Сущность понятия несостоятельность (банкротство). История возникновения института банкротства

Лекция 2

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)

Сущность понятия несостоятельность (банкротство). История возникновения института банкротства.

Формы участия кредиторов в деле о банкротстве.

Внесудебные процедуры банкротства.

Наблюдение как отдельная процедура банкротства.

Финансовое оздоровление как отдельная процедура банкротства.

Внешнее управление как отдельная процедура банкротства.

Конкурсное производство как отдельная процедура банкротства.

Особенности банкротства отдельных категорий должников- юридических лиц.

Функции, права и обязанности арбитражных управляющих.

Сущность понятия несостоятельность (банкротство). История возникновения института банкротства.

В условиях современной финансовой политики процедуры несостоятельности (банкротства) принадлежат к числу важнейших средств антикризисного управления развитием экономической ситуации как на
уровне Российской Федерации и ее субъектов, так и на уровне муниципальных образований. Банкротство нежизнеспособных организаций способствует отбору хозяйствующих субъектов, наиболее приспособленных к деятельности в рыночных условиях. Что еще более важно, процедуры банкротства позволяют использовать самые эффективные способы управления «больными», т.е. финансово неблагополучными, организациями.

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) имеет давнюю историю, связанную с поведением средневековых итальянских торговцев-«ломбардцев» (ростовщиков, менял, банкиров), которые по традиции ломали скамью, на которой они сидели в торговом зале, сим­волизируя прекращение платежей, что и нашло свое отражение в тер­мине «банкротство» (от ит. banco — скамья и rotto — сломанный).

Позднее данный термин стал применяться более широко, и в на­стоящее время Федеральным законом о несостоятельности предус­мотрена возможность объявления банкротом как юридического, так и физического лица.

Исторически сложилось так, что под несостоятельностью понималась удостоверенная судом абсолютная неплатежеспособность должника. При этом в большинстве стран синоним слова «несостоятельность» — термин «банкротство» — применяется для описания уголовно-правовой стороны несостоятельности, инкорпорирован в уголовные кодексы и использует­ся только по отношению к физическим лицам.

Несмотря на то, что в российском гражданском законодательстве термины «несостоятельность» и «банкротство» используются как си­нонимы, следует отметить, что в Уголовном кодексе Российской Фе­дерации предусмотрено использование только термина «банкротство» (фиктивное, умышленное). Кроме того, данный термин вообще чаще используется в нормативных актах Российской Федерации.

В России институт банкротства имеет давнюю историю. Так, в «Русской правде», одном из древнейших (приблизительно XIII в.) па­мятников российского правоведения, дошедших до наших времен, содержатся ясные и подробные постановления, касающиеся отдель­ных аспектов несостоятельности и конкурсного процесса. Например, в данном документе по-разному регламентируются последствия бан­кротства, наступившего в результате неудачного стечения обстоя­тельств, и несостоятельности, причиной которой являются действия должника, к которым относилось, в частности, пьянство. Если в пер­вом случае проторговавшемуся купцу давался шанс выплатить долги частями и в рассрочку, то во втором случае, по усмотрению кредито­ров, все имущество должника и он сам могли быть проданы в счет по­гашения долга. Кроме того, устанавливалась определенная очеред­ность погашения долгов: в первую очередь выплачивались долги князю, далее — приезжим купцам, остальное имущество распределя­лось между местными кредиторами.

Следует отметить, что специального нормативного акта по вопро­сам банкротства до XVIII в. принято не было. Вместе с тем регулиро­вание отдельных вопросов, связанных с несостоятельностью должни­ков, содержится в Договоре Смоленска с Ригою 1229 г., Псковской судной грамоте, Судебнике Ивана III, в Уложении царя Алексея Ми­хайловича и др.

После Октябрьской революции институт банкротства был рефор­мирован применительно к плановой социалистической экономике таким образом, что утратилась вся экономическая основа признания должника несостоятельным.

Следует отметить, что лишь рыночные отношения обусловливают необходимость введения данного института. Так, бурное развитие экономики в рамках «новой экономической политики» в середине 1920-х гг. потребовало включения в Государственный правовой кодекс (ГПК) 1927 г. раздела, посвященного регламентированию процедур несостоятельности.

