательное бюджетное сальдо. Дефицит бюджета – распространенное явление в бюджетах многих государств.

Обратная ситуация носит название профицита.

Сбалансированнымсчитается бюджет, в котором расходная и доходная части равны.

Причины бюджетного дефицита

1) рост государственных расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики и увеличения инвестиций.

Появляется необходимость осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. Такое положение в принципе допустимо в краткосрочном периоде. В этом случае он отражает не кризис в экономике, а государственное регулирование прогрессивных структурных сдвигов в общественном производстве.

2) чрезвычайные обстоятельства,связанные с войнами, стихийными бедствиями и другими форсмажорными обстоятельствами.

Возникает в том случае, если государственных страховых резервов недостаточно и нужны дополнительные расходы.

3) экономический кризис и неспособность государства контролировать ситуацию в стране.

При этом наблюдается отставание темпов роста доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Такая ситуация сопровождается развалом экономики, спадом производства и высокой инфляцией. Требуются срочные меры по стабилизации экономики и финансовому оздоровлению народного хозяйства.

Наши рекомендации