Тема 3: распределение затрат и калькулирование себестоимости продукции
Система учёта затрат на производство должна выражать определённую взаимосвязь приёмов и способов обобщения издержек по составу, содержанию, назначению, местам возникновения и центрам ответственности, по видам продукции или работ, их группам и способам контроля за использованием производственных ресурсов в сопоставлении с действующими нормами и планируемой эффективностью.
На предприятиях учёт затрат может быть организован различными методами. В управленческом учёте применяются различные признаки классификации методов учёта затрат. Большинство авторов предлагает следующую классификацию, представленную на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 - Классификация методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
Наряду с рассмотренными основными признаками классификации методов учёта затрат, ряд авторов вводит дополнительные признаки классификации методов производственного учёта:
- по процессам: полуфабрикатные и бесполуфабрикатные;
- по количеству продуктов: однопродуктовые и многопродуктовые
- по способу распределения косвенных затрат: однокоэффициентный и многокоэффициентный.
Учёт затрат по полной себестоимости предполагает, что в себестоимость продукции включаются все издержки предприятия, независимо от их деления на постоянные и переменные, на прямые и косвенные. Те затраты, которые не могут быть непосредственно отнесены на определённую продукцию, распределяют вначале по центрам ответственности, а затем по видам продукции пропорционально выбранной базе распределения.
Порядок распределения накладных расходов имеет исключительно важное значение для формирования ценовой политики; для формирования ассортиментной политики; для распределения расходов между готовой продукцией и незавершённым производством и т.д.
В самом общем виде схема распределения накладных расходов включает в себя четыре этапа:
1) распределение накладных расходов между основным и обслуживающим производствами:
а) затраты делятся по статьям;
б) в результате выделяются затраты, относящиеся к конкретным подразделениям;
в) общие для нескольких или всех подразделений затраты распределяются между ними.
2) перераспределение накладных расходов обслуживающих производств на основные;
3) расчёт ставки распределения накладных расходов для каждого подразделения по формуле:
накладные расходы подразделения
Ст = база распределения (3.1)
4) распределение накладных расходов по видам продукции, исходя из рассчитанной ставки.
Иногда применяется и другой подход, когда накладные расходы распределяются между видами продукции пропорционально единой общезаводской базе. Однако такой подход серьёзно искажает реальную себестоимость конкретных видов продукции.
Исключительно важную роль в формировании учетной политики играет выбор базы распределения накладных расходов независимо от метода калькулирования (позаказный, попередельный, попроцессный).
Основным критерием выбора базы распределения является сочетание различных ресурсов в технологическом процессе.
Так, если деятельность подразделения является трудоёмкой, то базой распределения могут быть:
- фактические затраты труда (основная заработная плата производственных рабочих);
- нормативные затраты труда (нормативная трудоёмкость);
- количество персонала, занятого в том или ином процессе и т.д.
Если деятельность подразделения капиталоёмкая:
- амортизационные отчисления по видам продукции;
- фактические часы работы оборудования;
- нормативные часы работы оборудования;
- остаточная стоимость основных средств и т.д.
Если деятельность подразделения материалоёмкая:
- фактические затраты сырья и материалов;
- плановые (нормативные) затраты сырья и материалов.
Если деятельность подразделения нельзя определить как материалоёмкую, трудоёмкую или капиталоёмкую, то базой распределения могут быть:
- прямые материальные затраты;
- амортизационные отчисления + прямые материальные затраты;
- основная заработная плата производственных рабочих + прямые материальные затраты.
Однако могут применяться и так называемые дополнительные базы распределения:
- объём выпуска;
- объём продаж;
- себестоимость;
- маржинальный доход
- и другие финансовые показатели.
Как показывает опыт, при одних и тех же показателях решение о выгодности ассортимента может меняться коренным образом в зависимости от базы распределения.
Например, предприятие выпускает два вида продукции А и Б. Известно, что материальные затраты на единицу по изделию А составляют 200 д.е., по изделию Б 400 д.е.; заработная плата на единицу по изделию А 300 д.е., по изделию Б 600 д.е.; общие накладные расходы 2000000 д.е.; цена изделия А 2000 д.е., цена изделия А 1500 д.е.
Рассчитаем показатели в случае, когда базой распределения является заработная плата.
ТогдаСт=2000000/(300*1000+100*1000)=5 или 500%
Накладные расходы на единицу изделия А 300*5=1500 д.е., изделия Б 100*5=500.
Себестоимость единицы изделия А 200+300+1500=2000 д.е., изделия Б 400+600+500=1000.
Прибыль на единицу изделия А 0 д.е., изделия Б 500 д.е.
Рентабельность единицы изделия А 0%, изделия Б 500/1500*100=33,3%.
Рассмотрим случай, когда базой распределения являются материальные затраты.
ТогдаСт=2000000/(200*1000+400*1000)=3,33 или 333%
Накладные расходы на единицу изделия А 200*3,33=667 д.е., изделия Б 400*3,33=1333.
Себестоимость единицы изделия А 200+300+667=1167 д.е., изделия Б 400+600+1333=2333.
Прибыль на единицу изделия А 833 д.е., изделия Б -833 д.е.
Рентабельность единицы изделия А 41,65%, изделия Б -35,7%.