В дальнейшем вместе с ликвидацией рыночных отношений исчез­ла необходимость и в признании участников хозяйственного оборота банкротами. При недостатке у предприятия собственных средств или его нерентабельности действовала система дотаций или списания долгов. Ситуация неплатежеспособности предполагалась возможной лишь при ликвидации предприятия в случае недостаточности у него собственных средств. Однако взыскание распространялось лишь на оборотные средства должника, тогда как на здания, сооружения, обо­рудование и другое имущество, относящееся к основным средствам, взыскание по претензиям кредиторов не обращалось (ст. 98 ГК РСФСР). При этом долг в невзысканной части просто погашался.

Несмотря на то что уже с 1986 г. широко создавались кооперативы, а в 1990 г. был принят вполне рыночный Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельно­сти», вокруг необходимости принятия закона о несостоятельности (банкротстве) велись жаркие дебаты. Лишь в 1992 г. был принят пер­вый послереволюционный российский закон о несостоятельности предприятий, установивший возможность признания участника хо­зяйственной деятельности банкротом.

Однако сразу после принятия закона стала очевидна недостаточная проработанность его положений. Для восполнения многочисленных пробелов, которые содержались в данном законе, начали приниматься многочисленные подзаконные акты: Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Кроме того, большую роль в обеспечении реализации на практике норм законодательства о банкротстве в условиях их недостаточности и противоречивости сыграл специализированный орган исполнительной власти, издавший ряд ведомственных нормативных актов.

В дальнейшем были созданы необходимые условия для практической реализации процедур несостоятельности (банкротства). Так, в 1993 г. в арбитражных судах было возбуждено более 100 дел о несостоятельности, в 1994 г. - около 240, в 1995 г. - 1108, в 1996 г. - 2618. В 1995 г. арбитраж­ными судами были признаны несостоятельными (банкротами) 469 орга­низаций, по 135 делам производство по делу приостановлено и назначе­на процедура внешнего управления, в 8 случаях определена санация, в 27 случаях между должником и кредиторами заключено мировое согла­шение, 143 заявления были отклонены. Число должников увеличилось с 50 в 1993-м до 1035 в 1996 г. В 1996 г. в отношении 413 организаций арби­тражными судами введена процедура внешнего управления, а в отноше­нии 28 должников — санация.

Сущность понятия несостоятельность (банкротство). История возникновения института банкротства - student2.ru Сущность понятия несостоятельность (банкротство). История возникновения института банкротства - student2.ru Сущность понятия несостоятельность (банкротство). История возникновения института банкротства - student2.ru Сравнительно медленный рост числа арбитражных дел о несосто­ятельности был, главным образом, обусловлен недостатками основ­ного законодательного акта, регулировавшего до последнего времени вопросы банкротства, — Закона о несостоятельности (банкротстве) предприятий, вступившего в действие с 1 марта 1993 г.

Вышеназванные причины, а также необходимость приведения данного нормативного акта в соответствие с ГК РФ обусловили необ­ходимость принятия нового законодательного акта — Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», вступившего в действие с 1 марта 1998 г., а затем Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г.

Основной целью хозяйственной деятельности любой коммерчес­кой организации является получение прибыли. Однако в погоне за высокими прибылями или под влиянием различных внешних и внут­ренних факторов можно оказаться в состоянии, когда долгов больше, чем имущества. Поэтому в условиях рыночной экономики большую роль в защите прав и интересов юридических и физических лиц игра­ет такой инструмент, как банкротство несостоятельного должника, позволяющий восстановить нарушенные права кредиторов, либо по­мочь выйти должнику из кризиса.

Основные цели законодательства о банкротстве:

1. Сохранить жизнеспособность фирмы, т.е. с помощью юридиче­ских механизмов помочь фирме, переживающей тяжелые времена, оставаться в деле, когда это более благоприятно для ее собственников, чем уход из бизнеса.

2. Обеспечить защиту интересов кредиторов, удовлетворив опти­мальным образом их требования по отношению к данной фирме.

Нетрудно заметить, что две эти цели противоречат друг другу, поэтому в мировой практике законодательство о банкротстве принято делить на продолжниковое, те-защищающее интересы должника, и на прокредиторское, направленное на максимально возможное удовлетворение требо­ваний кредиторов. Российское законодательство о банкротстве сочетает в себе элементы и прокредиторского, и продолжникового законодательства.

