Организация деятельности производственных кооперативов

Производственный кооператив (артель) – организационно-правовая форма коммерческой организации, добровольное объединение для совместной хозяйственной деятельности, основанной на личном участии членов кооператива.

Отличительные черты кооператива:

- участие физических лиц на членской основе, при этом количество членов кооператива не должно быть меньше 5 человек;

- совместное осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности;

- личное трудовое участие;

- паевые взносы.

Имущество кооператива делится на паи. Пай состоит из паевого взноса члена кооператива и соответствующей части чистых активов кооператива. Оценка паевого взноса при образовании кооператива проводится по взаимной договоренности членов кооператива на основе сложившихся рыночных цен. При вступлении в кооператив новых членов оценка паевых взносов производится комиссией, назначаемой правлением кооператива. В случае если паевой взнос превышает двести пятьдесят установленных законом МРОТ, его оценка может быть подтверждена независимым экспертом. Часть имущества кооператива может быть отнесена к неделимым фондам, причем решение об их создании должно быть принято единогласно. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Членами кооператива обычно являются граждане РФ, достигшие шестнадцати лет. Также членами кооператива могут быть иностранные граждане и лица без гражданства. В деятельности кооператива возможно участие юридических лиц (через их представителей), если это предусмотрено учредительными документами.

Число членов кооператива, внесших паевой взнос, участвующих в деятельности кооператива (финансовое участие), но не принимающих личного трудового участия в его деятельности, не может превышать двадцати пяти процентов числа членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности.

В деятельности кооператива возможно использование наемного труда, причем средняя за отчетный период численность наемных работников в кооперативе не должна превышать тридцати процентов численности членов кооператива (данное ограничение не распространяется на работы, выполняемые по договорам подряда и иным договорам, регулируемым гражданским законодательством, а также на сезонные работы). Кооператив самостоятельно определяет формы и системы оплаты труда членов кооператива и его наемных работников. Правление кооператива обязано заключить с наемными работниками коллективный договор.

Производственный кооператив действует на основании устава. В уставе должна содержаться следующая информация:

- наименование и местонахождение предприятия;

- состав и компетенция органов управления;

- порядок принятия решений;

- размер паевых взносов и ответственность за их неуплату (к моменту государственной регистрации члены кооператива должны внести не менее 10 % пая, остальную часть – в течение года);

- характер и порядок трудового участия членов кооператива в его деятельности;

- размер и условия субсидиарной ответственности членов кооператива по его долгам;

- порядок распределения прибыли и убытков.

Участие в управлении деятельностью кооператива осуществляется по принципу «один пайщик – один голос» (в отличие от обществ, где голоса распределяются, как правило, пропорционально вкладам в уставный капитал).

Распределение доходов и имущества осуществляется с учетом имущественного взноса и трудового участия членов кооператива. Между членами кооператива, не принимающими личного трудового участия в деятельности, прибыль распределяется соответственно размеру их паевого взноса. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворения требований кредиторов.

Каждый член кооператива имеет право выйти из его состава, при этом ему выплачивается пай и другие суммы по окончании финансового года.

Возможно исключение члена кооператива из его состава по решению общего собрания в случае нарушения им устава.

Член кооператива вправе передать свой пай или его часть другому члену кооператива. Передача пая лицу, не являющемуся членом кооператива, допускается только с согласия кооператива. Члены кооператива имеют преимущественное право покупки пая.

Высшим органом управления производственного кооператива является общее собрание его членов (проводится не реже, чем один раз в год). К исключительной компетенции которого относится решение следующих вопросов:

- утверждение, изменение устава;

- прием и исключение членов кооператива;

- образование и прекращение полномочий членов наблюдательного совета и исполнительного органа;

- утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов;

- распределение прибыли и убытков;

- решение о реорганизации или ликвидации кооператива (преобразование в хозяйственное общество или товарищество возможно лишь по единогласному решению).

Общее собрание членов кооператива правомочно принимать решения, если на данном собрании присутствует более пятидесяти процентов общего числа членов кооператива.

Текущее руководство производственным кооперативом осуществляет исполнительный орган – правление или председатель правления. Членами правления кооператива и председателем правления кооператива могут быть только члены кооператива.

В кооперативе с численностью более 50 человек дополнительно создается наблюдательный совет, осуществляющий контроль за деятельностью исполнительных органов. Один и тот же член кооператива не может входить и в наблюдательный Совет, и в исполнительные органы.

Холдинговые компании.

Хо́лдинг (от англ. holding «владение») — совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний. В РФ правильнее говорить холдинговая компания. Помимо простых холдингов, представляющих собой одно материнское общество и одно либо несколько контролируемых им дочерних обществ (о которых говорят, что они по отношению друг к другу являются «сестринскими» компаниями), существуют и более сложные холдинговые структуры, в которых дочерние общества сами выступают в качестве материнских компаний по отношению к другим («внучатым») компаниям. При этом материнская компания, стоящая во главе всей структуры холдинга, именуетсяхолдинговой компанией.

