Составление прогноза активов и пассивов

Содержание

1.Теоретическая часть. 3

2.Практическая часть. 13

Список литературы.. 29

Теоретическая часть

Цель и содержание финансового раздела бизнес плана

Цель финансового раздела бизнес-плана - сформулировать ц представить всеобъемлющую и достоверную систему проектировок, отражающих ожидаемые финансовые результаты (итоги) деятельности компании. Если эти данные тщательно подготовлены и убедительно подкреплены, они становятся одним из важнейших критериев оценки привлекательности бизнеса.

В то время как остальная часть бизнес-плана призвана дать читателю основные представления о характере предприятия, проектировка финансовых результатов призвана напрямую ответить на главные вопросы, волнующие как предпринимателя, так и того, кому адресуется план, т.е. рецензента. Именно из этого раздели инвестор узнает о том, на какую прибыль он может рассчитывать, а заимодавец — о способности потенциального заемщика обслуживать долг.

Когда речь идет о новом или недавно существующем предприятии, важно представить суть финансового плана в надлежащей перспективе. В подобных ситуациях, естественно, нет финансовых данных за прошлые годы, которые могли бы послужить основой для оценок. PI, соответственно, будущие значения показателей скрыты в тумане неопределенности. Однако и в таких обстоятельствах большее внимание к деталям может сделать данный раздел намного лучше, чем если он сведется просто к догадкам. При работе над финансовым разделом полезными могут стать следующие соображения.

Во-первых, следует подчеркнуть важность и достоверность представляемых данных. Качество исследований непосредственно отражается на точности проектировок. Рецензент, вероятно, проведет свое собственное исследование для оценки достоверности расчетов. Поэтому, если приводимые в финансовом разделе данные отклоняются от соответствующих общих показателен, как, например, средних по отрасли, то следует дать вразумительное объяснение этому.

Во-вторых, в силу того, что всякий финансовый анализ будущего неизбежно характеризуется тон или иной степенью неопределенности, имеет смысл рассмотреть несколько сценариев, даже если не все они будут представлены в окончательном плане. Как и маркетинг-план, финансовый план может включать в себя несколько вариантов проектировок — например, один, основанный на «консервативных» предположениях, другой — учитывающий полный потенциал бизнеса. Такие расчеты составляют костяк анализа чувствительности бизнеса к различным предположениям в отношении будущего и позволяют лучше понять перспективы компании.

В-третьих, важно периодически возвращаться к своим проектировкам и, в случае необходимости, пересматривать их. Заимодавец или инвестор могут изучать бизнес-план в течение многих недель или месяцев. За это время может произойти немало такого, что способно оказать влияние на предполагаемые финансовые результаты компании. Например, заключены какие-то контракты, вследствие чего появляется основание ожидать большего объема продаж, или меняются цены на сырье, что влияет на ожидания в отношении валовой прибыли. Для того чтобы бизнес-план был действенным инструментом планирования, а также документом, способным привлечь внимание потенциальных инвесторов и кредиторов, его содержание должно соответствовать складывающейся обстановке. Это особенно справедливо в отношении финансовых проектировок.

В-четвертых, финансовый план не должен расходиться с деталями, представленными в остальной части бизнес-плана. Если в разделе, посвященном маркетингу, говорится о намерении фирмы развернуть всесторонне спланированную и дорогостоящую рекламную кампанию, это должно найти отражение в проектируемых показателях будущего отчета о прибыли. Если при анализе продаж учитывается фактор сезонности, то его следует принять в расчет и при проектировании денежного потока. Отсутствие логики и несоответствия в плане говорят либо о недобросовестности, либо о недостаточной компетентности его авторов.

Во многих отношениях финансовый план наименее гибкая по форме часть бизнес-плана. Хотя фактические значения показателей будут меняться, каждый план обязан содержать аналогичные документы (или таблицы и графики), а каждый документ должен быть составлен в стандартном виде. Приводимая статистика должна давать достаточно информации для того, чтобы рецензент мог убедиться, что предприниматель разбирается не только в своем собственном деле, но и в том, как его деятельность совмещается с деятельностью предпринимателей, занимающихся тем же бизнесом.