Практическое занятие 5. Тема: Калькулирование и его роль в управлении производством.
Вопросы:
1. Понятие себестоимости продукции.
2. Виды себестоимости продукции.
3. Состав себестоимости продукции.
4. Основные задачи учёта затрат.
5. Основные принципы учёта затрат.
6. Взаимосвязь учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции.
7. Цели учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции.
8. Понятие объекта учёта затрат.
9. Классификация объектов учёта затрат.
10. Факторы, влияющие на выбор объекта учёта затрат.
11. Понятие объекта калькулирования.
12. Влияние отраслевых особенностей на номенклатуру объектов калькулирования.
13. Понятие калькуляционной единицы и основных групп калькуляционных единиц.
14. Организационная структура организации и построение системы учёта затрат.
15. Производственная структура организации и её влияние на организацию учёта затрат.
16. Подходы к построению аналитического учёта затрат:
- по центрам возникновения затрат;
- по центрам ответственности за возникшие затраты;
- по центрам рентабельности отдельных видов продукции.
17. Классификация методов учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции:
- по способу оценки затрат;
- по объектам группировки (по отношению к технологическому процессу);
- по полноте включения затрат в себестоимость продукции.
Рефераты:
1. Роль калькулирования в управлении производством.
2. Особенности организации производства и их влияние на построение системы учёта затрат.
Задание 1. Рассчитайте себестоимость произведенной и реализованной единицы продукции для следующих исходных данных: совокупные затраты - 112 000 д.е., в том числе 12% - расходы на реализацию. Произведено 2500 изделий, продано 600 единиц. Какова будет стоимость остатка нереализованной продукции?
Задание 2.Предприятие производит продукцию трех видов при совокупных затратах 113 000 д.е. Рассчитайте себестоимость производства единицы каждого вида изделий на основе данных, приведенных в таблице.
Таблица 3.1 – Информация об объеме производства и коэффициенте соотношений затрат на производство
Продукция | Количество, ед. | Коэффициент соотношений затрат на производство |
А Б В | 0,8 1,0 1,5 |
Задание 3.Используя показатели задания 2, определите полную себестоимость единицы продукции каждого вида, если общие расходы на реализацию составили 22 600 д.е., объем продаж и коэффициенты соотношения затрат на реализацию характеризуются следующими данными:
Таблица 3.2– Информация об объеме продаж и коэффициенте соотношений затрат на производство
Продукция | Объем продаж, ед. | Коэффициент соотношений затрат на реализацию |
А Б В | 0,4 0,8 1,0 |
Задание 4.На предприятии за отчетный период имели место следующие затраты, д.е.:
материальные затраты - 15 000;
оплата труда рабочих - 18 000.
Незавершенное производство на начало периода - 4500, на конец периода - 3000 д.е.
Полная себестоимость реализованной за отчетный период продукции - 60 000 д.е.
Определите накладные расходы, включенные в себестоимость произведенной продукции, при условии, что незавершенное производство учитывается по прямым затратам.
Практическое занятие 6. Тема:Попроцессный и позаказный методы учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции.
Вопросы:
1. Сущность попроцессного метода учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции.
2. Основные этапы попроцессного калькулирования.
3. Варианты организации попроцессного метода учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции:
- последовательный;
- параллельный;
- раздельный.
4. Применение попроцессного метода учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции.
5. Недостатки попроцессного метода учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции.
6. Понятие пооперационного метода учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции.
7. Сущность смешанного метода калькулирования.
8. Позаказный метод учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции, его сущность.
9. Условия применения позаказного метода учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции.
10. Достоинства позаказного метода учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции.
11. Недостатки позаказного метода учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции.
12. Сфера применения позаказного метода учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции.
Рефераты:
1. Проблемы использования попроцессного метода учёта затрат и калькулирования себестоимости.
2. Проблемы использования позаказного метода учёта затрат и калькулирования себестоимости.
Задание 1.На предприятии производится три вида продукции А, Б, В. Прямые материальные расходы на производство единицы каждого вида продукции представлены в таблице. Общие затраты на материал в составе накладных расходов составляют 5% прямых материальных расходов. Затраты производства, определяемые с помощью показателя эквивалентности, исчислены для места возникновения затрат 1 в размере 100 000 д.е. и для места возникновения затрат 2 в сумме 62 000 д.е. (коэффициенты эквивалентности найдены сопоставлением времени производства каждого изделия).
Кроме того, имеются следующие данные, приведенные в таблице 3.3.
Определите себестоимость трех видов продукции А, Б, В с помощью двухступенчатой попередельной калькуляции с использованием показателей эквивалентности.
Таблица 3.3 – Исходные данные
Изделие | Прямые затраты материала, д.е./ед. | Количество изделий за период, ед. | Показатель эквивалентности | |
место возникновения затрат 1 | место возникновения затрат 2 | |||
А Б В | 0,5 1,0 3,0 | - 2,0 5,0 |
Задание 2.Продукт из однородного сырья проходит две последовательные технологические стадии изготовления. В первой израсходовано 500 т сырья (стоимость 1т сырья 375 д.е/т) и при затратах 60000 д.е. получено 450 т полуфабриката. Во второй стадии при расходах на обработку 21 000 д.е. получено 300 т готовой продукции. Из этого количества в отчетном периоде реализовано 250 т, расходы на реализацию составили 7500 д.е.
