Данные по состоянию статей активов и пассивов, руб
Планируемый прирост показателей в следующем году в результате привлечения дополнительного капитала.
Таблица 3 | |||||||
№ | Показатель | Измер. | Вар.1 | Вар.2 | Вар.3 | Вар.4 | Вар.5 |
Постоянные издержки | % | ||||||
Объем продаж | % |
№ | Показатель | Измер. | Вар.6 | Вар.7 | Вар.8 | Вар.9 | Вар.10 |
Постоянные издержки | % | ||||||
Объем продаж | % |
Результаты деятельности предприятия за отчетный год.
Таблица 1
№ | Показатель | Изм. | Вар.1 | Вар.2 | Вар.3. | Вар.4 | Вар.5 | Вар.6 | Вар.7 | Вар.8. | Вар.9 | Вар.10 |
Объем продаж | шт/год | 11 300 | ||||||||||
Цена реализации | руб | |||||||||||
Собственный капитал | Млн.руб | |||||||||||
Заемный капитал | Млн.руб. | 6,5 | 7,5 | 8,5 | ||||||||
СРСП | % | |||||||||||
Переменные издержки | руб/шт | |||||||||||
Постоянные издержки (без ФИ) | руб/мес | |||||||||||
Планируемый объем дополнительного капитала в след. году | руб. |
Варианты привлечения дополнительного капитала
Таблица 2
№ | Показатель | Изм. | Вар.1 | Вар.2 | Вар.3 | Вар.4 | Вар.5 | Вар.6 | Вар.7 | Вар.8 | Вар.9 | Вар.10 |
Выпуск акций | руб. | |||||||||||
Привлечение кредита | руб. | |||||||||||
Ставка по кредиту | % | 12,0 | 12,0 | 11,0 | 11,5 | 11,5 | 12,0 | 12,5 | 12,0 | 11,5 | 12,0 | |
Выпуск акций | руб. | |||||||||||
Привлечение кредита | руб. | |||||||||||
Ставка по кредиту | % | 13,0 | 13,0 | 11,5 | 12,5 | 12,5 | 13,0 | 13,5 | 13,0 | 13,0 | 12,5 | |
Выпуск акций | руб. | |||||||||||
Привлечение кредита | руб. | |||||||||||
Ставка по кредиту | % | 14,0 | 14,0 | 12,5 | 13,5 | 13,5 | 14,5 | 14,5 | 14,5 | 14,5 | 13,5 | |
Выпуск акций | руб. | |||||||||||
Привлечение кредита | руб. | |||||||||||
Ставка по кредиту | % | 16,0 | 15,0 | 14,0 | 14,0 | 15,0 | 15,5 | 15,5 | 15,5 | 15,5 | 15,5 | |
Выпуск акций | руб. | |||||||||||
Привлечение кредита | руб. | |||||||||||
Ставка по кредиту | % | 16,5 | 15,5 | 15,0 | 15,0 | 16,0 | 16,5 | 16,0 | 16,5 | 16,5 |
3. Задание для расчета
1. Рассчитать показатели чистой прибыли и РСС предприятия за отчетный год.
2. Определить оптимальный вариант привлечения дополнительного капитала из пяти предложенных с точки зрения максимизации показателя РСС. Также рассчитать для каждого варианта привлечения дополнительного капитала значения показателей: соотношение заемного и собственного капитала, чистая прибыль и СВФР в следующем году.
3. Построить и объяснить графики отражающие зависимости следующих показателей от соотношения заемного и собственного капитала по пяти предложенным вариантам:
- среднерасчетной ставки процента;
- чистой прибыли предприятия;
- рентабельности собственных средств;
- СВФР.
4. Определить для каждого из пяти вариантов размах колебания чистой прибыли при возможном отклонении в следующем году показателя НРЭИ от планируемого (в пределах +/- 10%). Рассчитать двумя способами: традиционным расчетом прибыли и с помощью формулы СВФР.
5. Сделать выводы по результатам анализа.
2. Практическое занятие по теме «Эффект операционного рычага».
1. Теоретическое введение.
Основным результативным показателем деятельности рыночной организации является чистая прибыль, Данный показатель зависит от многих факторов, и поэтому возможны различные варианты его факторного разложения.
В частности, прибыль можно представить как разницу между выручкой и расходами двух основных типов: производственного характера и финансового характера.