Частности представляемой финансовой статистики в какой-то мере диктуются обстоятельствами. Одни компании выбирают в качестве отчетного периода год, другие составляют отчеты за каждый квартал, каждый месяц, каждую неделю и даже день. Однако представляемая информация должна удовлетворять ряду требований.

Необходимо в ясной и сжатой форме изложить все предположения, которые стали основой представляемых проектировок. Без этого приводимые цифры не будут иметь большого значения. Дело в том, что лишь после тщательного рассмотрения таких предположений молено оценить, насколько они заслуживают доверия. Поскольку остальная часть финансового плана, по сути, вытекает из этих предположений, они представляют собой его важнейшую составную часть.

Следует включить проектировки отчетов о прибыли (обычно они приводятся для первых пяти лет, но в любом случае — как минимум до трех лет). Эти отчеты чаще всего отражают по крайней мере поквартальные итоги для первых двух лег, тогда как для периода с третьего по пятый годы чаще даются с разбивкой по кварталам или по годам.

Проектировки отчетов о потоках денежных средств для первых двух лет следует дать, по возможности как можно подробнее. Для третьего-пятого годов достаточно привести квартальные или годовые отчеты в соответствии с периодами, за которые приводятся отчеты о прибыли.

В план следует включить текущий баланс компании (для новых фирм — баланс на момент начала деятельности), а также проектировки балансов на конец каждого года (обычно на период в пять лет, но в любом случае — не менее, чем на три года).

Полезно включить и другие финансовые проектировки. Например, анализ «безубыточности», показывающий уровень продаж, необходимый для покрытия затрат при данном масштабе производства. Могут быть подготовлены также дополнительные финансовые данные, отражающие вклад отдельных видов продукции и услуг в общие итоги деятельности компании.

Кроме того, для уже существующего бизнеса, имеющего намерение расширить свою деятельность или приобрести какую-либо другую компанию, целесообразно показать финансовые данные за прошлые годы. В зависимости от возраста и характера бизнеса рецензент, как правило, проявит желание взглянуть на отчеты о прибыли и балансы компании как минимум за последние три года. Вдобавок, в зависимости от того, как давно окончился последний фискальный (финансовый) год, он может потребовать промежуточные финансовые отчеты, возможно, за последний закончившийся квартал.

Подготовленный. надлежащим образом финансовый план может быть использован для оценки результатов бизнеса после его фактического начала. В некоторых случаях план может послужить также базой для разработки детального рабочего бюджета компании. И здесь снова цель бизнес-плана выходит за рамки, достаточные для его изучения сторонними заинтересованными лицами. Фактически, он становится руководящим документом, в котором детально расписано, как и когда будет расходоваться капитал, а также указываются цели, достижение которых необходимо для обеспечения успеха бизнеса.

Классификация программных средств, применяемых в финансовом планировании

Project Expert - система разработки инвестиционных проектов и финансового планирования деятельности предприятия, позволяющая анализировать эффективность инвестиций. В программе Project Expert применяется методика по оценке инвестиционных проектов и методика финансового анализа.

Project Expert является приложением, работает в среде Windows NT, Windows 98, Windows 95, Windows 2000 и отвечает современным требованиям по быстродействию.

Project Expert позволяет учитывать специфику российской экономической действительности (налоговые изменения, инфляция и т.д.).

«1С:финансовое планирование»

«1С:Финансовое планирование» — комплексное программное решение для создания автоматизированного контроля бюджетных средств и финансовых потоков для многопрофильных компаний. Обширная функциональность, простота и удобство в использовании, а также структурированный подход — все это делает «1С:Финансовое планирование» лидером на рынке программного обеспечения.

В совокупности системный комплекс включает более четырёх конфигураций и приложений, рассматривающих отдельные аспекты организации бюджетных отношений для профильных предприятий.