В качестве дополнительной, но довольно значимой цели можно назвать обеспечение наблюдения за сохранностью и наиболее эффек­тивным использованием активов корпорации, испытывающей фи­нансовые трудности, в процессе самого банкротства

Основным юридическим документом, регламентирующим вопросы банкротства является ФЗ от 26 октября 2002г. № 127 –ФЗ «О несостоятельности (банкротстве).

Кроме того, процедуры банкротства регулируются:

—Гражданским кодексом РФ (ч. 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, 4.2 - от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ);

—Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (введен в действие с 1 сентября 2002 г.);

—Трудовым кодексом РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ;

—Уголовным кодексом РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ;

—Федеральным законом «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энерге­тического комплекса» от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ (действует до 1 ян­варя 2005 г., после чего вступает в действие § 6 гл. 9 нового закона о банкротстве «Банкротство субъектов естественных монополий»);

—Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций» от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ.

В соответствии с законом о банкротстве несостоятельность (бан­кротство) — это признанная арбитражным судом неспособность в полном объеме удовлетворить требования креди­торов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Денежным обязательством признается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму:

- по гражданско-правовой сделке;

- иному предусмотренному Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) основанию.

Обязательные платежи — это:

- налоги; сборы;

- иные обязательные взносы: в бюджет соответствующего уровня; государственные внебюджетные фонды.

Банкротом могут быть объявлены:

- граждане: зарегистрированные в качестве ИП и не являющиеся ИП. (применяются процедуры : конкурсное производство и мировое соглашение).

- юридические лица, за исключением: казенных предприятий, учреждений, политических партий, религиозных организаций (применяются процедуры: наблюдение, фин. Оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение).

Исключена возможность добровольного объявления должника о своем банкротстве.

Признаками банкротства являются:

• неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в течение 3 месяцев со дня наступления сроков их исполнения; в те­чение одного месяца для кредитных организаций; в течение 6 месяцев для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса и для стратегических предприятий и организаций;

•сумма задолженности на день обращения в суд должна быть не менее:

—100 тыс. руб. для юридического лица;

—10 тыс. руб. для гражданина; а также сумма обязательств должника-гражданина долж­на быть больше стоимости принадлежащего ему имущества;

—500 тыс. руб. для субъектов естественных монополий топлив­но-энергетического комплекса, а также сумма задолженности должна превышать балансовую стоимость имущества должника, в том числе права требования;

•независимо от размера кредиторской задолженности при бан­кротстве отсутствующего должника;

• не менее 1000 МРОТ для кредитной организации.

Решение о признании физического или юридического лица банкротом принимается арбитражным судом.

В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют:

представители:

• работников должника;

• собственника имущества должника — унитарного предпри­ятия;

• учредителей (участников) должника;

• собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов;

• федерального органа исполнительной власти в области обес­печения безопасности в случае, если исполнение полномо­чий арбитражного управляющего связано с доступом к све­дениям, составляющим государственную тайну;

✓ иные лица в случаях, предусмотренных законодательством.

Дело о признании должника банкротом может быть возбужде­но на основании поступившего в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Перечень лиц, которые могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании долж­ника банкротом:

✓ должник;

✓ конкурсные кредиторы;

✓ уполномоченные органы и иные лица.

Обстоятельство, препятствующее должнику инициировать дело о банкротстве, — наличие у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

Не дожидаясь наступления неблагоприятных последствий, свя­занных с несвоевременным исполнением обязательств, долж­ник вправе подать заявление о признании его банкротом.

Обстоятельства, при наличии которых должник обязан обра­титься с заявлением о признании его банкротом:

✓ если удовлетворение требований одного или нескольких креди­торов приводит к невозможности исполнения должником в пол­ном объеме обязательств перед другими кредиторами;

✓ если обращение взыскания на имущество существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника.

Дело о банкротстве также может быть инициировано иными липами, такими как:

✓ Банк России — по обращению в арбитражный суд с заявлени­ем о признании кредитной организации банкротом;

✓ собственник имущества должника — унитарного предприятия;

✓ учредители (участники) должника и руководители должника — при обнаружении недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов после принятия реше­ния о его ликвидации и до создания ликвидационной комис­сии (назначения ликвидатора).