Определите себестоимость 1 т полуфабриката, готовой и реализованной продукции.
Задание 3. Изделия проходят обработку последовательно в трех цехах. Исходные данные представлены в таблице 3.4.
Таблица 3.4 – Исходные данные
Показатели | Цех №1 | Цех №2 | Цех №3 |
Объем производства, ед. | 2 000 | 2 000 | 2 000 |
Прямые затраты на материалы, кг/ед. | 1,8 | 3,6 | |
Стоимость материалов, тыс.руб./кг | 13,6 | 1,2 | |
Прямые затраты на зарплату, чел.-час./ед. | 3,2 | 3,4 | 2,7 |
Часовая тарифная ставка, тыс.руб. | 9,5 | 10,7 | 8,9 |
Накладные расходы, тыс.руб. | 18 200 | 16 000 | 12 300 |
Определите:
а) себестоимость производства одного изделия по каждому цеху и по предприятию в целом;
б) цену реализации изделия при плановом размере рентабельности 30%.
Задание 4.Обработка изделий ведётся последовательно в трёх цехах. Стоимость сырья 6 000 руб. Затраты на обработку в 1-ом цехе 2 800 руб., во 2-ом – 3 400 руб., в 3-ем 1 500 руб. Запланировано и фактически выпущено 300 изделий. Определите себестоимость единицы продукции.
Задание 5. Обработка полуфабрикатов до того, как они станут готовой продукцией, проходит последовательно в трёх цехах. Исходные данные представлены в таблице 3.5.
Затраты на сырьё и материалы в расчёте на единицу продукции – 80 руб., административно-управленческие расходы за отчётный период – 400 тыс. руб. Реализовано за отчётный период 10 000 единиц продукции. Местом потребления сырья и материалов является 1 передел.
Таблица 3.5 – Исходные данные
Показатели | Цех1 | Цех 2 | Цех 3 |
Количество произведенных полуфабрикатов, шт. | |||
Добавленные затраты в каждом цехе, тыс.руб. |
Определите себестоимость единицы готовой продукции и себестоимость полуфабриката после каждого передела.
Рассчитайте стоимость изготовленных полуфабрикатов.
Дайте стоимостную оценку запасов полуфабрикатов и готовой продукции.
Задание 6. Заказ для ОАО «Петрушка» (специализирующегося на производстве карнавальных костюмов) на пошив партии детских костюмов для утренника поступил 25 ноября и был выполнен 6 декабря. Сведения о затратах ОАО «Петрушка» представлены в таблице 3.6 и 3.7. Определите фактическую себестоимость партии костюмов.
Таблица 3.6 – Затраты ОАО «Петрушка», руб.
№ строки | Показатели | ноябрь | декабрь |
Сырьё и материалы | |||
Дополнительные комплектующие | |||
Заработная плата основных производственных рабочих | |||
Совокупные косвенные расходы за месяц |
Таблица 3.7 – Данные журнала учёта заказов с 25 ноября по 6 декабря
Дата | 25.11 | 26.11 | 27.11 | 28.11 | 29.11 | 30.11 | 1.12 | 2.12 | 3.12 | 4.12 | 5.12 | 6.12 |
Количество заказов |
Практическое занятие 7. Тема: Калькулирование полной и неполной себестоимости.
Вопросы:
1. Причины и факторы распространения учёта затрат по полной себестоимости в отечественных организациях.
2. Порядок учёта прямых и косвенных затрат при калькулировании полной себестоимости.
3. Преимущества калькулирования полной себестоимости.
4. Основные недостатки калькулирования полной себестоимости.
5. Преимущества маржинального подхода к калькулированию себестоимости продукции.
6. Принципиальные отличия калькулирования неполной (усечённой) себестоимости продукции.
7. Роль и значение маржинального калькулирования в обосновании управленческих решений.
8. Важнейшие задачи управления затратами, решаемые с помощью маржинального подхода.
9. Система директ-костинг и её развитие на современном этапе.
Рефераты:
1. Управление затратами как один из элементов управления организацией.
2. Система «Direct-costing».
Задание 1.Имеются следующие данные о производстве и реализации продукции А за три месяца:
Таблица 3.8 – Исходные данные
Показатели | Июнь | Июль | Август |
1.Начальный остаток готовой продукции, ед. | |||
2.Произведено за месяц, ед. | |||
3.Реализовано за месяц, ед. | |||
4.Остаток на конец месяца, ед. | |||
5.Объем реализации, т.р. | |||
6.Расходы на производство: 6.1.Прямые материалы, т.р./ ед. | 0,35 | 0,35 | 0,35 |
6.2.Прямая заработная плата, т.р./ед. | 0,45 | 0,45 | 0,45 |
6.3.Прочие прямые расходы на производство, т.р./ед. | 0,10 | 0,10 | 0,10 |
Продолжение таблицы 3.8
7.Косвенные расходы на производство, т.р./месяц | |||
8.Расходы на реализацию, т.р. |
Кроме того, известно, что объем производства в мае составил 8000 ед.
Определить себестоимость продукции и финансовые результаты за три месяца:
1) по методу «директ-костинг» (таблица 3.9);
2) по методу полной себестоимости (таблица 3.10).
