Привлечение и аккумулирование финансовых средств 211
многое в успехе дела зависит от оформления и внешнего вида документов и информационных материалов, оперативной связи. Поэтому для фандрейзинговой кампании (а значит, собственно, и всей деятельности некоммерческой организации) необходимо наличие компьютера, принтера с хорошим качеством печати, минимум двух телефонных номеров («на вход» и «на выход»), факса, и т. д. Особенно следует подчеркнуть роль компьютера, наличие которого — без преувеличения — можно назвать главным техническим условием осуществления фандрей-зинга. Только на базе современного персонального компьютера можно обеспечить единый подход к решению следующих важнейших разнородных технологических условий и задач фандрейзинга:
Ш Создание и редактирование большого количества текстов: обращений, переписки, организационных документов и т. д. Компьютер позволяет легко и быстро получать на основе базовых макетов всех этих материалов их различные модификации. 11 Использование новейших информационных технологий и средств связи, таких как электронная почта, мультимедиа, которые предполагают наличие хорошей компьютерной базы. 11 Современная полиграфия, построение различных оригинал-макетов документов и материалов с использованием различных шрифтов, таблиц, схем и другого иллюстративного материала также возможны только при использовании компьютеров. И Создание и ведение информационных баз данных о реальных и потенциальных донорах, степени и эффективности их привлечения к благотворительной или спонсорской деятельности, разумеется, можно вести и вручную (в тетрадях, блокнотах, на карточках), но и наглядность, и оперативность работы с ними многократно возрастают с использованием компьютерной технологии. И Учет и контроль хода сбора средств, архивирование необходимых сведений (особенно в едином формате и сети с бухгалтерией), анализ результативности и экономичности фандрейзинга — оперативность и эффективность этих операций, с очевидностью, возрастают при использовании персонального компьютера.
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
4.2.
ПЛАНИРОВАНИЕ
ФАНДРЕЙЗИНГОВОЙ КАМПАНИИ
Планирование фандрейзинга организации должно опираться на общую стратегию развития данной фирмы. Это может быть общая маркетинговая стратегия (см. раздел «Маркетинг»), но может быть и специальная стратегия фандрейзинга.
Примером может служить «Модель стратегии работы со спонсорами», разработанная в Пермском театре оперы и балета. Она включает в себя следующие позиции:
Разработка стратегии работы со спонсорами.
1 1 Разработка Титульного списка мероприятий, требующих внебюджетного финансирования.
1.2. Разработка и реализация функционирования Книги меценатов.
1.3. Создание и утверждение графика переговоров с потенциальными спонсорами.
1.4 Принятие решения о работе с Фондами.
1.5. Подготовка предложений в Законодательном Собрании области о налоговых льготах меценатам.
1.6. Разработка программы контактов со спонсорами (юбилеи, дни рождения руководителей, ит. п.).
1 7 Создание системы «меценатских спектаклей» с дорогими билетами, встречами с артистами ит. д.
Для этого необходимо осуществлять планомерную работу в области фандрейзинга:
Контакты с меценатами.
2.1. Переговоры со спонсорами.
2.2. Работа с депутатами по плану.
2.3. Постановка и проведение выездных поздравлений.
2.4. Постановка и проведение эксклюзив-спектаклей.
Планированию проведения кампании фандрейзинга должна предшествовать разработка собственно содержательной программы или проекта, под которые будут привлекаться средства. Такую программу организаторы фандрейзинга должны иметь на руках за 4-6 месяцев до начала фандрейзинговой кампании. Это необходимо для тщательной ее подготовки. Речь идет о подготовке всех необходимых информационных материалов (обращений, предложений, описаний проекта и т. д.), а также для оценки перспективности фандрейзинга, определения круга возможных доноров, баланса расходов и возможных поступлений.
Оптимальный срок для начала фандрейзинговой кампании — 6-9 месяцев до главного итогового мероприятия проекта, под который ищутся средства. Начинать их