Показатели ликвидности и способы их расчета
Наряду с платежеспособностью предприятия торговли в процессе анализа финансового состояния исследуются показатели финансовой устойчивости.
Финансовая устойчивость — это такое состояние финансовых ресурсов предприятия, их распределения и использования, которое обеспечивает ему развитие на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности в условиях допустимого уровня риска.
Факторы, влияющие на изменение финансовой устойчивости предприятия, подразделяются на две группы:
- внутренние, зависящие непосредственно от организации торгово-хозяйственной деятельности предприятия;
- внешние, которые не зависят от деятельности предприятия. К факторам первой группы относятся: состав и структура реализуемых товаров и оказываемых услуг сервиса; общая величина издержек предприятия и их структура, а также соотношение постоянных и переменных затрат; оптимальный состав и структура активов предприятия. Последний фактор имеет важное значение, так как существует правило управления текущими активами: если предприятие уменьшает товарные запасы и другие элементы ликвидных активов, то оно может пустить в оборот больше капитала и получить определенный эффект от вложения его средств. Однако в этом случае возрастает и риск неплатежеспособности предприятия, поэтому возникает необходимость в определении лишь минимальной величины ликвидных активов для текущей деятельности.
Состав и структура финансовых ресурсов, правильный выбор управления ими также являются важнейшими факторами, влияющими на изменение финансовой устойчивости предприятия торговли. Чем больше у него собственных средств, в том числе собственных оборотных средств, тем при прочих равных условиях наиболее финансово устойчивым является предприятие.
Внешние факторы, влияющие на финансовую устойчивость предприятия, — это прежде всего факторы внешней среды, включающие различные параметры: конкурентоспособность реализуемых товаров и услуг; изменение цен на них в зависимости от спроса потребителей данного сегмента рынка; экономическое развитие региона деятельности предприятия торговли (состояние производства товаров народного потребления, денежных доходов населения и платежеспособный спрос на реализуемые товары в данном регионе).
Финансовая устойчивость предприятия характеризуется системой показателей, являющихся составной частью оценки финансового состояния.
Наиболее обобщающим показателем финансовой устойчивости является соотношение стоимости материальных запасов и затрат текущих активов с источниками обеспечения средств, в том числе собственных и заемных.
Излишек или недостаток источников средств для финансирования запасов характеризует степень финансовой устойчивости по определенным признакам ее классификации. Нормальные источники покрытия запасов (НИЗ) включают следующие составляющие:
собственный оборотный капитал (СОК);
кредиты и займы под товары (КЗ);
расчеты с кредиторами по товарным операциям (РК). Общая сумма источников покрытия запасов товаров может быть рассчитана по следующей формуле:
НИЗ = СОК + КЗ + РК.
Отношение нормальных источников покрытия запасов к сумме самих запасов товаров (ЗТ) должно быть в пределах единицы. Если значение этого показателя меньше единицы, то текущее финансовое состояние предприятия рассматривается как неустойчивое.
В зависимости от соотношения источников финансирования средств и величины запасов выделяют следующие типы текущей финансовой устойчивости:
1)абсолютная финансовая устойчивость, означающая, что все запасы полностью обеспечиваются собственным оборотным капиталом и предприятие не зависит от внешних кредиторов. Величина источников финансовых средств для формирования запасов находится в соотношении 1:1, формула их взаимосвязи имеет вид: ЗТ < СОК. Однако подобная ситуация в нынешних условиях развития рыночных отношений встречается крайне редко;
2)нормальная финансовая устойчивость, которая характеризует наличие товарных запасов в пределах расчетной нормы оборачиваемости и обеспеченности их собственными средствами в размере 1/2 всех источников средств. Формула взаимосвязи может быть представлена в следующем виде: СОК < ЗТ < ИФЗ, т.е. величина запасов больше суммы собственных средств, но меньше источников финансирования (ИФЗ), как собственных, так и заемных;
3) неустойчивое финансовое состояние, которое наблюдается при избыточной величине товарных запасов и прочих активов, при низкой обеспеченности собственными источниками средств в размере ниже 1/2 их части. Формула взаимосвязи имеет вид: ЗТ > ИФЗ;
4) критическое финансовое положение предприятия, рассматриваемое как кризисное при чрезмерной величине запасов и при отсутствии собственных средств или незначительной их величине (ниже 10% в общей сумме текущих активов). Коэффициент обеспеченности запасов собственными средствами очень низкий, формула взаимосвязи аналогична третьему типу финансовой устойчивости предприятия.
Финансовая устойчивость предприятия за анализируемый период измеряется системой показателей в сравнении их значений с базисными, а также рекомендуемыми расчетными нормами; В табл. 10.8 приведен перечень показателей финансовой устойчивости.