Сравнить результаты, полученные двумя методами (таблица 3.11).
Таблица 3.9 – Определение себестоимости продукции и финансовых результатов за три месяца по методу «директ-костинг».
Показатели | Июнь | Июль | Август |
1.Объем реализации, т.р. | |||
2.Себестоимость реализованной продукции: 2.1.Начальный остаток произведенной продукции, т.р. | |||
2.2.Прямые материалы, т.р. | |||
2.3.Прямая заработная плата, т.р. | |||
2.4.Прочие прямые расходы на производство, т.р. | |||
2.5.Конечный остаток готовой продукции, т.р. | |||
Итого себестоимость реализованной продукции: | |||
3.Маржа с переменных затрат | |||
4.Косвенные расходы на производство, т.р. | |||
5.Расходы на реализацию, т.р. | |||
Итого постоянных затрат | |||
Финансовый результат |
Таблица 3.10 – Определение себестоимости продукции и финансовых результатов за три месяца по методу полной себестоимости.
Показатели | Июнь | Июль | Август |
1.Объем реализации, т.р. | |||
2.Себестоимость реализованной продукции: 2.1.Начальный остаток готовой продукции, т.р. | |||
2.2.Прямые материалы, т.р. | |||
2.3.Прямая заработная плата, т.р. | |||
2.4.Прочие прямые расходы на производство, т.р. | |||
2.5.Косвенные расходы на производство, т.р. | |||
2.6.Конечный остаток готовой продукции, т.р. | |||
Итого себестоимость реализованной продукции: |
Продолжение таблицы 3.10
3.Валовая маржа | |||
4.Расходы на реализацию, т.р. | |||
Финансовый результат |
Таблица 3.11 – Сравнение результатов, полученных по методам «директ-костинг» и полной себестоимости.
Показатели | «Директ-костинг» | Полная себестоимость | Разница |
Результат: за июнь за июль за август в целом за три месяца | |||
Уменьшение остатков: Остаток конечный, т.р. Остаток начальный, т.р. Изменение остатков |
Задание 2.ООО «Полидрев» производит деревянные столы и стулья. Прямые затраты на производство одного стола составляют 200 д.е., в том числе прямая заработная плата 100 д.е., прямые затраты на производство одного стула – 100 д.е., из них заработная плата составляет 50 д.е. За отчётный период общепроизводственные расходы составили 1800 д.е, общехозяйственные расходы 2400 д.е. Общепроизводственные расходы состоят только из переменной части. Также известно что:
- половина всех произведенных за отчётный период затрат материализовалась в готовой продукции, другая часть осталась в виде незавершённого производства, причём за отчётный период произведено 10 столов и 40 стульев;
- вся произведенная продукция реализована. Выручка от реализации составила 20 000 д.е.
Определите:
- себестоимость единицы произведенной продукции;
- стоимость незавершённого производства;
- прибыль от реализации продукции.
Все расчёты выполните по методу «директ-костинг» и методу учёта полных затрат. Сделайте выводы.
Практическое занятие 8. Калькулирование фактической и нормативной себестоимости. Анализ отклонений.
Вопросы:
1. Сущность учёта затрат по фактической себестоимости.
2. Преимущества и недостатки учёта затрат по фактической себестоимости.
3. Сущность нормативного метода учёта затрат.
4. Формулы, выражающие фактические затраты при использовании нормативного метода учёта затрат.
5. Особенности организации учёта затрат при использовании нормативного метода.
6. Условия применения нормативного метода.
7. Преимущества нормативного метода учёта затрат.
8. Недостатки нормативного метода учёта затрат.
9. Сравнительная характеристика нормативного метода учёта затрат и учёта затрат по плановой себестоимости.
10. Сравнительная характеристика нормативного метода учёта затрат и системы стандарт-кост.
11. Анализ отклонений при использовании нормативного метода учёта затрат.
12. Анализ отклонений по материалам.
13. Анализ отклонений по заработной плате производственных рабочих.
14. Анализ отклонений накладных расходов.
15. Понятие значимости (важности) отклонений при использовании нормативного метода учёта затрат.
16. Построение расчётных формул вычисления отклонений при использовании нормативного метода учёта затрат.
Рефераты:
1. Система «JIT».
2. АВС – метод.
3. Target-cost.
Задание 1.В мае были совершены следующие операции по производству изделия А (таблица 3.12).
Таблица 3.12 – Исходные данные
Показатели | Сумма,т.р. |
Фактические данные: | |
Сырье, израсходованное на производство изделия А: 5500 кг по 5,5 т.р. за 1 кг | |
Прямая заработная плата рабочих: 190 ч по 42 т.р. за 1 ч работы | |
Прочие прямые расходы на производство | |
Произведено 600 изделий А | |
Реализовано 500 изделий А по цене 125 т.р. за 1 ед. | |
Внепроизводственные расходы | |
Нормативные данные: | |
Нормативный объем производства, шт. | |
Нормативный расход сырья: | |
8 1/3 кг на 1 изделие по цене 5 т.р. за 1 кг | |
Нормальная работа цеха, ч |
Продолжение таблицы 3.12
Нормативная себестоимость 1 ч труда рабочих, т.р. | |
Прочие переменные расходы на производство | |
Уровень нормативных внепроизводственных расходов составляет 10% нормативной производственной себестоимости реализованной продукции. |
Произвести расчет отклонений по производственной и реализованной себестоимости продукции (форма таблицы 3.13); по данным учета отклонений провести анализ отклонений по прямым затратам (форма таблицы 3.14).