С этой позиции размер получаемой прибыли зависит как уровня эффективности привлечения капитала для ведения текущей деятельности, так и от эффективности его использования в текущей деятельности.
Первый фактор – это сфера финансового рычага (показывает связь между НРЭИ и чистой прибылью), а второй фактор – это область производственного (или операционного) рычага.
Операционный рычаг связывает два показателя – выручка от реализации продукции и НРЭИ.
Характер этой связи зависит от структуры себестоимости продукции предприятия. Основные элементы себестоимости – это переменные и постоянные расходы. Соотношение между ними может определяться различными технической и технологической политикой предприятия, а также особенностями отрасли, в которой оно функционирует.
Уровень операционного рычага зависит от доли постоянных затрат в общей сумме расходов. Сила воздействия операционного рычага определяется по формуле:
СВОР= изм.НРЭИ % / изм. ВР %, (1)
где
изм.НРЭИ % - процентное изменение нетто-результата эксплуатации инвестиций,
изм. ВР % - процентное изменение выручки от реализации.
При этом в данной формуле подразумевается изменение выручки от реализации в натуральном выражении. (Если же выручка меняется в результате изменения цен на продукцию, то это не будет проявлением эффекта операционного рычага).
Изменение НРЭИ в процентном отношении всегда сильнее, чем изменение выручки.
Расчет показателя СВОР осуществляется по формуле:
СВОР = (ВР – ПИ) / НРЭИ, (2)
где
ПИ – переменные издержки.
Напомним, что показатель НРЭИ отражает результаты производственной деятельности предприятия, без учета затрат на использование привлеченного капитала.
Если доля постоянных издержек в общей сумме затрат велика, то компания имеет высокий уровень производственного рычага, и как следствие, высокий уровень производственного риска - риска потери НРЭИ при возможном снижении объемов производства. С другой стороны, высокий уровень СВОР предоставляет дополнительные возможности при возможном увеличении объемов производства и реализации.
Следует отметить, что формула расчета СВОР будет верна только в том случае, если постоянные расходы не будут изменяться. Это будет верно при расчете на короткий период времени и при относительно небольших прогнозных изменениях выручки.
Иногда рассчитывается показатель – Уровень операционного рычага (УОР), который отражает доля постоянных издержек в общей сумме расходов предприятия:
УОР = ПОИ / Суммарные затраты (без учета финансовых издержек) (3)
Определив значение силы воздействия финансового рычага (СВФР) и силы воздействия операционного рычага (СВОР), можно определить их совокупное влияние.
Сила воздействия производственно-финансового рычага показывает:
СВПФР = СВОР * СПФР = (изм.ЧПр % / изм. НРЭИ %) *
*(изм.НРЭИ % / изм. ВР %) = изм.ЧПр % / изм. ВР %. (4)
Таким образом совокупное воздействие показывает, как изменяется чистая прибыль при изменении выручки от реализации на один процент.
Расчет производится по формуле:
СВПФР = (ВР – ПИ) / Нал.приб. (5)
Распространенным является мнение о том, что желательно, чтобы рычаги были связаны обратной зависимостью: высокий уровень операционного рычага должен сочетаться с относительно низким уровнем финансового рычага, либо наоборот.
В противном случае может быль слишком высокий риск потери чистой прибыли при изменении объемов продаж.
2. Описание ситуации.
Группа акционеров планирует организовать предприятие. Существует два способа организации технологической политики создаваемого предприятия:
- высокий уровень автоматизации (1 способ),
- невысокий уровень автоматизации, но более высокий уровень ручного труда (2 способ).
Высокий уровень автоматизации потребует больших затрат на оборудование, что приведет к высоким амортизационным ежемесячным отчислениям. Но при этом понадобится меньше производственных рабочих, и переменные издержки на производство будут ниже.
Преимущество политики высокого уровня автоматизации заключается в том, что при возможном увеличении объемов производства в будущем у предприятия будут увеличиваться только переменные издержки (которые будут иметь относительно невысокую долю в себестоимости). Это позволит наращивать прибыль более высокими темпами. С другой стороны, при возможном снижении объемов продаж, сумма постоянных затрат ( и в том числе, амортизации) не изменится и будет в том же объеме переноситься на себестоимость, что приведет к резкому падению прибыли.
Исходные данные для расчета представлены в таблице 1.
Данные за отчетный квартал.
