Теоретические аспекты продажи готовой продукции
Теоретические и правовые вопросы по продаже готовой продукции
1.1 Нормативно – правовое регулирование продажи готовой продукции
Независимо от организационно – правовой формы управление организацией производится в соответствии с ее уставом на основе сочетания принципов самоуправления предприятия и прав собственника по хозяйственному использованию имущества.
Организация самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую им продукцию. Основа планов - это договора, по которым выполняются работы и поставки для покупателей и заказчиков и прочих потребителей продукции.
Организация самостоятельно или на договорной основе устанавливает цены на свою продукцию.
Основными законодательными и правовыми документами, регулирующими продажу готовой продукции являются:
1. Положение по бухгалтерскому учету Учетная политика организации» ПБУ 1/98.
Один из первых стандартов, защищающий интересы организации в области применения правил ведения бухгалтерского учета. В нем заложены нормы, условия, в рамках которой организация считает возможным и достаточным получить достоверную и оперативную информацию о хозяйственной деятельности, опираясь на действующие законодательные акты.
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ МФ РФ № 34н от 29 июля 1998 г).
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности является определяющим документом, в соответствии с которым установлено, что все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета, независимо от форм собственности, находящихся как на самоокупаемости, так и на бюджетном финансировании.
3. План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (Приказ МФ РФ
№ 94н от 31 октября 2000 г)
Планом счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организации для обобщения информации о наличии и движения готовой продукции предусмотрен счет 43 «Готовая продукция».
Бухгалтерский учет готовой продукции ведется в валюте РФ – в рублях.
4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально – производственных запасов» ПБУ 5/01 (Приказ Минфина № 44н от 9 июня 2001 г)
Готовая продукция является частью материально – производственных запасов, предназначенных для продажи, это конечный результат производственного процесса законченный обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которого соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством.
5. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ № 49 от 13 июля 1995 г).
Инвентаризация является способом уточнения учета и последующего контроля за сохранностью имущества организации.
Основные цели инвентаризации: выявление фактического наличия имущества и сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.
Руководствуясь перечисленными нормативными документами, организация разрабатывает учетную политику в отношении оценки готовой продукции, ее продажи, способов признания прибыли от реализации продукции и ее использование.
В соответствии с учетной политикой Котельничского филиала ООО «Кировское ПО «Прожектор» ВОС» готовая продукция в бухгалтерском балансе отражается по фактической себестоимости по прямым статьям затрат. Отгруженная продукция отражается по фактической себестоимости, включая наряду с производственной себестоимостью затраты, связанные с реализацией (сбытом) продукции.
Все эти документы универсальны и определяют общие правила организации ведения бухгалтерского учета и распространяются на все предприятия и организации, являющимися юридическими лицами, независимо от подчиненности, форм собственности и видов деятельности.
Теоретические аспекты продажи готовой продукции
Хозяйственная деятельность любой организации складывается из трех основных взаимосвязанных хозяйственных процессов: снабжения, производства продукции и ее реализации. Эти процессы производятся практически одновременно, для чего используют основные и оборотные средства, труд работников.
Готовая продукция - конечный продукт производственного процесса предприятия. Это изготовление на данном предприятии изделия, которая прошла все стадии технологической обработки и соответствует установленным стандартам или техническим условиям, полностью укомплектованная и сданная на склад предприятия в соответствии с утвержденным порядком их приемки и готовой к реализации.
Для любого производственного предприятия реализация готовой продукции - основной источник дохода, поэтому учет выпуска продукции занимает основное место в системе организации бухгалтерского учета.
Реализация готовой продукции завершает кругооборот средств организации, т. к. товар превращается в деньги. Организация возмещает свои затраты, связанные с производством и продажей продукции, и реализует созданный в производстве чистый доход, который частично перечисляется в государственный бюджет и частично остается у организации в виде прибыли.
Предприятие изготавливает продукцию исходя из условий заключенных с покупателями и заказчиками договоров, разработанных плановых заданий по ассортименту, количеству и качеству подлежащих к выпуску продукции, постоянно уделяя большое внимание вопросам изучения спроса и конкурентоспособности продукции, расширяя ее ассортимент, равняясь на потребности рынка.
В договорах на поставку готовой продукции указывается поставщик и покупатель, необходимые показатели по изделиям, цены, скидки, накидки, порядок расчетов и другие реквизиты. В международной практике принято дополнительно указывать непреодолимые обстоятельства (форс - мажор), поручительство, гарантии исполнения договорных условий, порядок возмещения убытков, оговорку о подсудности и арбитраже и другие сведения.
В настоящих условиях договорам поставки придается особое значение, т. к. это важнейший экономический показатель работы, определяющий эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия. В объем реализации включается отгруженная и отпущенная продукция, независимо от того зачислен платеж на расчетный счет организации или получен аванс.
Таким образом, процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств организации, что позволяет ей выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банками по ссудам, персоналом, поставщикам и возмещать прочие производственные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости средств, штрафы за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение предприятия.
Продажа готовой продукции производится по цене реализации, устанавливаемой предприятием самостоятельно, с учетом рыночных цен на аналогичную продукцию. В бухгалтерском учете выручка от продажи продукции отображается только в момент перехода права собственности на нее покупателю.
С 1 января 2000 г действует Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), которое определяет понятие реализации и признания доходов от реализации продукции.
В современных условиях выручка от продажи продукции является единственным нормальным источником средств для бесперебойной работы предприятия. Выручка от продажи призвана компенсировать расходы по процессам производства и продажи (реализации) продукции, а также обеспечить прибыль. Это связано с тем, что стоимость готовой продукции включает в себя перенесенную стоимость, в том числе потребленные материально - производственные запасы, часть стоимости основных средств виде продукта, необходимого для воспроизводства рабочей силы, прибавочного продукта, необходимого для расширения воспроизводства. Разница между стоимостью готовой продукции и стоимостью прибавочного продукта показывает, во что обходится производство готовой продукции, т. е. себестоимость.
Наряду с объемом реализации организация планирует сумму прибыли. Это возможно потому что при установлении продажных (договорных) цен на продукцию в ее состав включается определенная сумма или процент прибыли (дохода). Количество продукции, подлежащей реализации по договорам (планам), умноженная на договорную цену, составляет продажную стоимость по плану. Процент прибыли позволяет рассчитать плановую сумму прибыли. Эти два показателя будут являться базой для расчета авансовых платежей или ежемесячных отчислений в бюджет налога на прибыль по плановым показателям.
Фактическая сумма прибыли от реализации продукции определяется ежемесячно как разница между продажной стоимостью реализации продукции и ее полной фактической себестоимостью.
Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции, и он определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Таким образом, основными задачами бухгалтерского учета готовой продукции являются:
- правильный и своевременный учет наличия и движения готовой продукции на складах и других местах хранения;
- контроль за выполнением планов по объему, ассортименту, качеству выпущенной продукции и обязательств по ее поставкам;
- проверка сохранности готовой продукции и соблюдение установленных лимитов;
- контроль за выполнением планов по реализации продукции и своевременной оплатой реализованной продукции;
- выявление рентабельности всей продукции и ее отдельных видов.
Успешное выполнение этих задач зависит от ритмичности работы предприятия, правильности организации сбыта и складского хозяйства, своевременности документального оформления хозяйственных операций.
2. Общая характеристика Котельничского филиала ООО «Кировское ПО «Прожектор» ВОС»