Сущность понятия несостоятельность (банкротство). История возникновения института банкротства
Лекция 2
Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)
Сущность понятия несостоятельность (банкротство). История возникновения института банкротства.
Формы участия кредиторов в деле о банкротстве.
Внесудебные процедуры банкротства.
Наблюдение как отдельная процедура банкротства.
Финансовое оздоровление как отдельная процедура банкротства.
Внешнее управление как отдельная процедура банкротства.
Конкурсное производство как отдельная процедура банкротства.
Особенности банкротства отдельных категорий должников- юридических лиц.
Функции, права и обязанности арбитражных управляющих.
Сущность понятия несостоятельность (банкротство). История возникновения института банкротства.
В условиях современной финансовой политики процедуры несостоятельности (банкротства) принадлежат к числу важнейших средств антикризисного управления развитием экономической ситуации как на
уровне Российской Федерации и ее субъектов, так и на уровне муниципальных образований. Банкротство нежизнеспособных организаций способствует отбору хозяйствующих субъектов, наиболее приспособленных к деятельности в рыночных условиях. Что еще более важно, процедуры банкротства позволяют использовать самые эффективные способы управления «больными», т.е. финансово неблагополучными, организациями.
Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) имеет давнюю историю, связанную с поведением средневековых итальянских торговцев-«ломбардцев» (ростовщиков, менял, банкиров), которые по традиции ломали скамью, на которой они сидели в торговом зале, символизируя прекращение платежей, что и нашло свое отражение в термине «банкротство» (от ит. banco — скамья и rotto — сломанный).
Позднее данный термин стал применяться более широко, и в настоящее время Федеральным законом о несостоятельности предусмотрена возможность объявления банкротом как юридического, так и физического лица.
Исторически сложилось так, что под несостоятельностью понималась удостоверенная судом абсолютная неплатежеспособность должника. При этом в большинстве стран синоним слова «несостоятельность» — термин «банкротство» — применяется для описания уголовно-правовой стороны несостоятельности, инкорпорирован в уголовные кодексы и используется только по отношению к физическим лицам.
Несмотря на то, что в российском гражданском законодательстве термины «несостоятельность» и «банкротство» используются как синонимы, следует отметить, что в Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрено использование только термина «банкротство» (фиктивное, умышленное). Кроме того, данный термин вообще чаще используется в нормативных актах Российской Федерации.
В России институт банкротства имеет давнюю историю. Так, в «Русской правде», одном из древнейших (приблизительно XIII в.) памятников российского правоведения, дошедших до наших времен, содержатся ясные и подробные постановления, касающиеся отдельных аспектов несостоятельности и конкурсного процесса. Например, в данном документе по-разному регламентируются последствия банкротства, наступившего в результате неудачного стечения обстоятельств, и несостоятельности, причиной которой являются действия должника, к которым относилось, в частности, пьянство. Если в первом случае проторговавшемуся купцу давался шанс выплатить долги частями и в рассрочку, то во втором случае, по усмотрению кредиторов, все имущество должника и он сам могли быть проданы в счет погашения долга. Кроме того, устанавливалась определенная очередность погашения долгов: в первую очередь выплачивались долги князю, далее — приезжим купцам, остальное имущество распределялось между местными кредиторами.
Следует отметить, что специального нормативного акта по вопросам банкротства до XVIII в. принято не было. Вместе с тем регулирование отдельных вопросов, связанных с несостоятельностью должников, содержится в Договоре Смоленска с Ригою 1229 г., Псковской судной грамоте, Судебнике Ивана III, в Уложении царя Алексея Михайловича и др.
После Октябрьской революции институт банкротства был реформирован применительно к плановой социалистической экономике таким образом, что утратилась вся экономическая основа признания должника несостоятельным.
Следует отметить, что лишь рыночные отношения обусловливают необходимость введения данного института. Так, бурное развитие экономики в рамках «новой экономической политики» в середине 1920-х гг. потребовало включения в Государственный правовой кодекс (ГПК) 1927 г. раздела, посвященного регламентированию процедур несостоятельности.
В дальнейшем вместе с ликвидацией рыночных отношений исчезла необходимость и в признании участников хозяйственного оборота банкротами. При недостатке у предприятия собственных средств или его нерентабельности действовала система дотаций или списания долгов. Ситуация неплатежеспособности предполагалась возможной лишь при ликвидации предприятия в случае недостаточности у него собственных средств. Однако взыскание распространялось лишь на оборотные средства должника, тогда как на здания, сооружения, оборудование и другое имущество, относящееся к основным средствам, взыскание по претензиям кредиторов не обращалось (ст. 98 ГК РСФСР). При этом долг в невзысканной части просто погашался.
Несмотря на то что уже с 1986 г. широко создавались кооперативы, а в 1990 г. был принят вполне рыночный Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», вокруг необходимости принятия закона о несостоятельности (банкротстве) велись жаркие дебаты. Лишь в 1992 г. был принят первый послереволюционный российский закон о несостоятельности предприятий, установивший возможность признания участника хозяйственной деятельности банкротом.