Таблица 1
№ | Показатель | Ед.изм. | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | Вариант 5 | |||||
1 способ | 2 способ | 1 способ | 2 способ | 1 способ | 2 способ | 1 способ | 2 способ | 1 способ | 2 способ | |||
Объем производства (продаж) | шт./кв. | |||||||||||
Цена реализации | руб/шт. | |||||||||||
Переменные издержки | руб/шт. | |||||||||||
Постоянные издержки | руб./кв. | |||||||||||
Финансовые издержки | руб./кв. | |||||||||||
налог на прибыль | % |
№ | Показатель | Ед.изм. | Вариант 6 | Вариант 7 | Вариант 8 | Вариант 9 | Вариант 10 | |||||
1 способ | 2 способ | 1 способ | 2 способ | 1 способ | 2 способ | 1 способ | 2 способ | 1 способ | 2 способ | |||
Объем производства (продаж) | шт./кв. | |||||||||||
Цена реализации | руб/шт. | |||||||||||
Переменные издержки | руб/шт. | |||||||||||
Постоянные издержки | руб./кв. | |||||||||||
Финансовые издержки | руб./кв. | |||||||||||
налог на прибыль | % |
3. Задание для расчета
Необходимо оценить целесообразность выбора одного из двух возможных способов технологической политики с позиции производственного риска.
Для каждого из двух способов автоматизации следует:
1. Рассчитать уровень операционного рычага (ПОИ/Суммарные затраты) и СВОР.
2. Планируется, в следующем квартале объем реализации продукции в натуральном выражении может измениться в пределах от -8% до +8%.
Подсчитать возможный размах НРЭИ и сделать выводы об уровне предпринимательского (производственного) риска.
Построить сравнительные графики размаха значений НРЭИ при планируемом уровне колебания выручки (-/+ 8%).
3. Исследовать, как повлияет на финансовые результаты (показатели НРЭИ и чистой прибыли) возможное изменение цены реализации.
Эластичность такова, что при изменении цены на 1%, объем продаж в натуральном выражении изменяется на 2,5%. Сделать Расчеты чистой прибыли и НРЭИ при снижении цены на 10%.
4. Рассчитать СВФР и совокупное влияние двух рычагов.
5. Объяснить результаты расчетов и сделать выводы.
3. Практическое занятие по теме «Управление финансовым циклом предприятия».
1.Теоретическое введение.
Финансовый цикл (цикл денежного оборота) представляет собой период полного оборота денежных средств, инвестированных в оборотные активы, с момента погашения кредиторской задолженности за полученные материалы до момента инкассации дебиторской задолженности за поставленную готовую продукцию.
Финансовый цикл представляет собой время, в течение которого денежные средства вложены в другие статьи оборотных активов (материалы, незавершенное производство, готовая продукция, дебиторская задолженность), и поэтому в это время предприятие может испытывать дефицит наличности. Сокращение финансового цикла рассматривается как положительная тенденция.
Рисунок 1. Структура финансового цикла предприятия
Продолжительность оборота элементов финансового цикла зависит от уровня их оборачиваемости, которая рассчитывается по следующим формулам:
Определив коэффициенты оборачиваемости, можно рассчитать средний период оборота каждого составляющего элемента финансового цикла по следующей формуле:
Из приведенных выше формул видно, что сокращения финансового цикла можно добиться за счет ускорения оборачиваемости активов (по отношению к кредиторской задолженности - наоборот, сокращения оборачиваемости). А ускорение оборачиваемости при сохранении текущих объемов производства и сбыта продукции, в свою очередь, возможно только за счет снижения среднего уровня остатков оборотных активов (либо увеличения кредиторской задолженности).
В связи с этим, общий экономический эффект от сокращения финансового цикла состоит из двух составляющих:
1. Дополнительная прибыль, которую получит предприятие в результате использования в текущей деятельности активов, высвобожденных за счет сокращения среднего уровня оборотных активов (по отношению к кредиторской задолженности – наоборот, за счет ее увеличения).
Данная прибыль оценивается по средней рентабельности активов предприятия, участвующих в хозяйственной деятельности.
2. Дополнительная прибыль, которую получит предприятие за счет увеличения количества оборотов денежных средств в отчетном периоде (в результате увеличения оборачиваемости денежных средств).
Сокращение финансового цикла уменьшает период оборота денежных средств, следовательно, предприятие сможет сделать больше оборотов за тот же период времени.
