Самостоятельная работа: Найдите 5 предложений, разных по цели высказывания

Практические занятия

Занятие 1

Словосочетание. Типы словосочетаний.

Вопросы:

1. Понятие словосочетания. Словоформы и сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями.

2. Тип словосочетания по степени лексико-семантической спаянности компонентов (свободное/несвободное) и по структуре (простое, сложное)

3. Тип словосочетания по главному слову (именное, глагольное, наречное).

4. Тип подчинительной связи между главным и зависимым словами (согласование, управление, примыкание)

5. Тип синтаксических отношений между главным и зависимым словами (объектные, определительные, обстоятельственные)

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

Повторение: Устно. Определите спряжение глаголов: видеть, мешать, думать, лепить, гнать, угнать, сверлить, мерцать, желать, спать, дышать.

Задание 1. Выпишите из предложения словосочетания и словоформы и сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями. Оформите в две колонки. В словосочетаниях укажите главное и зависимое слово. Задайте вопрос от главного к зависимому.

Из уцелевших бревен на скорую руку сколотили избенку, покрыли ее барочным тесом, купленным лет за десять для построения павильона на готический манер. По улице, с горы Св. Давида, стремительно катилась мощная река, выворачивая камни улицы. Вой ветра, сердитый плеск воды, грохот каких-то разрушений сотрясал дом. В лесу становилось все сумрачнее все тише. Дверь в столовую была приоткрыта. Вдруг Захар занедужил, недельку помаялся и отдал богу душу.

Задание 2. Выпишите простые и сложные словосочетания.

На стенах веерами висели открытки золотоволосых девушек с розовыми носами и глазками цвета капусты. В городах большинство наших инстинктов погружается в спячку. Пройти по улице два квартала для нее было уже большим путешествием. Через минуту по всему миноносцу гремели колокола громкого боя. Несколько недель по обоим берегам Волги брели одичавшие беглецы с узелком и палочкой, терпели неслыханные лишения.

Задание 3. Определите типы словосочетания по главному слову, типу связи и грамматическим отношениям.

Образец :

Словосочетание Тип по главному слову Тип подчинительной связи Грамматические отношения между словами
шум дождя (какой?)   Именное, субстантивное Управление. зависимое употреблено в род. падеже определительные
Тяжко падают      
Нарушать тишину      
Весь воздух      
Склонны к простуде      
Политика жестокости      
Ослепительно красивый      
Страх перед людьми      
Бежать быстро      
Чувствовать опасность      
Необыкновенная сила      
Свежо на улице      
Невыразимо нудно      
Лишиться дочери      
С русским языком      
Говорил бессвязно      
Его лошаденка      
Прислушивалась к бормотанию      
Жизнь в Челябинске      
Работал неохотно      
Зеленый цвет      
Полет птиц      
Два дня      
Живой мир      
Отчаяние человека      
Стремление к жизни      
Думающий о деле      
Номер сорок семь      
Затерянность в мире      
Не испытывать удовольствия      
Подвал с маленькими окнами      
Осеннее увядание      
Мечта создателей      
Смешанное с дымом      
Облако пара      
Покрытый красками      
Книга с гравюрами      

Задание 3. Выпишите все словосочетания и произведите синтаксический анализ словосочетаний по схеме. Дома доделать!!!

Изредка мы устраивали на чердаке раскопки и среди разбитых оконных рам и занавесей из мохнатой паутины находили то ящик от масляных красок, покрытый разноцветными каплями, то сломанный перламутровый веер.

Домашняя работа: Тема: Понятие простого предложения. Типы предложений по цели высказывания, эмоциональной окрашенности, объективной модальности, членимости/нечленимости

Самостоятельная работа: Подобрать книгу русского автора, по тексту которой вы будете работать в течение семестра, принести ее и зарегистрировать у преподавателя.

Занятие 2

Тема «Понятие простого предложения. Типы предложений по цели высказывания, эмоциональной окрашенности, объективной модальности, членимости/нечленимости»

ВОПРОСЫ: 1. Понятие простого предложения. Отличие предложения от словосочетания.

2. Типы предложений по цели высказывания

3. Типы предложений по эмоциональной окрашенности

4. Типы предложений по объективной модальности

5. Типы предложений по членимости/нечленимости

6.Типы предложений по синтаксическому времени

Повторение:произведите краткий морфемный анализ слов – неизъяснимая, елочки, белоснежной, дышится.

Проверка домашнего задания. См. задание 3 (Занятие 1)

Новая тема.

Упражнение 1.Спишите предложения, подчеркните главные члены. Определите типы предложений по цели высказывания, эмоциональной окрашенности, объективной модальности, членимости/нечленимости, синтаксическому времени

Такая малая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? Что же ты, чудак, прямо не сказал? Подождите! Куда вы? Вот спели бы вместе, а? Чего не сделает человек из пламенной любви к науке! Рано еще. Кто же ездит на вечер засветло? Вперед, ребята! А. черт возьми, славно быть генералом! – На дворе уже начало свежеть! Дай я открою ставни. – Открой… Только погоди, не уходи. Уж чего мне теперь бояться? Все мои страхи кончились. – Не сбились ли мы с дороги? – вдыхает инженерша. – Ужасная дорога! Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше. – Ты бы ушел, дед, – попросил Ваня. – Куда мне идти-то? – кричал дед. – Мне идти некуда. На меня, вообще говоря, сцена действует воспитывающее… Да, откровенно говоря, кого не трогает искусство? Кого оно не облагораживает?

Упражнение 2.Самостоятельно. Спишите, подчеркните главные и второстепенные члены. Выпишите из последнего предложения словосочетания и произведите их разбор.

На стоянке дремало десятка полтора машин с шашечками. Думать – не грех, грех – не думать. – Прощай… Тяжелый, скверный я человек, – сказал он. Выход в озеро был назначен ночью. Множество машин было разбросано совершенно без всякого толку. Командующий перестал ходить по мостику. Что-то заворочалось в потемках и испустило глубокий вздох.

Домашнее задание: Выпишите из книги 10 предложений разных по цели высказывания, эмоциональной окрашенности. Произведите разбор по членам предложения.

Самостоятельная работа: Найдите 5 предложений, разных по цели высказывания.

Наши рекомендации