Билет №9. Б-9 -1.Конечный продукт АПК: методика определения его экономической эффективности
Б-9 -1.Конечный продукт АПК: методика определения его экономической эффективности. КП АПК представляет собой весь объем продукции, созданный за определенный период времени и поступившей в личное или производственное потребление. В предприятии или объединении АПК в состав КП включается вся товарная продукция и объем услуг, а т/ж продукция, выданная или проданная работникам и использованная на общественное питание и др. нужды хозяйства. Экономическая эффективность- отражает конечный полезный результат от применения живого труда, средств производства, отдачу совокупных вложений(определяется соотношением м\у КП и затратами на его получение). Основным критерием экономической эффективности производства является создание национального дохода (разность между величиной совокупного общественного продукта и фондом возмещения в расчете на душу населения). На уровне отрасли показатель эко-й эф-ти принимает форму производства чистой продукции (разность между стоимостью ВП и величиной потребленных средств производства) в расчете на 1 работника. На предприятиях критерием экономической эффективности является прибыль (разность между величиной ТП и величиной потребленных средств производства и живого труда) в расчете на 1 работника. Различают: народнохоз. экон.эф-ть с/х пр-ва, экон.эф-ть отдельных отраслей, экон.эф-ть предприятий, экон.эф-ть внутр. подразделений, экон.эфть мероприятий. Эффект – это прямой результат от воздействия какого-либо фактора производства на растения или животных(соотношение резуль-в и затрат).Стоимость КП АПК образуется из чистого продукта, созданного в с\х и части чистого продукта отраслей пищевой, текстильной, кожевенно-обувной, а также отраслей сферы обращения, транспорта и связи. Для оценки экономической эффективности с/х производства используется система стоимостных, натуральных и факториальных показателей: 1)Отношение ВП к затратам живого и овеществленного труда (стоимость ВП/производст.затраты+ос производства*к-т эф-ти фондов). 2)Отнош-е ВД к затратам живого и овеществленного труда (ВД или ЧП/ производст. затраты +ос производства*коэф-т эф-ти фондов). ВД определяется разностью между созданной стоимостью и материальными издержками производства. Сумма ВД определяется объемом произведенной продукции, цен на нее и величиной издержек мат. характера. 3)Отношение ЧД к затратам живого и овеществленного труда (ЧП/производст.затраты+ос производства*коэф-т эф-ти фондов). ЧД определяется как разность между стоимостью производства и издержками производства. Этот показатель основной источник расширенного воспроизводства и роста общественных фондов потребления. Различают созданный и реализованный ЧД. Реализованный – это прибыль хозяйства. Отношение прибыли к затратам живого и овеществленного труда (П/производст.затраты+ос производства*к-т эф-ти фондов). Чем больше масса прибыли, тем больше возможности у предприятий вести расширенное воспроизводство. Прибыль = выручка от реализации продукции – НДС – полная или коммерческая себестоимость. 4)Рентабельность (доходность) – важная экономическая категория, присущая всем предприятиям. Доход – часть стоимости валовой продукции, остающаяся после возмещения затрат на ее производство. 5)уровня рентабельности - % отношение ЧД, П к сумме материальных и трудовых затрат, связанных с производством и реализацией продукции. Показателем эф-ти использования основных и оборотных средств является 6)норма прибыли – отношение П к сумме среднегод. стоимости основных и оборотных средств. В отличие от уровня рентабельности НП учитывает всю стоимость ос. фондов производственного назначения и поэтому является более общим показателем.