При неизменной прибыли на один оборот увеличение числа оборотов денежных средств приведет к пропорциональному увеличению прибыли предприятия за аналогичный период времени.
Общий экономический эффект будет складываться из двух составляющих, указанных выше.
2.Описание ситуации.
Предприятие занимается производственной деятельностью. В таблице и таблице 2 представлены данные за период 90 дней.
Данные по результатам деятельности за квартал (90 дней)
Таблица 1 | |||||||||||
Показатели | Ед. изм. | Вар.1 | Вар.2 | Вар.3 | Вар.4 | Вар.5 | Вар.6 | Вар.7 | Вар.8 | Вар.9 | Вар.10 |
Выручка от реализации | руб. | ||||||||||
Себестоимость реализованной продукции | руб. | ||||||||||
Расходы на сырье, материалы | руб. | ||||||||||
Объем произведенной продукции | руб. | ||||||||||
Налог на прибыль | % |
Данные по состоянию статей активов и пассивов, руб.
Таблица 2 | ||||||||||||
Остаток по статьям оборотных активов и пассивов | Вар.1 | Вар.2 | Вар.3 | Вар.4 | Вар.5 | |||||||
Начало периода | Конец периода | Начало периода | Конец периода | Начало периода | Конец периода | Начало периода | Конец периода | Начало периода | Конец периода | |||
Сырье, материалы | ||||||||||||
Незавершенное производство | ||||||||||||
Готовая продукция | ||||||||||||
Дебиторская задолженность | ||||||||||||
Кредиторская задолженность | ||||||||||||
Общая сумма активов | ||||||||||||
Продолжение таблицы 2
Остаток по статьям оборотных активов и пассивов | Вар.6 | Вар.7 | Вар.8 | Вар.9 | Вар.10 | |||||
Начало периода | Конец периода | Начало периода | Конец периода | Начало периода | Конец периода | Начало периода | Конец периода | Начало периода | Конец периода | |
Сырье, материалы | ||||||||||
Незавершенное производство | ||||||||||
Готовая продукция | ||||||||||
Дебиторская задолженность | ||||||||||
Кредиторская задолженность | ||||||||||
Общая сумма активов |
3.Задание для расчета.
Необходимо выполнить следующие расчеты:
1. Рассчитать продолжительность финансового цикла предприятия.
2. В следующем квартале предприятие планирует провести ряд мероприятий по сокращению сроков финансового цикла. Планируется, что в итоге будут достигнуты следующие результаты:
- средний срок дебиторской задолженности сократится на 10%;
- средний срок кредиторской задолженности увеличится на 7%;
- сокращение производственных простоев позволит сократить время производства продукции на 10%.
Рассчитать:
- длительность финансового цикла в следующем квартале;
- экономический эффект от полученного сокращения финансового цикла.
3. Построить график зависимости чистой прибыли предприятия от длительности финансового цикла.
4. Объяснить полученные результаты.
4. Практическое занятие по теме «Управление материальными запасами».
1.Теоретическое введение.
Цель формирования запасов – это создание буфера между последовательными поставками материалов и исключение необходимости непрерывных поставок для бесперебойной работы предприятия.
Структура расходов на формирование и содержание запасов:
1. Стоимость предметов закупки. Цена при закупке может зависеть от скидок, которые предоставляются при больших объемах закупки.
2. Расходы на доставку и оформление заказа: транспортные расходы, расходы по приемке груза, оформление документов. Эти расходы определяются в расчете на одну закупку и не зависят от объема закупки.
3. Затраты на хранение: складские расходы, страхование, охрана. Не зависят от количества закупок, а рассчитываются исходя из среднего количества запасов на складах.
4. Перед предприятиями стоит задача поиска оптимального размера закупки, с целью минимизации суммарных затрат. В общем случае совокупные затраты можно рассчитать по формуле:
Совок.затр. = P*V + C*Q/2 + N*V/Q, (1)
Где
P – цена материалов, руб/кг;
V - потребность в материалах за период, кг.
C - затраты на хранение единицы материалов за период, руб/кг.
Q - размер закупаемой партии, кг;
N – затраты на одну доставку, руб.
Предприятию необходимо определить оптимальный размер закупки, при котором общая сумма расходов будет минимальной.