Таблица 3.13 - Расчет отклонений по производственной и реализованной себестоимости продукции (на 600 шт. произведенной и 500 шт. проданной продукции А)
Показатели | Фактическая себестоимость | Нормативная себестоимость | Отклонения (+) | |||||
кол-во, шт, час. | цена, т.р | сумма, т.р. | кол-во, шт, час. | цена, т.р. | сумма, т.р. | перерасход, т.р. | экономия, т.р. | |
Сырье | ||||||||
Прямая заработная плата | ||||||||
Прочие переменные расходы на производство | ||||||||
Производственная себестоимость фактического объема | х | х | ||||||
Производственная себестоимость реализованной продукции | х | х | ||||||
Внепроизводственные расходы | ||||||||
Полная себестоимость | х | х |
Таблица 3.14 – Отклонения по прямым затратам
Показатели | Количество | Отклонения по количеству, + (гр.2-гр.3) | Нормат. себестоимость единицы, т.р. | Отклонения | ||||
Фактич., шт, ч. | Нормат.,шт, ч. | По материалам, т.р | По зарплате, т.р. | |||||
+ | - | + | - | |||||
Отклонения по количеству | ||||||||
Отклонения по времени |
Продолжение таблицы 3.14 | ||||||||
Показатели | Цена, ставка | Отклонения по цене, + (гр.2-гр.3) | Фактич. количество, шт, ч. | Отклонения | ||||
Фактич. | Нормат. | По материалам, т.р | По зарплате, т.р. | |||||
+ | - | + | - | |||||
Отклонения по цене | ||||||||
Отклонения по ставкам зарплаты | ||||||||
Итого |
Практическое занятие 9. Тема: Распределение накладных расходов.
Вопросы:
1. Состав косвенных расходов организации.
2. Роль и значение распределения накладных расходов для принятия управленческих решений.
3. Этапы распределения накладных расходов.
4. Преимущества и недостатки поэтапного распределения накладных расходов.
5. Преимущества и недостатки распределения накладных расходов пропорционально единой (общезаводской) базе.
6. Выбор базы распределения накладных расходов.
7. Определение ставки распределения накладных расходов.
8. Проблемы выбора базы распределения накладных расходов в реальных условиях производства.
Рефераты:
1. Методы распределения накладных расходов.
2. Формирование рабочего плана счетов с точки зрения управленческого учёта.
Задание 1. В подотделе учета материалов бухгалтерии промышленного предприятия за минувший отчетный период отражено следующее движение материала А.
Таблица 3.15 – Информация о движении материала
Дата Приход, кг Расход, кг Цена, д.е./кг 06.01 160 35,8 23.01 300 27.02 220 05.03 840 34,2 23.05 140 09.06 180 34,4 19.07 400 36,6 14.08 350 12.10 610 35,10 29.10 620 23.11 250 36,2 Итого: |
Начальные запасы на 1 января составили 1600 кг по цене 33,4 д.е./кг:
а) найдите конечный остаток этого материала;
б) определите расход материала за данный период в денежном измерении методами ЛИФО, ФИФО и средневзвешенной себестоимости.
Задание 2.Агрегат первоначальной стоимостью 180 000 д.е. предполагается эксплуатировать более четырех лет с остаточной стоимостью 20 000 д.е. Во время эксплуатации установки выпущено 320 000 единиц продукции, в том числе в 1-й год - 100 000, 2-й год -60 000, 3-й год - 90 000, 4-й год - 70 000 единиц.
Вычислите амортизацию агрегата методами:
а) линейного списания;
б) суммы чисел лет;
в) начисления пропорционально объему выпуска продукции.
Задание 3.ОАО «Млечный путь» выпускает три вида продукции, пользующейся спросом. Себестоимость рассчитывается по полным затратам. Затраты организации на производство всего объёма каждого вида продукции представлены в таблице 3.16.
Таблица 3.16 – Данные о затратах ОАО «Млечный путь»
Вид издержек, тыс.руб. | Вид продукции | Всего | ||
А | Б | В | ||
Сырье и материалы | 38 250 | 32 100 | 53 350 | 123 700 |
Заработная плата производственных рабочих с начислениями | 20 280 | 10 200 | 10 920 | 41 400 |
Топливо и электроэнергия на технологические цели | 1 020 | 2 850 | 4 600 | 8 470 |
Прочие прямые расходы | - | 1 300 | 2 140 | 3 440 |
Определите себестоимость всех видов продукции, исходя из того, что косвенные расходы организации за период составили тыс.руб. Организация распределяет расходы пропорционально:
· основной заработной плате производственных рабочих;
· материальным затратам;
· прямым расходам;
· объему выпускаемой продукции.
Данные о выпуске продукции представлены в таблице 3.17.