Наименование показателей финансовой устойчивости | Формула для расчета | Рекомендуемое значение | Характеристика показателя финансовой устойчивости |
2. | |||
1. Показатели финансовой независимости | |||
Коэффициент автономии (концентрации собственного капитала) Коэффициент, концентрации заемного капитала Коэффициент финансовой зависимости (обратный первому) Коэффициент соотношения заемных и собственных средств | Кавт = СК/Вб Кзк = ЗК/Вб КФз = Вб / СК К3/с = ЗК / СК | ≥0,5 ≤0,5 ≈1,0 <1,0 = 0,7 | Сколько собственного капитала приходится на единицу общей суммы совокупного капитала (валюты баланса) Доля заемных и привлеченных средств в общей сумме капитала Сколько единиц совокупного капитала приходится на единицу собственного «Плечо» финансового рычага, значения которого зависят от финансовой устойчивости. Превышение границы этого показателя означает потерю автономии и финансовой устойчивости |
2. Показатели обеспеченности запасов собственным оборотным капиталом | |||
Коэффициент обеспеченности запасов и затрат Коэффициент маневренности собственного капитала Коэффициент маневренности оборотного капитала 3. Коэффициент привлечения долгосрочных обязательств 4. Коэффициент структуры долгосрочных вложений | Коб.зап = СОК/ЗЗ Кмн.ск = СОК /СК кКм,ок = ОК/ СК ККдо = ДО/(СК + ДО) ККсдо = ДО / ВА | 0,5; 0,6 >0,5 0,5 <1 | Доля собственного оборотного капитала в запасах и затратах Доля собственного оборотного капитала в сумме источников общего собственного капитала, направляемого для финансирования текущей деятельности предприятия Доля оборотного капитала в сумме источников собственного капитала (50%), а вторая часть — на финансирование основных производственных фондов Доля долгосрочных займов в общей сумме финансирования Доля долгосрочных займов во внеоборотных активах |
Экономическое обоснование финансового плана торговой организации.
Цель разработки финансового плана - определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования финансовых показателей предприятия.
Финансовый план предприятия обычно разрабатывается на 5 лет, год или квартал. В соответствии с этим существует перспективный (стратегические, в том числе пятилетние), текущий и оперативный финансовый план.
Обычно финансовый план состоит из следующих основных разделов:
- расчет потребности в собственных оборотных средствах, определение источников ее покрытия;
- плановый расчет прибыли и ее распределение;
- баланс доходов и расходов.
При переходе предприятия на принятую в международной практике систему учета и статистики финансовый план включает, как правило, прогноз поступлений, таблиц доходов и затрат, свободный баланс активов и пассивов предприятия и график достижения безубыточности.
1. Прогноз объемов реализации продукции призван дать представление о той доле рынка, которую предлагается завоевать своей продукцией. Причем, как правило, принято составлять такой прогноз на три года вперед. Для первого года данные в плане приводятся помесячно, для второго - поквартально, для третьего приводится общая сумма продаж за двенадцать месяцев. Для данного случая предполагается, что для начального периода производства уже точно известны будущие покупатели, имеется предварительная договоренность с ними о будущих продажах. Начиная со второго года нужно будет заниматься прогнозными оценками. Важно, чтобы оценки в финансовом плане были реалистичными, так как в конечном итоге именно исходя из этих цифр реализации будет покупаться оборудование, будут расходоваться денежные ресурсы, наниматься новые работники и т.д.
2. Баланс денежных расходов и поступлений - это часть финансового плана, позволяющая оценить, какое количество финансовых ресурсов следует вложить в проект, причем с разбивкой во времени, т.е. до начала реализации, а затем по ходу выполнения поставленной задачи. Следует отметить, что западные предприниматели относятся к планированию денежных потоков более серьезно, чем российские, воспринимающие безналичный оборот средств более индифферентно.
3. Таблица доходов и затрат финансового плана представляет собой документ с достаточно простой структурой и состоит из следующих показателей:
- доходы от продаж товаров;
- издержки производства товаров;
- суммарная прибыль от продаж;
- общепроизводственные расходы;
- чистая прибыль.
4. Сводный баланс активов и пассивов в финансовом плане предприятия рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации проекта. Считается, что этот документ не менее важен, чем баланс денежных расходов и поступлений. Его обычно очень тщательно изучают специалисты коммерческих банков, чтобы оценить, какие суммы намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов.
5. Для более понятного (наглядного) отображения происходящих финансовых процессов формируется график достижения безубыточности. В финансовом плане он представляется в виде схемы, показывающей влияние на прибыль объемов производства, продажной цены и себестоимости продукции (с разбивкой на условно-постоянные и условно-переменные издержки). С помощью такого графика находится так называемая точка безубыточности, т.е. тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции.
1. Финансовый план. Его цели и функции.
Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности.
Значение финансового плана на предприятиях заключается в том, что он:
· содержит ориентиры, в соответствии с которыми предприятие будет действовать;
· дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;
· служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов Бюджет является инструментом как для планирования, так и для контроля.
В самом начале периода действия бюджет представляет собой план или норматив; в конце периода действия он служит средством контроля, с помощью которого руководство может определить эффективность действий и составить план мероприятий по совершенствованию деятельности компании в будущем. Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.
· Бюджет как экономический прогноз. Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Группы заинтересованных в деятельности предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций.
· Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет.
· Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены - от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации; и т.д.
· Бюджет как основа для постановки задачи.Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.
· Бюджет как средство делегирования полномочий. Одобрение руководством предприятия бюджета (плана) подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализовано), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений.
Финансовый план является неотъемлемой частью бизнес планирования предприятия. Он призван обобщить материалы, изложенные в описательной части планирования для того чтобы представить их в стоимостном выражении.
В данном случае необходимо подготовить сразу несколько стандартных для мировой практики документов:
1. Прогноз объема реализации.
2. Производственный план.
3. План доходов и расходов (сметы прямых затрат на материалы, на оплату труда, общезаводских накладных расходов, торговых и административных расходов).
4. Баланс денежных поступлений и выплат.
5. План по источникам и использованию средств.
6. Сводный балансовый план активов и пассивов предприятия.
7. Анализ безубыточности.
8. Стратегия финансирования.