Если поставщик не предлагает скидок к цене при больших объемах закупки, то при определении оптимального размера закупаемой партии будут учитываться только расходы на хранение и расходы на доставку и оформление заказов (т.к. затраты на приобретение материалом будут одинаковыми при любом размере закупаемой партии).
Организации часто стоят перед выбором: увеличить объем закупаемых партий и сократить затраты на доставку и оформление заказов, либо, наоборот, снизить и сэкономить на затратах на хранение.
Графически зависимость данных затрат от размера закупаемых партий отражена на рисунке 1.
Рисунок 1. Зависимость затрат предприятия от размера закупаемых партий.
Тогда оптимальный размер может быть определен при помощи формулы Уилсона:
EOQ = (2)
Количество закупок за период будет рассчитываться по формуле:
Кол-во зак. = V / EOQ (3)
2.Описание ситуации.
Производственное предприятие приобретает материалы у поставщиков исходя из потребностей, рассчитанных на основе плана производства.
Требуемый объем материалов за год, а также затраты, связанные с формированием и подержанием запасов, отражены в таблице 1.
Данные о потребности в материалах и затратах
Таблица 1
Показатель | Ед.изм. | Вар. 1 | Вар. 2 | Вар. 3 | Вар. 4 | Вар. 5 | Вар. 6 | Вар. 7 | Вар. 8 | Вар. 9 | Вар. 10 |
Потребность в материалах | кг/год | ||||||||||
Цена на материалы | руб/кг | 2,5 | 2,2 | 2,8 | 2,5 | 2,2 | 2,5 | 2,4 | |||
Затраты на 1 доставку и оформление | руб/ закупка | ||||||||||
Затраты на хранение единицы материалов | руб/год | 0,8 | 0,7 | 0,75 | 0,8 | 0,65 | 0,7 | 0,75 | 0,8 | 0,9 | 0,8 |
Продолжительность периода | дней |
Поставщик предлагает несколько возможных вариантов размеров закупок.
Возможный объем закупаемых партий , кг
Таблица 2.
3.Задание для расчета.
На основе имеющихся исходных данных необходимо:
1. Определить оптимальный размер закупки из вариантов, предложенных поставщиком, рассчитать количество закупок в год.
Построить график, отражающий затраты на хранение, на доставку и оформление, а также суммарные затраты при различных объемах закупки.
2. Рассчитать точное значение оптимального размера закупок по формуле Уилсона.
3. Рассчитать оптимальный размер закупок из вариантов, предложенных поставщиком, если поставщик предлагает скидки при больших объемах закупки. Информация о скидках представлена в таблице 3.
Определить количество закупок в год.
Предоставляемые скидки к цене на материалы.
Таблица 3 | |
Возможный объем закупок, кг | Скидка к цене, % |
7,5 | |
Построить график, отражающий затраты на покупку материалов, хранение, доставку и оформление, а также суммарные затраты при различных объемах закупки.
4. Сделать выводы на основе полученных результатов.
5. Практическое занятие по теме «Дивидендная политика предприятия)».
1.Теоретическое введение.
Дивиденды – это доход, который акционерное общество выплачивает акционерам. Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли предприятия.
Широко известна Теория предпочтительности дивидендов (Автор – М.Гордон). Она представляет фундаменталистский подход к оценке стоимости финансовых активов. Согласно данному подходу текущая стоимость ( V)любой ценной бумаги в общем виде может быть рассчитана по формуле:
где
CF – ожидаемый денежный поток в i-м периоде,
r – приемлемая (ожидаемая, требуемая) ставка доходности.
Если базовая величина дивиденда по акциям равна С и ежегодно она увеличивается с темпом прироста g, то текущая стоимость акции равна:
Показатели r и g в данной формуле берутся в долях единицы.
По формуле видно, что текущая цена акций очень чувствительна к параметру g. Поэтому в расчетах иногда пытаются разбить интервал прогнозирования на подинтервалы, каждый из которых характеризуется собственным темпом прироста g.
Например, планируется, что в первые k периодов мы можем точно спрогнозировать дивиденды, а затем, начиная с периода k+1 предполагаем, что темпы прироста дивидендов составят g.
Тогда формула 2 приобретает следующий вид:
где
- дивиденды в j-м периоде.
Между размеров дивидендов в базовом периоде (С) и темпом прироста дивидендов в будущем (g), как правило, существует обратная зависимость.