Таблица 3.17 – Данные о выпуске продукции
Вид продукции | Количество, ед. |
А | 18 400 |
Б | 26 100 |
В | 15 500 |
Сравните полученные результаты и сделайте вывод о применении различных баз распределения, исходя из того, что цены на продукцию следующие: ЦА=4,3 тыс. руб., ЦБ=2,4 тыс. руб., ЦВ=5,9 тыс.руб. Расчёты представьте в виде таблиц 3.18, 3.19. Сделайте вывод относительно выбора базы распределения накладных расходов.
Таблица 3.18– Определение суммы накладных расходов, приходящейсяна конкретный вид продукции
База распределения | Ставка распределения | Сумма накладных расходов на вид продукции | ||
А | Б | В | ||
Таблица 3.19 – Сравнение финансовых результатов при выборе различных баз распределения накладных расходов
Показатель, млн.руб. | Вид продукции | Итого | ||
А | Б | В | ||
Выручка | ||||
Себестоимость продукции | ||||
Вариант 1 | ||||
Вариант 2 | ||||
Вариант 3 | ||||
Вариант 4 | ||||
Финансовый результат | ||||
Вариант 1 | ||||
Вариант 2 | ||||
Вариант 3 | ||||
Вариант 4 |
Тесты по теме
1. | «Признак, согласно которому производится группировка производственных расходов для целей управления себестоимостью» , это: |
а) | метод калькулирования |
б) | объект учета затрат |
в) | метод учета затрат |
г) | объект калькулирования |
2. | «Вид продукции, полуфабрикатов разной степени готовности, который характеризуются определенной стоимостью», это: |
а) | объект калькулирования |
б) | объект учета затрат |
в) | метод учета затрат |
г) | метод калькулирования |
3. | Технологическая себестоимость по уровню: |
а) | ниже цеховой |
б) | выше цеховой |
в) | выше производственной |
г) | все ответы не верны |
4. | Цеховая себестоимость по уровню: |
а) | выше технологической |
б0 | ниже технологической |
в) | выше производственной |
г) | все ответы не верны |
5. | Производственная структура организации отражает: |
а) | штатное расписание организации |
б) | виды производств, состав и структуру цехов, служб, их мощность, формы построения и взаимосвязи |
в) | линию поведения менеджеров производственных подразделений |
г) | состав и структуру затрат и доходов каждого элемента производства |
6. | Организационная структура предприятия находит свое отражение: |
а) | в штатном расписании организации |
б) | в бюджете продаж |
в) | в отделе капитального строительства |
г) | в прогнозном бухгалтерском балансе |
7. | Способ распределения расходов между отчетными периодами: |
а) | влияет на себестоимость единицы продукции |
б) | не влияет на затраты по объектам калькулирования |
в) | влияет только на величину маржинального дохода предприятия |
г) |
8. | Способ распределения расходов между видами продукции: |
а) | влияет на себестоимость единицы продукции |
б) | не влияет на затраты по объектам калькулирования |
в) | влияет только на величину маржинального дохода предприятия |
г) |
9. | По способу оценки затрат выделяют методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции: |
а) | передельный, позаказный; попроцессный |
б) | полный и маржинальный |
в) | фактический, нормативный, плановый |
г) | все ответы не верны |
10. | По отношению затрат к технологическому процессу выделяют следующие методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции: |
а) | передельный и нормативный |
б) | позаказный и фактический |
в) | попроцессный и плановый |
г) | все ответы не верны |
11. | Попроцессный и попередельный методы учета затрат: |
а) | одно и то же |
б) | различные методы учета затрат |
в) | нет однозначного ответа |
г) |
12. | По полноте включения затрат в себестоимость продукции выделяют методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции: |
а) | полный и маржинальный |
б) | фактический, нормативный, плановый |
в) | передельный, позаказный; попроцессный |
13. | В единичных производствах однородной продукции для определения ее себестоимости целесообразно применение калькулирования: |
а) | передельного |
б) | позаказного |
в) | попроцессного |
г |
14. | В массовых производствах однородной продукции для определения ее себестоимости целесообразно применение калькулирования: |
а) | директ-костинг |
б) | позаказного |
в) | попроцессного |
г) | все ответы не верны |
15. | В позаказном методе учета затрат отдельный производственный заказ представляет собой: |
а) | объект учета затрат |
б) | объект калькулирования |
в) | объект учета затрат и объект калькулирования |
г) | все ответы не верны |
16. | Формула определения общего количества продукции, произведенной в отчетном периоде (ОП) имеет вид: где НЗПн, НЗПк- незавершенное производство соответственно на начало и конец отчетного периода, ПП – количество полностью завершенной и переданной далее продукции |
а) | ОП=НЗПн + ПП – НЗПк |
б) | ОП=НЗПк + ПП – НЗПн |
в) | ОП=ПП – НЗПн – НЗПк |
г) | все ответы не верны |
17. | Формула определения общего количества продукции, реализованной в отчетном периоде (РП) имеет вид: где Огп н, Огп к - остатки готовой продукции на складе соответственно на начало и конец отчетного периода, ОП – общее количество продукции, произведенной в отчетном периоде количество |
а) | РП=Огп н + ОП – Огп к |
б) | РП= Огп к + ОП – Огп н |
в) | РП=ОП – Огп н – Огп к |
г) | все ответы не верны |
18. | Нормативный учет - это метод определения: |
а) | фактических затрат |
б) | ожидаемых расходов |
в) | ожидаемых затрат и фактических расходов |
г) | ожидаемых расходов и отклонений от норм |
19. | Отклонения от нормы и нормативов затрат в нормативном учете себестоимости продукции: |
а) | могут быть только положительными |
б) | могут учитываться только как экономия |
в) | могут быть положительными или отрицательными |
г) | могут быть положительными и отрицательными |