Программа готова к использованию и не требует внедрения дополнительных компонентов. Полностью интегрируема в состав таких типовых программ, как «Оперативный учет», входящей в состав программного продукта «1С:Торговля и Склад 7.7» и в комплексную поставку системы «1С:Предприятие». В таком режиме конфигурация «Финансовое планирование» может быть настроена в полном соответствии с индивидуальными особенностями управления финансами на конкретном предприятии.

Navision

В основе международной системы управления предприятием Microsoft Business Solutions Navision заложены мощные инструменты для управленческого, бухгалтерского и налогового учета, управления товарно-материальными потоками и производством. Систему можно быстро внедрить, легко модифицировать, просто использовать и поддерживать.

«Контур Корпорация. Бюджет холдинга»

Данная система предназначена для финансового планирования и бюджетирования многофилиальных предприятий и холдингов. Система позволяет планировать показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учитывать, контролировать и анализировать фактическое исполнение бюджетов.

SAP R/3

SAP — комплексная система управления предприятием, включающая интеграционную платформу и 22 отраслевых решения, а также преднастроенное решение для среднего и малого бизнеса SAP All-in-One.

Преимущества выбора SAP R/3: комплексная интеграционная платформа на основе ERP решения; помогает усовершенствовать системы управления финансами и корпоративного управления; система позволяет повышать производительность, эффективность и оперативность процесса принятия решений; дает возможность адаптации к изменениям бизнеса; существует возможность объединять на своей базе другие IT-приложения.

Ядром решений SAP выступает mySAP ERP — полнофункциональное ERP-решение, представляющее собой набор пакетов и модулей, которые можно развертывать по мере необходимости. Это позволяет компаниям внедрять только ту функциональность управления бизнесом, которая им необходима, и тогда, когда она необходима.

«Галактика»

КИС «Галактика» — это система для руководителя, который с ее помощью может легко спланировать и сбалансировать ресурсы предприятия (материальные, финансовые, кадровые): просчитать и оценить результат тех или иных своих действий; наладить оперативное управление себестоимостью продукции (товаров и услуг), ходом выполнения плана и использованием ресурсов; а также решить много других задач.

«ПАРУС»

Система создана на базе СУБД ORACLE в архитектуре «клиент-сервер» с использованием современных технологий обработки информации и подготовки документов MS Office и Seagate Crystal Report. В состав «ПАРУС-Предприятие 8.xx» входит набор модулей, каждый из которых работает во взаимодействии с другими модулями либо автономно. Благодаря модульному принципу построения системы существует возможность постепенного наращивания ее возможностей по мере расширения автоматизации задач управления вашим предприятием.

Hyperion Pillar

Это первая западная система бюджетирования, появившаяся на российском рынке.

Программа достаточно проста, легка в освоении, обладает наглядным интерфейсом и русифицирована. Система имеет хороший инструментарий для создания различных отчетов и гибкую структуру документооборота: бюджеты можно составлять «сверху вниз», «снизу вверх» и по смешанным схемам.

Однако реализовывать сложные задачи в Hyperion трудоемко из-за наличия некоторых ограничений. Например, число уровней аналитики (степеней детализации информации) в модели не может превышать 12. На первый взгляд, этого более чем достаточно, но на практике при работе с системой часто обнаруживается, что все уровни аналитики уже использованы.

Из-за технологических особенностей производительность системы невысока: когда с файлом работает несколько человек одновременно, процесс замедляется. Кроме того, этот продукт довольно сложно интегрировать с другими базами данных.

Еще один недостаток связан с планированием: планировать в Hyperion можно только по месяцам, а по неделям или декадам — нет. Встроенные средства документирования моделей отсутствуют, как и в Oracle.

Можно сделать вывод, что это хорошая система для предприятий, в которых не очень сложная финансовая структура и финансовая модель. Так как освоить Hyperion очень просто, эта система идеально подходит тем компаниям, где сотрудники негативно реагируют на изменения или у них недостаточно времени на обучение.

«Красный директор»

Программный продукт предназначен для использования в повседневной деятельности менеджерами всех уровней и финансовыми директорами.