Таким образом, цель дивидендной политики заключается в определении оптимального соотношения между потребляемой и капитализируемой частями прибыли. Формируя дивидендную политику предприятие должно стараться максимизировать доходы акционеров, которые рассчитываются как сумма текущей стоимости акций (PV) и дивидендов, полученных в базовом периоде.
2.Описание ситуации.
Предприятие получило прибыль по итогам деятельности за отчетный год. Рассматривается несколько вариантов дивидендной политики.
Исходные данные для расчетов представлены в таблице 1 и таблице 2.
Данные для расчетов
Таблица 1
Показатель | Ед.изм. | Вар.1 | Вар.2 | Вар.3 | Вар.4 | Вар.5 | Вар.6 | Вар.7 | Вар.8 | Вар.9 | Вар.10 |
Чистая прибыль | руб. | 200 000 | 230 000 | 250 000 | 220 000 | 210 000 | 200 000 | 230 000 | 250 000 | 240 000 | 210 000 |
Требуемая норма доходности | % | 13,5 | 14,5 | 13,5 | 14,5 | 13,5 |
Варианты дивидендной политики
Таблица 2
Вар-т дивид. политики | Вар.1 | Вар.2 | Вар.3 | Вар.4 | Вар.5 | |||||
Доля прибыли, направляемая на дивиденды | Темп роста прибыли ежегодно (g), % | Доля прибыли, направляемая на дивиденды | Темп роста прибыли ежегодно (g), % | Доля прибыли, направляемая на дивиденды | Темп роста прибыли ежегодно (g), % | Доля прибыли, направляемая на дивиденды | Темп роста прибыли ежегодно (g), % | Доля прибыли, направляемая на дивиденды | Темп роста прибыли ежегодно (g), % | |
0,2 | 12,0 | 0,2 | 10,0 | 0,2 | 13,0 | 0,2 | 12,0 | 0,2 | 13,0 | |
0,4 | 10,0 | 0,4 | 8,0 | 0,4 | 11,5 | 0,4 | 9,0 | 0,4 | 11,5 | |
0,6 | 9,5 | 0,6 | 7,0 | 0,6 | 10,0 | 0,6 | 8,0 | 0,6 | 10,0 | |
0,8 | 7,5 | 0,8 | 6,0 | 0,8 | 8,0 | 0,8 | 6,5 | 0,8 | 8,0 |
Продолжение таблицы 2
Вар-т дивид. политики | Вар.6 | Вар.7 | Вар.8 | Вар.9 | Вар.10 | |||||
Доля прибыли, направляемая на дивиденды | Темп роста прибыли ежегодно (g), % | Доля прибыли, направляемая на дивиденды | Темп роста прибыли ежегодно (g), % | Доля прибыли, направляемая на дивиденды | Темп роста прибыли ежегодно (g), % | Доля прибыли, направляемая на дивиденды | Темп роста прибыли ежегодно (g), % | Доля прибыли, направляемая на дивиденды | Темп роста прибыли ежегодно (g), % | |
0,2 | 13,0 | 0,2 | 12,0 | 0,2 | 12,0 | 0,2 | 13,0 | 0,2 | 12,5 | |
0,4 | 11,0 | 0,4 | 10,0 | 0,4 | 10,0 | 0,4 | 11,5 | 0,4 | 11,0 | |
0,6 | 9,0 | 0,6 | 9,0 | 0,6 | 9,5 | 0,6 | 10,0 | 0,6 | 9,0 | |
0,8 | 7,0 | 0,8 | 7,0 | 0,8 | 7,5 | 0,8 | 8,5 | 0,8 | 7,5 |
3.Задание для расчета.
Необходимо выполнить следующие расчеты:
1. Определить оптимальный вариант дивидендной политики (с целью максимизации доходов акционеров).
Построить график изменения доходов акционеров при изменении доли прибыли, направляемой на дивиденды.
2. Построить график, отражающий изменение темпа прироста прибыли предприятия (g) при изменении доли прибыли, направляемой на дивиденды.
С помощью функции Excel «Линия тренда» найти уравнение вида y=a*x +b, наиболее точно описывающее зависимость данных параметров.
3. Определить оптимальный вариант дивидендной политики (из вариантов, представленных в таблице 2), если планируется, что в первые три года после выплаты дивидендов темп прироста прибыли составит g, а в последующие годы – g/2.
Построить график изменения доходов акционеров при изменении доли прибыли, направляемой на дивиденды.