20. | Какая система учета затрат предполагает списание накладных расходов непосредственно на счет финансовых результатов: |
а) | нормативный |
б) | директ-костинг |
в) | таргет-костинг |
г) | стандарт-кост |
21. | Какая система учета затрат предполагает списание отклонений от фактической себестоимости непосредственно на счет финансовых результатов: |
а) | нормативный |
б) | стандарт-кост |
в) | фактический |
г) | директ-костинг |
22. | Маржинальный доход представляет собой: |
а) | разницу между выручкой от реализации и постоянными затратами |
б) | разницу между выручкой от реализации и переменными затратами |
в) | разницу между постоянными и переменными затратами |
г) | сумму прибыли и переменных затрат |
23. | Разница между выручкой от реализации и переменными затратами представляет собой: |
а) | доход от реализации |
б) | маржинальный доход |
в) | операционную прибыль |
г) | прибыль от реализации |
24. | Коэффициент распределения накладных расходов представляет собой |
а) | отношение базы распределения к сумме накладных расходов |
б) | отношение суммы накладных расходов к базе распределения |
в) | разница между базой распределения и суммой накладных расходов |
г) | произведение суммы накладных расходов и базы распределения |
25. | В условиях капиталоемкости производства нерационально использовать в качестве базы распределения накладных расходов: |
а) | заработную плату основных производственных рабочих |
б) | прямые затраты сырья и материалов |
в) | объем производства |
г) | все вышеперечисленное |
26. | В условиях трудоемкости производства чаще всего используют в качестве базы распределения накладных расходов: |
а) | часы работы оборудования |
б) | прямые затраты сырья и материалов |
в) | заработную плату основных производственных рабочих |
г) | все ответы верны |
27. | В условиях материалоемкости производства чаще всего используют в качестве базы распределения накладных расходов: |
а) | остаточную стоимость основных средств |
б) | заработную плату основных производственных рабочих |
в) | часы работы оборудования |
г) | нет верного ответа |
Тема 4: Планирование и бюджетирование
По определению Института дипломированных бухгалтеров по управленческому учёту (США), бюджет – это «количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определённого периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и/или расходы, которые должны быть понесены в течении этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели».
Бюджеты разрабатываются как для организации в целом, так и для её подразделений.
Основные функции бюджета следующие:
- планирование деятельности, т.е. планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;
- координация деятельности различных видов и различных подразделений (например, план производства должен быть скоординирован с планом отдела маркетинга/объём производства должен совпадать с объёмом продаж);
- стимулирование менеджеров всех рангов к достижению целей организации: каждый руководитель должен чётко знать, что ожидают от его центра ответственности (он может принимать участие и в планировании);
- контроль текущей деятельности. Бюджет – это своего рода отчёт о желаемых результатах, стандарт, образец. С ним сравниваются затем достигнутые результаты, проводят тщательный анализ отклонений.
- оценка выполнения плана центров ответственности (в зависимости от степени выполнения плана может рассчитываться премия менеджеров);
- средство обучения менеджеров: изучается в деталях деятельность своих подразделений и их взаимосвязь с другими подразделениями.
В управленческом учёте принята классификация бюджетов по ряду признаков (рисунок 4.1).
Следует отметить, что бюджет не имеет стандартизированной формы, его структура зависит от объекта планирования, размера предприятия, степени квалификации разработчиков.
Набор элементов главного бюджета может быть различным. Он во многом определяется видами деятельности организации. В общем виде бюджет организации, занятой производственной деятельностью, может быть представлен следующей схемой.
Это связано с тем, что объём продаж и выручка от реализации определяются не столько производственными возможностями организации, сколько возможностями сбыта на реальном рынке, который подвержен влиянию неконтролируемых факторов, часто с большой долей неопределённости.
Рисунок 4.1 – Классификация бюджетов
В качестве основных этапов составления главного бюджета могут быть выделены следующие:
1) рассмотрение текущей программы, которая включает общие планы, направления и политику, предложения и ограничения;
2) составление бюджета продаж;
3) составление других бюджетов (их составляют менеджеры центров ответственности при поддержке бюджетного отдела организации);
4) согласование основного бюджета между менеджерами центров ответственности и руководителями организации (как следствие, возникают обязательства между ними);
5) координация и корректировка бюджетов по мере продвижения их снизу вверх по системе управления организацией;
6) утверждение высшим руководством основного бюджета;
7) рассылка утверждённого бюджета по центрам ответственности на нижние уровни управления.
В общем виде бюджет организации, занятой производственной деятельностью, может быть представлен следующей схемой (рисунок 4.2).
Из приведенной схемы видно, что отправной точкой, и одновременно наиболее сложным этапом, во всём процессе составления общего бюджета является бюджет продаж. Это связано с тем, что объём продаж и выручка от реализации определяются не столько производственными возможностями организации, сколько возможностями сбыта на реальном рынке, который подвержен влиянию неконтролируемых факторов, часто с большой долей неопределённости.
