Самостоятельная работа: Найдите 5 предложений, разных по цели высказывания
Практические занятия
Занятие 1
Словосочетание. Типы словосочетаний.
Вопросы:
1. Понятие словосочетания. Словоформы и сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями.
2. Тип словосочетания по степени лексико-семантической спаянности компонентов (свободное/несвободное) и по структуре (простое, сложное)
3. Тип словосочетания по главному слову (именное, глагольное, наречное).
4. Тип подчинительной связи между главным и зависимым словами (согласование, управление, примыкание)
5. Тип синтаксических отношений между главным и зависимым словами (объектные, определительные, обстоятельственные)
АУДИТОРНАЯ РАБОТА
Повторение: Устно. Определите спряжение глаголов: видеть, мешать, думать, лепить, гнать, угнать, сверлить, мерцать, желать, спать, дышать.
Задание 1. Выпишите из предложения словосочетания и словоформы и сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями. Оформите в две колонки. В словосочетаниях укажите главное и зависимое слово. Задайте вопрос от главного к зависимому.
Из уцелевших бревен на скорую руку сколотили избенку, покрыли ее барочным тесом, купленным лет за десять для построения павильона на готический манер. По улице, с горы Св. Давида, стремительно катилась мощная река, выворачивая камни улицы. Вой ветра, сердитый плеск воды, грохот каких-то разрушений сотрясал дом. В лесу становилось все сумрачнее все тише. Дверь в столовую была приоткрыта. Вдруг Захар занедужил, недельку помаялся и отдал богу душу.
Задание 2. Выпишите простые и сложные словосочетания.
На стенах веерами висели открытки золотоволосых девушек с розовыми носами и глазками цвета капусты. В городах большинство наших инстинктов погружается в спячку. Пройти по улице два квартала для нее было уже большим путешествием. Через минуту по всему миноносцу гремели колокола громкого боя. Несколько недель по обоим берегам Волги брели одичавшие беглецы с узелком и палочкой, терпели неслыханные лишения.
Задание 3. Определите типы словосочетания по главному слову, типу связи и грамматическим отношениям.
Образец :
Словосочетание | Тип по главному слову | Тип подчинительной связи | Грамматические отношения между словами |
шум дождя (какой?) | Именное, субстантивное | Управление. зависимое употреблено в род. падеже | определительные |
Тяжко падают | |||
Нарушать тишину | |||
Весь воздух | |||
Склонны к простуде | |||
Политика жестокости | |||
Ослепительно красивый | |||
Страх перед людьми | |||
Бежать быстро | |||
Чувствовать опасность | |||
Необыкновенная сила | |||
Свежо на улице | |||
Невыразимо нудно | |||
Лишиться дочери | |||
С русским языком | |||
Говорил бессвязно | |||
Его лошаденка | |||
Прислушивалась к бормотанию | |||
Жизнь в Челябинске | |||
Работал неохотно | |||
Зеленый цвет | |||
Полет птиц | |||
Два дня | |||
Живой мир | |||
Отчаяние человека | |||
Стремление к жизни | |||
Думающий о деле | |||
Номер сорок семь | |||
Затерянность в мире | |||
Не испытывать удовольствия | |||
Подвал с маленькими окнами | |||
Осеннее увядание | |||
Мечта создателей | |||
Смешанное с дымом | |||
Облако пара | |||
Покрытый красками | |||
Книга с гравюрами |
Задание 3. Выпишите все словосочетания и произведите синтаксический анализ словосочетаний по схеме. Дома доделать!!!
Изредка мы устраивали на чердаке раскопки и среди разбитых оконных рам и занавесей из мохнатой паутины находили то ящик от масляных красок, покрытый разноцветными каплями, то сломанный перламутровый веер.
Домашняя работа: Тема: Понятие простого предложения. Типы предложений по цели высказывания, эмоциональной окрашенности, объективной модальности, членимости/нечленимости
Самостоятельная работа: Подобрать книгу русского автора, по тексту которой вы будете работать в течение семестра, принести ее и зарегистрировать у преподавателя.
Занятие 2
Тема «Понятие простого предложения. Типы предложений по цели высказывания, эмоциональной окрашенности, объективной модальности, членимости/нечленимости»
ВОПРОСЫ: 1. Понятие простого предложения. Отличие предложения от словосочетания.
2. Типы предложений по цели высказывания
3. Типы предложений по эмоциональной окрашенности
4. Типы предложений по объективной модальности
5. Типы предложений по членимости/нечленимости
6.Типы предложений по синтаксическому времени
Повторение:произведите краткий морфемный анализ слов – неизъяснимая, елочки, белоснежной, дышится.
Проверка домашнего задания. См. задание 3 (Занятие 1)
Новая тема.
Упражнение 1.Спишите предложения, подчеркните главные члены. Определите типы предложений по цели высказывания, эмоциональной окрашенности, объективной модальности, членимости/нечленимости, синтаксическому времени
Такая малая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? Что же ты, чудак, прямо не сказал? Подождите! Куда вы? Вот спели бы вместе, а? Чего не сделает человек из пламенной любви к науке! Рано еще. Кто же ездит на вечер засветло? Вперед, ребята! А. черт возьми, славно быть генералом! – На дворе уже начало свежеть! Дай я открою ставни. – Открой… Только погоди, не уходи. Уж чего мне теперь бояться? Все мои страхи кончились. – Не сбились ли мы с дороги? – вдыхает инженерша. – Ужасная дорога! Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше. – Ты бы ушел, дед, – попросил Ваня. – Куда мне идти-то? – кричал дед. – Мне идти некуда. На меня, вообще говоря, сцена действует воспитывающее… Да, откровенно говоря, кого не трогает искусство? Кого оно не облагораживает?
Упражнение 2.Самостоятельно. Спишите, подчеркните главные и второстепенные члены. Выпишите из последнего предложения словосочетания и произведите их разбор.
На стоянке дремало десятка полтора машин с шашечками. Думать – не грех, грех – не думать. – Прощай… Тяжелый, скверный я человек, – сказал он. Выход в озеро был назначен ночью. Множество машин было разбросано совершенно без всякого толку. Командующий перестал ходить по мостику. Что-то заворочалось в потемках и испустило глубокий вздох.
Домашнее задание: Выпишите из книги 10 предложений разных по цели высказывания, эмоциональной окрашенности. Произведите разбор по членам предложения.
Самостоятельная работа: Найдите 5 предложений, разных по цели высказывания.