4. Сделать выводы по результатам расчетов.
6. Практическое занятие по теме «Управление дебиторской задолженностью предприятия».
1.Теоретическое введение.
Одной из наиболее важных задач финансового менеджмента является управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию ее общего размера и обеспечение своевременной инкассации долга.
Управление дебиторской задолженность – широкое понятие, включающее в себя работу по оценке платежеспособности покупателей, разработку оптимального срока кредита, контроль за ее состоянием, работу по взысканию долгов.
Для анализа дебиторской задолженности используется ряд показателей:
(1)
(2)
(3)
Расчет данных показателей в динамике позволяет определить эффективность управления дебиторской задолженностью, разработать рекомендации для предприятия по совершенствованию работы с покупателями.
2.Описание ситуации.
Анализируемое предприятие производит и реализует на рынке три продукта: А, В и С. Данные по продажам продукции представлены в таблице 1.
Оплата за реализованную продукцию сейчас осуществляется по следующей схеме:
- А – 20% денежных средств поступает в месяц продажи, 80% - в следующий месяц,
- В – все денежные средства поступают в следующем месяце,
- С – 20% оплаты отгруженной продукции предприятие получает за 1 месяц раньше отгрузки, т.е. авансом, 50% - в месяц отгрузки, 30% - через месяц после отгрузки.
Данные по продажам продукции
Таблица 1
Продажи, руб. | Вар.1 | Вар.2 | ||||||||||
февраль | март | апрель | май | июнь | Итого по продуктам | февраль | март | апрель | май | июнь | Итого по продуктам | |
А | 25 000 | 30 000 | 30 000 | 28 000 | 35 000 | 148 000 | 30 000 | 25 000 | 20 000 | 30 000 | 35 000 | 140 000 |
В | 40 000 | 50 000 | 55 000 | 35 000 | 34 000 | 214 000 | 45 000 | 40 000 | 15 000 | 25 000 | 30 000 | 155 000 |
С | 30 000 | 35 000 | 45 000 | 40 000 | 38 000 | 188 000 | 35 000 | 30 000 | 28 000 | 20 000 | 22 000 | 135 000 |
Итого | 95 000 | 115 000 | 130 000 | 103 000 | 107 000 | 550 000 | 110 000 | 95 000 | 63 000 | 75 000 | 87 000 | 430 000 |
Продажи, руб. | Вар.3 | Вар.4 | ||||||||||
февраль | март | апрель | май | июнь | Итого по продуктам | февраль | март | апрель | май | июнь | Итого по продуктам | |
А | 20 000 | 15 000 | 18 000 | 25 000 | 27 000 | 105 000 | 30 000 | 35 000 | 40 000 | 30 000 | 20 000 | 155 000 |
В | 30 000 | 33 000 | 35 000 | 38 000 | 45 000 | 181 000 | 50 000 | 55 000 | 60 000 | 40 000 | 45 000 | 250 000 |
С | 25 000 | 20 000 | 30 000 | 35 000 | 38 000 | 148 000 | 30 000 | 20 000 | 15 000 | 20 000 | 15 000 | 100 000 |
Итого | 75 000 | 68 000 | 83 000 | 98 000 | 110 000 | 434 000 | 110 000 | 110 000 | 115 000 | 90 000 | 80 000 | 505 000 |
Продажи, руб. | Вар.5 | Вар.6 | ||||||||||
февраль | март | апрель | май | июнь | Итого по продуктам | февраль | март | апрель | май | июнь | Итого по продуктам | |
А | 35 000 | 30 000 | 20 000 | 15 000 | 20 000 | 120 000 | 30 000 | 20 000 | 25 000 | 35 000 | 45 000 | 155 000 |
В | 45 000 | 50 000 | 60 000 | 40 000 | 30 000 | 225 000 | 50 000 | 60 000 | 50 000 | 40 000 | 30 000 | 230 000 |
С | 50 000 | 40 000 | 30 000 | 50 000 | 45 000 | 215 000 | 30 000 | 40 000 | 20 000 | 15 000 | 40 000 | 145 000 |
Итого | 130 000 | 120 000 | 110 000 | 105 000 | 95 000 | 560 000 | 110 000 | 120 000 | 95 000 | 90 000 | 115 000 | 530 000 |
Продажи, руб. | Вар.7 | Вар.8 | ||||||||||
февраль | март | апрель | май | июнь | Итого по продуктам | февраль | март | апрель | май | июнь | Итого по продуктам | |
А | 40 000 | 30 000 | 20 000 | 30 000 | 40 000 | 160 000 | 30 000 | 35 000 | 40 000 | 45 000 | 40 000 | 190 000 |
В | 45 000 | 50 000 | 35 000 | 40 000 | 25 000 | 195 000 | 50 000 | 55 000 | 45 000 | 40 000 | 30 000 | 220 000 |