Контроль материнской компании за своими дочерними обществами осуществляется как посредством доминирующего участия в их уставном капитале, так и посредством определения их хозяйственной деятельности (например, выполняя функции их единоличного исполнительного органа), так и иным предусмотренным законодательством образом.

Характерные черты холдинга:

1. Концентрация акций фирм различных отраслей и сфер экономики или фирм, расположенных в различных регионах.

2. Многоступенчатость, то есть наличие дочерних, внучатых и прочих родственных компаний. Нередко холдинг представляет собой пирамиду, возглавляемую одной или двумя фирмами, нередко разной национальной принадлежности.

3. Централизация управления в рамках группы путём выработки материнской компанией глобальной политики и координации совместных действий предприятий по следующим направлениям:

выработка единой тактики и стратегии в глобальном масштабе;

реорганизация компаний и определение внутренней структуры холдинга;

осуществление межфирменных связей;

финансирование капиталовложений в разработку новой продукции;

предоставление консультационных и технических услуг.

Типы холдинга:

1. В зависимости от способа установления контроля головной компании над дочерними фирмами выделяют:

имущественный холдинг, в котором материнская компания владеет контрольным пакетом акций дочерней;

договорной холдинг, в котором у головной компании нет контрольного пакета акций дочернего предприятия, а контроль осуществляется на основании заключенного между ними договора.

2. В зависимости от видов работ и функций, которые выполняет головная компания, различают:

чистый холдинг, в котором головная компания владеет контрольными пакетами акций дочерних предприятий, но сама не ведет никакой производственной деятельности, а выполняет только контрольно-управленческие функции;

смешанный холдинг, в котором головная компания ведет хозяйственную деятельность, производит продукцию, оказывает услуги, но при этом выполняет и управленческие функции по отношению к дочерним предприятиям.

3. С точки зрения производственной взаимосвязи компаний выделяют:

интегрированный холдинг, в котором предприятия связаны технологической цепочкой. Данный тип холдингов получил широкое распространение в нефтегазовом комплексе, где под руководством головной компании объединены предприятия по добыче, транспортировке, переработке и сбыту продукции;

конгломератный холдинг, который объединяет разнородные предприятия, не связанные технологическим процессом. Каждое из дочерних предприятий ведет свой бизнес, ни в коей мере не зависящий от других "дочек".

4. В зависимости от степени взаимного влияния компаний различают:

классический холдинг, в котором головная компания контролирует дочерние фирмы в силу своего преобладающего участия в их уставном капитале. Дочерние предприятия, как правило, не владеют акциями головной компании, хотя абсолютно исключить такую возможность нельзя. В ряде случаев они имеют мелкие пакеты акций материнской компании;

перекрестный холдинг, при котором предприятия владеют контрольными пакетами акций друг друга. Такая форма холдингов характерна для Японии, где банк владеет контрольным пакетом акций предприятия, а оно обладает контрольным пакетом акций банка. Таким образом, происходит сращивание финансового и промышленного капитала, что, с одной стороны, облегчает предприятию доступ к финансовым ресурсам, имеющимся у банка, а с другой стороны, дает банкам возможность полностью контролировать деятельность дочерних фирм, предоставляя им кредиты».

Концерны.

Концерн (нем. der Konzern) — финансово-промышленная группа компаний, преимущественно на территории немецкоговорящих стран Европы и в странах Прибалтики.[источник не указан 384 дня] Типичным является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов.

Термин «концерн» был заимствован из немецкого языка и неразрывно связан с историей развития экономики Германии и особенностями немецкого законодательства. Однако ошибочно думать, что именно там появились первые концерны. Считается, что первый концерн в мире и прообраз будущих конгломератов создал во Флоренции Козимо Медичи[1]. Группа его компаний ещё в конце XIII — начале XIV века имела представительства в том числе в Исландии и в Африке, отправляла сотрудников и транспортировала товары из Азии по Великому шёлковому пути, включала в себя банки и торговые дома. Само понятие концерна возникло только через несколько сотен лет. Сначала возникли похожие на современные биржи (хотя прообразы существовали с 1351 г в Венеции, первая биржа открылась в Амстердаме в 1602), потом с развитием индустриализации активизировалась банковская деятельность и частные предприятия стали объединятся в группы, концерны и конгломераты.

Различают вертикальные концерны, горизонтальные концерны, и смешанные концерны (также называемые конгломераты). Под вертикальными понимаются объединения фирм, охватывающие весь цикл от закупки материалов через производство до сбыта одного определённого вида продукции, например концерн Мустерман, занимающийся всеми аспектами издательского дела и продажи книг и другой продукции. Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие фирмы с различной клиентурой, например объединение пивоварен с различными сортами пива. Большую роль в становлении современных концернов сыграла динамика финансовых рынков 60-х, с типично перемежающимися спадами и подъёмами. Это позволило конгломератам скупать компании по заниженным ценам на заёмы в банках, показывать хороший возврат с инвестиций, получать ещё большие кредиты и использовать финансовые рычаги, таким образам создавая цепную реакцию. Так возникли или получили сильное развитие американский Дженерал Электрик, немецкий Сименс, японская Мицубиси.

Наши рекомендации