Особенностью процесса банкротства является то, что в нем отсут­ствуют истец и ответчик, а есть только заявитель, которым может быть должник, конкурсный кредитор или уполномоченные органы

Руководитель юридического лица управляет должником до суда и во время процедур наблюдения и финансового оздоровления. Во вре­мя этих двух процедур его функции ограничены, действия контроли­руются управляющим, назначенным арбитражным судом. Во время конкурсного производства и внешнего управления функции по уп­равлению переходят к арбитражному (конкурсному или внешнему) управляющему. После заключения мирового соглашения и при благо­получном для предприятия исходе финансового оздоровления и внешнего управления руководство организацией вновь переходит к его руководителю, прежнему или вновь назначенному.

При возбуждении дела о банкротстве не делается различия между задолженностью в бюджет и внебюджетные фонды и задолженностью другим кредиторам (поставщикам и подрядчикам, персоналу по опла­те труда и т.д.), поскольку с заявлением в суд могут обращаться как кредиторы, так и налоговые органы и органы государственных вне­бюджетных фондов. Однако в процессе судебного разбирательства не все кредиторы оказываются в равных условиях.

Во-первых, закон о банкротстве делит всю задолженность на де­нежные обязательства кредиторам и на обязательные платежи в бюд­жет и внебюджетные фонды.

Во-вторых, в соответствии с законом о банкротстве во время кон­курсного производства кредиторы делятся на несколько очередей, со­гласно которым и происходит удовлетворение их требований при ли­квидации предприятия-должника.

Логично было бы предположить, что с точки зрения государства прежде всего необходимо расплатиться по обязательным платежам. Однако законодатели поставили на первое место социальный аспект. Требования кредиторов удовлетворяются в следующем порядке:

- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед кото­рыми юридическое лицо несет ответственность за вред, причиненный их жизни и здоровью;

- во вторую — задолженность по оплате труда работникам, выплата вознаграждения по авторским договорам;

- в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Если сравнивать с другими государствами, то законодательство различных стран по-разному защищает интересы работников. Например, в Гер­мании при ликвидации предприятия в рамках процедуры банкротства неудовлетворенные требования работников погашаются за счет осо­бой кассы, формирующейся из взносов всех работников. Российским законодательством работники (как кредиторы) поставлены в приви­легированное положение, поскольку:

•задолженность работникам по заработной плате, авторским до­говорам, а также выходные пособия, выплаты за вред, причиненный их жизни и здоровью, выплачиваются раньше всех остальных долгов;

•мировое соглашение заключается только после погашения за­долженности первой и второй очереди;

•после признания мирового соглашения недействительным кре­диторы первой и второй очереди не обязаны возвращать полученные ими средства.

Поэтому работники не относятся к конкурсным кредиторам, не имеют права голоса на собрании кредиторов. Однако там их интересы может отстаивать представитель (без права голоса).

Представителями работников в соответствии со ст. 29—31 Трудового кодекса РФ от 30 де­кабря 2001 г. № 197-ФЗ являются профсоюзы и их объединения, а так­же иные избранные работниками на общем собрании (конференции) представители в том случае, если на предприятии отсугствует профсо­юзная организация или она объединяет менее половины работников.

Закон 2002 г. предусматривает осо­бенности банкротства отдельных категорий должников: градообразу­ющих организаций, сельскохозяйственных организаций, финансо­вых организаций (страховых организаций, кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг), стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и др.

Процедуры банкротства можно разделить на внесудебные (добровольные) и судебные, осуществляемые в рамках судебного процесса. К внесудебным процедурам относятся: досудебная санация и иные меры по предупреждению банкротства; к судебным процедурам, осу­ществляемым в рамках судебного процесса, — наблюдение, финансо­вое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

Конкурсное производство приводит к ликвидации организации, все остальные процедуры — к ее финансовому оздоровлению и, в конечном счете, к нормальному состоянию. Таким образом, процесс по делу о бан­кротстве не всегда завершается ликвидацией организации-должника..

До момента подачи заявления о признании должника банкротом меры по его финансовому оздоровлению могут принимать не только учредители (участники), собственники имущества, но и кредиторы и иные лица на основании соглашения с должником.

Наши рекомендации