С | 30 000 | 20 000 | 40 000 | 60 000 | 50 000 | 200 000 | 25 000 | 20 000 | 15 000 | 10 000 | 5 000 | 75 000 |
Итого | 115 000 | 100 000 | 95 000 | 130 000 | 115 000 | 555 000 | 105 000 | 110 000 | 100 000 | 95 000 | 75 000 | 485 000 |
Продажи, руб. | Вар.9 | Вар.10 | ||||||||||
февраль | март | апрель | май | июнь | Итого по продуктам | февраль | март | апрель | май | июнь | Итого по продуктам | |
А | 25 000 | 30 000 | 35 000 | 30 000 | 25 000 | 145 000 | 30 000 | 35 000 | 40 000 | 50 000 | 45 000 | 200 000 |
В | 40 000 | 45 000 | 55 000 | 40 000 | 25 000 | 205 000 | 35 000 | 45 000 | 50 000 | 55 000 | 30 000 | 215 000 |
С | 30 000 | 15 000 | 10 000 | 15 000 | 20 000 | 90 000 | 20 000 | 10 000 | 5 000 | 10 000 | 15 000 | 60 000 |
Итого | 95 000 | 90 000 | 100 000 | 85 000 | 70 000 | 440 000 | 85 000 | 90 000 | 95 000 | 115 000 | 90 000 | 475 0 |
3.Задание для расчета.
Необходимо сделать следующие расчеты (по каждому продукту и в целом по всему ассортименту):
1. Рассчитать поступление денежных средств по месяцам (с января по июль).
2. Рассчитать дебиторскую задолженность на конец каждого месяца (с февраля по июль). Сделать график, отражающий динамику дебиторской задолженности.
3. Рассчитать показатели оборачиваемости дебиторской задолженности и отразить их динамику на графике. Также сделать расчет показателей срока погашения дебиторской задолженности и коэффициентов инкассации.
4. Сделать выводы на основе выполненных расчетов.
7. Практическое занятие по теме «Управление денежными средствами предприятия».
1.Теоретическое введение.
Управление денежными потоками является одним из важных направлений деятельности финансового менеджера. Оно включает в себя: анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального остатка денежных средств, составление бюджета денежных средств.
Финансовому менеджеру необходимо учитывать, что с одной стороны, следует поддерживать текущую ликвидность предприятия за счет сохранения остатка денежных средств на расчетном счете, но с другой стороны, нужно стремиться получать максимальную прибыль от инвестирования свободных денежных средств.
Таким образом, при управлении денежными средствами основная задача состоит в поддержании остатка денежных средств на оптимальном уровне.
В теории финансового менеджмента существуют математические модели, позволяющие определить оптимальный размер остатка денежных средств предприятия (модель Баумоля, Миллера-Орра). Но из-за большого количества исходных предпосылок и условий на практике не всегда можно воспользоваться данными моделями.
Российские предприятия чаще при планировании движения денежных средств ориентируются на показатели ликвидности (в частности, абсолютную ликвидность), которые позволяют определить необходимый остаток денежных средств на счетах предприятия.
Если в планируемом периоде возможно снижение остатка денежных средств ниже рекомендуемого уровня, то необходимо пополнение их запаса за счет привлечения дополнительных кредитных ресурсов.
Если же денежные средства на расчетном счете превышают оптимальный остаток, то излишки должны быть инвестированы в более доходные активы.
2.Описание ситуации.
Остаток денежных средств на начало квартала – 150 тыс.руб.
В течение следующего квартала планируются поступления и выплаты денежных средств в соответствии с графиком, представленным в таблице 1.
Минимальный размер денежных средств принимается на уровне 4-дневной потребности в денежных средствах. Максимальный размер – на уровне 7-дневной потребности. (Данные показатели будут отдельно рассчитываться по каждому месяцу).
План поступлений и выплат денежных средств
Таблица 1