Основы построения бухгалтерского учета
Бухгалтерия Казахского университета экономики, финансов и международной торговли состоит из следующих штатных единиц: главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, экономист-финансист, бухгалтер-кассир.
Главный бухгалтер устанавливает служебные обязанности для подчиненных ему работников.
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно первому руководителю.
Назначение, увольнение и перемещение материально-ответственных лиц производятся по согласованию с главным бухгалтером.
Договоры и соглашения, заключаемые предприятием на получение или отпуск товарно — материальных ценностей и на выполнение работ и услуг, а также приказы и распоряжения об установлении работникам должностных окладов, надбавок к заработной плате и о премировании предварительно рассматриваются и визируются главным бухгалтером.
Заместитель главного бухгалтера осуществляет учет затрат по содержанию предприятия, учет расходов с подотчетными лицами, учет основных средств, начисление амортизации, учет движения ТМЗ.
Экономист-финансист осуществляет — учет расчетов с рабочими и служащими (начисление заработной платы), учет расчетов с внебюджетными фондами, составление по ним квартальных отчетов и сдача их, учет расчетов с прочими организациями, акты сверок с прочими организациями, учет движения ТМЗ (материально-ответственные лица, материальные отчеты), учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Бухгалтер-кассир осуществляет получение и выдачу денег, обеспечение сохранности денежных средств, составление кассовых отчетов, поручений, своевременную доставку поручений в банк, обработку документов по журналу-ордеру №2, ведение учета по К-2, сбор информации по банкам о поступлении и расходе средств с расчетного счета, проведение актов сверок по хозяйственным договорам.
Заместитель главного бухгалтера, экономист-финансист, бухгалтер-кассир подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.
Бухгалтерский учет активов, собственного капитала, обязательств и осуществляемых хозяйственных операций ведется способом двойной записи по плану счетов, разработанному на предприятии на основе Рабочего плана счетов бухгалтерского учета в соответствии с МСФО.
При ведении бухгалтерского учета должны быть обеспечены:
· неизменность принятой учетной политики отражения отдельных операций и событий, оценка активов и обязательств в течение отчетного периода;
· полнота отражения в учете за отчетный период всех операций и событий, осуществленных в этом периоде, и результатов инвентаризации активов и обязательств;
· правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;
· тождество данных аналитического учета, оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на начало каждого месяца.
Бухгалтерский учет ведется автоматизированным способом в программе 1С Бухгалтерия, версия 7,7. Бухгалтерский учет на предприятии компьютеризирован, каждое рабочее место бухгалтера оснащено соответствующей орг.техникой.
Компьютерная программа, используемая для бухгалтерского учета, разработана специально для КазУЭФМТ и учитывает специфику производства. Она содержит первичные документы и учетные регистры (ведомости, журналы, ордера и т.д.), форма которых разработана в КазУЭФМТ.
В целом же бухгалтерский учет КазУЭФМТ организован на достаточно высоком уровне, а бухгалтерская служба выполняет поставленные перед ней задачи.
Основные документы, регламентирующие деятельность КазУЭФМТ:
· Конституцией РК;
· Указами и распоряжениями Президента РК;
· Структура Казахского Университета экономики, финансов и международной торговли;
· «Стратегический план развития Казахского Университета экономики, финансов и международной торговли на 2011-2015 годы»;
· Ежегодный план Ученого совета;
· Ежегодный план ректората;
· Ежегодный план НИР и НИРС;
· Ежегодный план воспитательной работы;
· Ежегодный план работы Учебно-методического совета;
· Положение об Ученом совете;
· Положение о проведении конкурса на замещение вакантных должностей;
· Положение о работе Приемной комиссии;
· Положения о структурных подразделениях;
· Правила внутреннего распорядка и другие.
Финансовый учет