Факторы, влияющие на прогноз объёма продаж:
- деятельность конкурентов;
- общее положение на мировом и национальном рынке (в том числе уровень занятости, уровень личных доходов);
- стабильность поставщиков и покупателей;
- результативность рекламы;
- сезонные и другие случайные колебания;
- ценовая политика;
- рентабельность продукции и др.
Существуют два основных метода оценки, которые могут лежать в основе разработки бюджета продаж:
1.Статистический прогноз на основе математического анализа общеэкономических условий, конъюнктуры рынка, кривых роста производства.
2.Экспертная оценка, полученная путём сбора мнений менеджеров и персонала отдела сбыта. В некоторых организациях отдел по сбыту оценивает сбыт каждого товара каждому конкретному клиенту, в других – региональные менеджеры оценивают общие объёмы продаж по своему региону.
Оба метода оценки имеют свои преимущества и недостатки. Практика показывает, что крупные корпорации используют комбинацию этих методов оценок.
Практическое занятие 10. Тема: Порядок разработки главного бюджета организации.
Вопросы:
1. Основные категории планирования и бюджетирования:
- планы;
- программы;
- бюджеты.
2. Планирование и его роль в управлении организацией.
3. Понятие программирования и его основные этапы.
4. Понятие «бюджетирование».
5. Определение понятия «бюджет».
6. Основные функции бюджета.
7. Классификация бюджетов по срокам.
8. Классификация бюджетов по назначению.
9. Классификация бюджетов по методам разработки.
10. Классификация бюджетов по уровню детализации.
11. Основные этапы процесса составления главного бюджета организации.
12. Элементы главного бюджета.
13. Примерная схема бюджета организации, занятой производственной деятельностью.
14. Основные условия достижения целей бюджетирования.
Рефераты:
1. Основы и виды планирования.
2. Бюджетирование и контроль.
Задание 1. Исходные данные ООО «Спектр» на I квартал 200_ г. для формирования бюджетов
Показатели | Материал А | Материал Б |
Цена, т.р. за кг | ||
Запасы на начало периода, кг | ||
Запасы на начало периода, т.р. | ||
Запланированные остатки на конец периода, кг |
Таблица 4.1 - Основные материалы
Основная заработная плата: сдельная расценка 5 т.р. за час.
Таблица 4.2 - Расход на единицу готовой продукции
Показатели | Изделие 1 | Изделие 2 |
материал А, кг | 0,3 | 0,1 |
материал Б, кг | 0,2 | 0,4 |
затраты труда, час | 1 ч | 1,5 |
Таблица 4.3 - Готовая продукция
Показатели | Изделие 1 | Изделие 2 |
Предполагаемый объем продаж, шт. | ||
Цена единицы, т.р. | ||
Запасы на начало периода, шт. | ||
Запасы на начало периода, т.р. | ||
Запланированные запасы на конец периода, шт. |
Общепроизводственные расходы | Сумма, т.р. |
вспомогательные материалы | |
зарплата работникам (переменная часть) | |
прочие выплаты | |
энергия (переменная часть) | |
обслуживание (переменная часть) | |
амортизация | |
налог на собственность | |
страхование собственности | |
энергия (постоянная часть) | |
обслуживание (постоянная часть) | |
Всего |
Таблица 4.4 – Общепроизводственные расходы
Таблица 4.5 – Коммерческие и административные расходы
Коммерческие и административные расходы | Сумма, т.р. |
комиссионные | |
реклама | |
зарплата торговым работникам | |
транспортные расходы | |
зарплата служащим | |
вспомогательные материалы | |
административные расходы | |
прочие | |
Всего |
На основании исходных данных составьте:
1) Бюджет продаж или выручки ООО «Спектр» на I квартал 200_г. (форма таблицы 4.6);
2) Бюджет производства ООО «Спектр» (в натуральном выражении) на I квартал 200_г. (форма таблицы 4.7);
3) Бюджет производственной потребности в основных материалах в натуральном и стоимостном выражении ООО «Спектр» на I квартал 200_г. (форма таблицы 4.8);
4) Бюджет приобретения основных материалов в натуральном и стоимостном выражении ООО «Спектр» на I квартал 200_г. (форма таблицы 4.9);
5) Бюджет рабочего времени ООО «Спектр» на I квартал 200_г. (форма таблицы 4.10);
6) Бюджет общепроизводственных расходов ООО «Спектр» на I квартал 200_г. (форма таблицы 4.11);
7) Бюджет коммерческих и административных расходов ООО «Спектр» на I квартал 200_г. (форма таблицы 4.12);
8) Бюджет запасов ООО «Спектр» на I квартал 200_г. (форма таблицы 4.13);
9) Бюджет производственной себестоимости ООО «Спектр» на I квартал 200_г. (форма таблицы 4.14);
10) Бюджет прибыли ООО «Спектр» на I квартал 200_г. (форма таблицы 4.15)
Таблица 4.6 - Бюджет продаж или выручки ООО «Спектр» на I квартал 200_г.
Наименование изделия | Единицы | Цена, т.руб. | Сумма продаж, т.р. |
Изделие1 | |||
Изделие2 | |||
Итого |
Таблица 4.7 – Бюджет производства ООО «Спектр» (в натуральном выражении) на I квартал 200_г.