«Красный директор» — решение для небольших, возможно, для средних предприятий. Для ситуации, когда финансовый директор компании единолично строит бюджет нескольких подразделений, а схемы платежей просты и ведутся вручную, «Красный директор» вполне подойдет как дешевая альтернатива больших комплексов.

Система сделана как коробочный продукт, то есть не требует сложного внедрения, но и особой гибкостью не обладает — это готовое решение, а не инструмент.

Поскольку в «Красном директоре» не было необходимости создавать функционал для групповой работы, согласования бюджетов и многого другого, интерфейс достаточно прост и работу можно начинать сразу после установки. Этому существенно помогает и вынесение всех операций в одно окно с четко прорисованной рекомендованной последовательностью работы.

Бюджетирование, реализованное в программе «Красный директор», позволяет создавать бюджеты недельной (месячной, квартальной, годовой) периодичности для каждого отдельного подразделения организации, направления работы и т. п.

После ввода текущих осуществленных платежей/поступлений по трем видам источников денежных средств (расчетным счетам, кассам и неучтенным кассам) производится автоматический учет произведенных операций с точки зрения исполнения бюджета. Программа автоматически показывает отклонение доходных и расходных статей бюджета от плановых показателей в абсолютном выражении и в процентах.

Данные хранятся в простой файловой базе данных, оперировать с ними довольно сложно, интеграции с какими-либо системами управленческого учета нет, что, впрочем, вполне естественно для системы, ориентированной на небольшие компании.

Составление прогноза активов и пассивов

Для составления прогнозного баланса необходимо систематически накапливать информацию о работе организации.

Прогнозирование основано на тщательном анализе как, можно большего количества отдельных элементов доходов, расходов, активов, пассивов и обдуманной оценке их будущей величины с учетом взаимосвязи между элементами, а также вероятных будущих условий. Прогнозирование требует получения как можно большего количества подробностей. Кроме того, следует оценить стабильность отдельных элементов через вероятность их повторения в будущем. Это придает определенное значение анализу неповторяющихся факторов и чрезвычайных статей.

Прогнозирование требует использования разных бухгалтерских отчетов, охватывающих как можно большее количество периодов. Повторяющуюся деятельность можно прогнозировать с большей степенью уверенности, чем случайные события.

Разработка прогнозного баланса должна осуществляться в следующей последовательности:

1. Анализ текущего финансового состояния организации по данным аналитических таблиц;

2. Анализ финансовых результатов и факторов, влияющих на них;

3. Определение относительных и абсолютных изменений в структуре активов, пассивов, доходов, расходов;

4. Построение прогнозного баланса.

Составление прогнозного баланса начинают с определения ожидаемой величины собственного капитала (СКn +1).

Размер прибыли можно рассчитать, исходя из ориентировочно установленного процента рентабельности, который исчисляется по данным динамики показателя отношения прибыли от реализации к выручке.

Прогноз объема выручки является результатом изучения таких факторов:

– прошлый объем продаж;

– рыночная конъюнктура и ее изменение;

– общая экономическая ситуация;

– доходность продукции;

– ценовая политика;

– имеющиеся производственные мощности;

– затраты.

Прогнозирование основывается на тщательном анализе как можно большего количества отдельных элементов доходов, расходов, активов, пассивов и обдуманной оценке их будущей величины с учетом взаимосвязи между элементами, а также вероятных будущих условий. При составлении прогнозного баланса также необходимо учитывать влияние инфляции, кумулятивный эффект от которой значителен и может вызвать искажения в учете, в котором активы оценены по первоначальной стоимости. Это ведет к регистрации «фиктивной» суммы прибыли, скрывает уменьшение стоимости капитала и делает недействительными многие аналитические показатели.

Практическая часть

Вариант 2

Исходные данные

Предприятие производит три вида продукции А, Б и В. Производство и реализация продукции осуществляется ритмично. Объем реализации продукции в плановом году и цены представлены в табл. 1. В таблице 1 также представлены планируемые уровни запасов готовой продукции на начало и конец года.

Таблица 1

Наши рекомендации