Однако сразу после принятия закона стала очевидна недостаточная проработанность его положений. Для восполнения многочисленных пробелов, которые содержались в данном законе, начали приниматься многочисленные подзаконные акты: Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Кроме того, большую роль в обеспечении реализации на практике норм законодательства о банкротстве в условиях их недостаточности и противоречивости сыграл специализированный орган исполнительной власти, издавший ряд ведомственных нормативных актов.
В дальнейшем были созданы необходимые условия для практической реализации процедур несостоятельности (банкротства). Так, в 1993 г. в арбитражных судах было возбуждено более 100 дел о несостоятельности, в 1994 г. - около 240, в 1995 г. - 1108, в 1996 г. - 2618. В 1995 г. арбитражными судами были признаны несостоятельными (банкротами) 469 организаций, по 135 делам производство по делу приостановлено и назначена процедура внешнего управления, в 8 случаях определена санация, в 27 случаях между должником и кредиторами заключено мировое соглашение, 143 заявления были отклонены. Число должников увеличилось с 50 в 1993-м до 1035 в 1996 г. В 1996 г. в отношении 413 организаций арбитражными судами введена процедура внешнего управления, а в отношении 28 должников — санация.
Сравнительно медленный рост числа арбитражных дел о несостоятельности был, главным образом, обусловлен недостатками основного законодательного акта, регулировавшего до последнего времени вопросы банкротства, — Закона о несостоятельности (банкротстве) предприятий, вступившего в действие с 1 марта 1993 г.
Вышеназванные причины, а также необходимость приведения данного нормативного акта в соответствие с ГК РФ обусловили необходимость принятия нового законодательного акта — Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», вступившего в действие с 1 марта 1998 г., а затем Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г.
Основной целью хозяйственной деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли. Однако в погоне за высокими прибылями или под влиянием различных внешних и внутренних факторов можно оказаться в состоянии, когда долгов больше, чем имущества. Поэтому в условиях рыночной экономики большую роль в защите прав и интересов юридических и физических лиц играет такой инструмент, как банкротство несостоятельного должника, позволяющий восстановить нарушенные права кредиторов, либо помочь выйти должнику из кризиса.
Основные цели законодательства о банкротстве:
1. Сохранить жизнеспособность фирмы, т.е. с помощью юридических механизмов помочь фирме, переживающей тяжелые времена, оставаться в деле, когда это более благоприятно для ее собственников, чем уход из бизнеса.
2. Обеспечить защиту интересов кредиторов, удовлетворив оптимальным образом их требования по отношению к данной фирме.
Нетрудно заметить, что две эти цели противоречат друг другу, поэтому в мировой практике законодательство о банкротстве принято делить на продолжниковое, те-защищающее интересы должника, и на прокредиторское, направленное на максимально возможное удовлетворение требований кредиторов. Российское законодательство о банкротстве сочетает в себе элементы и прокредиторского, и продолжникового законодательства.
В качестве дополнительной, но довольно значимой цели можно назвать обеспечение наблюдения за сохранностью и наиболее эффективным использованием активов корпорации, испытывающей финансовые трудности, в процессе самого банкротства
Основным юридическим документом, регламентирующим вопросы банкротства является ФЗ от 26 октября 2002г. № 127 –ФЗ «О несостоятельности (банкротстве).
Кроме того, процедуры банкротства регулируются:
—Гражданским кодексом РФ (ч. 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, 4.2 - от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ);
—Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (введен в действие с 1 сентября 2002 г.);
—Трудовым кодексом РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ;
—Уголовным кодексом РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ;
—Федеральным законом «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ (действует до 1 января 2005 г., после чего вступает в действие § 6 гл. 9 нового закона о банкротстве «Банкротство субъектов естественных монополий»);
—Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций» от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ.
В соответствии с законом о банкротстве несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Денежным обязательством признается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму:
- по гражданско-правовой сделке;
- иному предусмотренному Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) основанию.
Обязательные платежи — это:
- налоги; сборы;
- иные обязательные взносы: в бюджет соответствующего уровня; государственные внебюджетные фонды.
Банкротом могут быть объявлены:
- граждане: зарегистрированные в качестве ИП и не являющиеся ИП. (применяются процедуры : конкурсное производство и мировое соглашение).
- юридические лица, за исключением: казенных предприятий, учреждений, политических партий, религиозных организаций (применяются процедуры: наблюдение, фин. Оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение).
Исключена возможность добровольного объявления должника о своем банкротстве.
Признаками банкротства являются:
• неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в течение 3 месяцев со дня наступления сроков их исполнения; в течение одного месяца для кредитных организаций; в течение 6 месяцев для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса и для стратегических предприятий и организаций;
•сумма задолженности на день обращения в суд должна быть не менее:
—100 тыс. руб. для юридического лица;
—10 тыс. руб. для гражданина; а также сумма обязательств должника-гражданина должна быть больше стоимости принадлежащего ему имущества;
—500 тыс. руб. для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, а также сумма задолженности должна превышать балансовую стоимость имущества должника, в том числе права требования;
•независимо от размера кредиторской задолженности при банкротстве отсутствующего должника;
• не менее 1000 МРОТ для кредитной организации.
