Анализ внешней среды
В подразделе «История создать организации» описываются факторы когда, но какой причине и почему именно в данном месте была создана организация. Какие первоначальные цели и задачи стояли перед организацией, какова была ее продукция, ее основные параметры и характеристики. Особое внимание уделяется наличию ресурсов (природных, трудовых, информационных и т.п.) и факторов, предопределивших выбор места расположения организации. Описывается номенклатура выпускаемой продукции (услуг), определяется удельный вес каждого вида продукции в совокупном объеме производства, определяется потребность, которую удовлетворяет продукция, и делается вывод о специализации организации. Если организация является широко диверсифицированной, целесообразно остановить свой выбор на 4-6 видах изделий с обязательным обоснованием своею решения.
В подразделе «Основные экономические показатели деятельности» приводятся показатели за последние три года. При описании следует широко использовать таблицы, диаграммы и графики, показывающие основные тенденции развития организации. Информация данного раздела является базой для анализа факторов внутренней и внешней среды фирмы.
В подразделе «Анализ факторов общего окружения» описываются экономические, политические, социальные, технологические и правовые компоненты макроокружения организации, определяются критические факторы для отрасли и организации, их возможные изменения и тенденции.
При изучении экономических факторов следует обращать внимание на то, как формируются и как распределяются ресурсы на федеральном и местном уровне, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, налогообложение, льготы, наличие федеральных программ, имеющих отношение к бизнесу изучаемой организации.
Политическая составляющая макроокружения и правовое регулирование изучаются с целью выяснения намерений органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить свою политику. Важно изучить намерения руководства в отношении отрасли, в которой находится бизнес исследуемого объекта и в отношении региона, страны.
Изучение социальной компоненты должно быть направлено на выяснение таких социальных явлений и процессов, как отношение людей к работе и к качеству жизни, существующие обычаи и верования, иерархия ценностей, рост населения, уровень образования и т.п., которые могут весьма значительно повлиять на условия бизнеса организации.
Анализ технологической компоненты направлен на выявление возможностей, которые развитие науки и техники открывают для производства новой продукции, усовершенствования производимой и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Особое внимание следует уделить возможности появления новых технологий и продуктов-заменителей в других отраслях.
В подразделе «Анализ факторов операционного окружения» основное внимание уделяется элементам внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии:
– покупатели (потребители, клиенты);
– поставщики;
– конкуренты;
– международные партнеры.
Анализ покупателя сводится прежде всего к составлению портрета тех, кто покупает продукт или услугу, реализуемый организацией.
Анализ поставщиков направлен на выявление характеристик субъектов обеспечивающих организацию сырьем, полуфабрикатами, трудовыми, финансовыми, энергетическими и другими ресурсами, от которых зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество продукции. При выборе поставщиков необходимо выявлять их конкурентную силу, стиль работы и потенциал для того, чтобы построить с ними взаимовыгодные отношения. Изучению подлежат следующие факторы:
– уровень специализированно поставщика;
– величина затрат на переключение поставщика на других потребителей;
– степень специализированно покупателя в приобретении определенных ресурсов;
– концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами;
– доля продаж определенного ресурса конкретному потребителю в общем объеме.
Важно обращать внимание на следующие характеристики деятельности поставщиков:
– стоимость поставляемого ресурса в соотношении со стоимостью ресурса у конкурентов;
– гарантия качества;
– временной график поставки;
– пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки ресурсов.
Изучение конкурентов занимает особое место в стратегическом менеджменте и направлено прежде всего на выявление сильных и слабых сторон конкурентов с тем, чтобы на основе полученной информации разработать стратегию конкуренции. Следует отметить, что изучению подлежат не только внутриотраслевые конкуренты, производящие аналогичную продукцию, но и конкуренты из других отраслей, предлагающие замещающий товар.
Выводом по данному подразделу является определение ключевых факторов успеха, а также угроз и возможностей субъектов операционного окружения и возможные стратегии по отношению к ним.