Решение о признании физического или юридического лица банкротом принимается арбитражным судом.
В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют:
✓ представители:
• работников должника;
• собственника имущества должника — унитарного предприятия;
• учредителей (участников) должника;
• собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов;
• федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну;
✓ иные лица в случаях, предусмотренных законодательством.
Дело о признании должника банкротом может быть возбуждено на основании поступившего в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Перечень лиц, которые могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом:
✓ должник;
✓ конкурсные кредиторы;
✓ уполномоченные органы и иные лица.
Обстоятельство, препятствующее должнику инициировать дело о банкротстве, — наличие у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.
Не дожидаясь наступления неблагоприятных последствий, связанных с несвоевременным исполнением обязательств, должник вправе подать заявление о признании его банкротом.
Обстоятельства, при наличии которых должник обязан обратиться с заявлением о признании его банкротом:
✓ если удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником в полном объеме обязательств перед другими кредиторами;
✓ если обращение взыскания на имущество существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника.
Дело о банкротстве также может быть инициировано иными липами, такими как:
✓ Банк России — по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом;
✓ собственник имущества должника — унитарного предприятия;
✓ учредители (участники) должника и руководители должника — при обнаружении недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов после принятия решения о его ликвидации и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора).
Особенностью процесса банкротства является то, что в нем отсутствуют истец и ответчик, а есть только заявитель, которым может быть должник, конкурсный кредитор или уполномоченные органы
Руководитель юридического лица управляет должником до суда и во время процедур наблюдения и финансового оздоровления. Во время этих двух процедур его функции ограничены, действия контролируются управляющим, назначенным арбитражным судом. Во время конкурсного производства и внешнего управления функции по управлению переходят к арбитражному (конкурсному или внешнему) управляющему. После заключения мирового соглашения и при благополучном для предприятия исходе финансового оздоровления и внешнего управления руководство организацией вновь переходит к его руководителю, прежнему или вновь назначенному.
При возбуждении дела о банкротстве не делается различия между задолженностью в бюджет и внебюджетные фонды и задолженностью другим кредиторам (поставщикам и подрядчикам, персоналу по оплате труда и т.д.), поскольку с заявлением в суд могут обращаться как кредиторы, так и налоговые органы и органы государственных внебюджетных фондов. Однако в процессе судебного разбирательства не все кредиторы оказываются в равных условиях.
Во-первых, закон о банкротстве делит всю задолженность на денежные обязательства кредиторам и на обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
Во-вторых, в соответствии с законом о банкротстве во время конкурсного производства кредиторы делятся на несколько очередей, согласно которым и происходит удовлетворение их требований при ликвидации предприятия-должника.
Логично было бы предположить, что с точки зрения государства прежде всего необходимо расплатиться по обязательным платежам. Однако законодатели поставили на первое место социальный аспект. Требования кредиторов удовлетворяются в следующем порядке:
- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми юридическое лицо несет ответственность за вред, причиненный их жизни и здоровью;
- во вторую — задолженность по оплате труда работникам, выплата вознаграждения по авторским договорам;
- в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Если сравнивать с другими государствами, то законодательство различных стран по-разному защищает интересы работников. Например, в Германии при ликвидации предприятия в рамках процедуры банкротства неудовлетворенные требования работников погашаются за счет особой кассы, формирующейся из взносов всех работников. Российским законодательством работники (как кредиторы) поставлены в привилегированное положение, поскольку:
•задолженность работникам по заработной плате, авторским договорам, а также выходные пособия, выплаты за вред, причиненный их жизни и здоровью, выплачиваются раньше всех остальных долгов;
•мировое соглашение заключается только после погашения задолженности первой и второй очереди;
•после признания мирового соглашения недействительным кредиторы первой и второй очереди не обязаны возвращать полученные ими средства.
Поэтому работники не относятся к конкурсным кредиторам, не имеют права голоса на собрании кредиторов. Однако там их интересы может отстаивать представитель (без права голоса).
Представителями работников в соответствии со ст. 29—31 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ являются профсоюзы и их объединения, а также иные избранные работниками на общем собрании (конференции) представители в том случае, если на предприятии отсугствует профсоюзная организация или она объединяет менее половины работников.
Закон 2002 г. предусматривает особенности банкротства отдельных категорий должников: градообразующих организаций, сельскохозяйственных организаций, финансовых организаций (страховых организаций, кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг), стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и др.
Процедуры банкротства можно разделить на внесудебные (добровольные) и судебные, осуществляемые в рамках судебного процесса. К внесудебным процедурам относятся: досудебная санация и иные меры по предупреждению банкротства; к судебным процедурам, осуществляемым в рамках судебного процесса, — наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.
Конкурсное производство приводит к ликвидации организации, все остальные процедуры — к ее финансовому оздоровлению и, в конечном счете, к нормальному состоянию. Таким образом, процесс по делу о банкротстве не всегда завершается ликвидацией организации-должника..
До момента подачи заявления о признании должника банкротом меры по его финансовому оздоровлению могут принимать не только учредители (участники), собственники имущества, но и кредиторы и иные лица на основании соглашения с должником.