Б-9-2 Особенности исполнения обязательств, возникающих и коммерческих договоров.Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. *Кредитор вправе не принимать исполнения обязательства по частям, если иное не предусмотрено законом. Должник вправе при исполнении обязательства потребовать доказательств того, что исполнение принимается самим кредитором, и несет риск последствий непредъявления такого требования. Исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо(если из условий обязательства не сказано исполнить обязательство лично). В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом. *Третье лицо, подвергающееся опасности утратить свое право на имущество должника (право аренды, залога или др.) вследствие обращения кредитором взыскания на это имущество, может за свой счет удовлетворить требование кредитора без согласия должника.*Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода. *Обязательство, не исполненное в разумный срок, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении. *Исполнение обязательств может обеспечиваться: 1) Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения обязательства,в случае просрочки исполнения. Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме. В зависимости от условий выплаты неустойки делят: зачетная неустойка - кредитор вправе требовать от должника на ряду с ее уплатой возмещения причиненных ему убытков,(не покрыта неустойкой); штрафная - убытки взыскиваются в полном объеме, не зависимо от суммы выплаченной неустойки; исключительная - взыскание только неустойки, убытки не возмещаются; альтернативная - кредитору предоставляется право выбора: требовать неустойку или возмещения убытков. 2) Залог - кредитор имеет право при неисполнении должником обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества раньше других кредиторов. Предметом залога могут быть вещи, ценные бумаги, а также имущественные права. Обычно в роли залогодателя выступает должник. Виды залога: с оставлением заложенного имущества у залогодателя (ипотека); с передачей заложенного имущества залогодержателю. 3) Удержание имущества должника - кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику в праве при неисполнении должником обязательства удерживать ее до тех пор пока обязательство не будет исполнено. 4) Поручительство - поручитель обязуется перед кредитором другого лица отвечать за исполнение должником его обязательством полностью или частично. Поручительство прекращается с прекращением обеспеченного им обязательства по истечению срока. 5) Банковская гарантия- банк или страховая организация дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала - бенефициару, в соответствии с условиями даваемого гарантом (банком) обязательством, денежную сумму по представлению кредитором письменного требования о ее уплате. За выдачу банковской гарантии принципал выплачивает гаранту вознаграждение. В течение срока действия банковской гарантии кредитор-бенефициар имеет право в письменной форме представить гаранту требование об уплате денежной суммы.6) Задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. Основания прекращения обязательств1. Обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.2. Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.
Б9-3Становление системы управления сельским хозяйством.Советская и современная российская экономика, в том числе АПК,как и системы управления ими, содержит много труднообъяснимых феноменов и парадоксов. Сложившееся в АПК России положение во многом обусловлено недооценкой или даже прямымигнорированием основных закономерностей и принципов упр-я, приходом к власти людей, слабо разбирающихся в экономике.Мин-во гос-х имуществ Российской империи Образовано по именному указу от 26 декабря 1837 года. 31 мая 1893 года преобразовано в Мин-во земледелия и гос-х имуществ. Мин земледелия и гос-х имуществ Российской империиОбраз в марте 1894 года по именному указу от 31 мая 1893 года.Именным указом 1905 года преобразовано в Главное управление землеустройства и земледелия. Этапы становления и развития системы управления АПК России 1 период 1917-1921 Становление советской системы упр-я с\х Формирование новой системы гос-го устройства в России началось на II Всероссийском съезде Советов, который открылся в октябр 1917 г. в Петрограде. Съезд сформировал новые органы власти. Отличительной чертой новой власти было соединение законод-х и исполн-х фун-й. Народный комиссариат Земледелия РФ(првит-во) →Губернские управления по земельным вопросам→Уездные земельные управления→Советские хозяйства(менее 2% земельных площадей) 2 период 1921 -1928 Нэповская перестройка чрезвычайного управления в условиях послевоенного кризиса Для нормализации эк-ки, разрушенной Гражданской войной, интервенцией и мероприятиями военного коммунизма, и стабилизации соц-полит. сферы Советское правительство решилось пойти на временное отступление от своих принципов. Политика временного перехода к капиталистической эк-ке с целью подъема хозяйства и урегулирования социальных и политических проблем получила название НЭП(новой экономической политики).Развивалась кооперация: потребительская с\х, культурно-промысловая.3 период КоллективизацияКурс на коллективизацию с\х был провозглашён на XV съезде ВКП (б) (декабрь 1927)Коллектив-я с\х в СССР, массовое создание кол-х хоз-в (колхозов), осуществленное в конце 1920-х — начале 1930-х гг., сопровождавшееся ликвидацией единоличных хоз-в(проводилась форсированными темпами с использованием насильственных методов, репрессий по отношению к крестьянству). Привела к значительному разрушению производительных сил, сокращению с\х проив-ва, массовому голоду 1932-33 на Украине, Северном Кавказе, в Поволжье и др. регионах. После окончания Второй мировой войны коллект-я проводилась по советскому образцу в странах Восточной Европы и Юго-Восточной Азии 4 период 1941-1945 Управление в условиях войны ;5 период реформы в управлении(1946-1985)В 46 г. Ключевым звеном орган.центрального управления стали министерства-штабы отраслей, возглавляемые членами правительства. Они осуществляли исполнительные и распорядительные функции, управляли отдельными отраслями народного хозяйства и культуры. Министерская система находилась в стадии становления, была динамичной, постоянно перестраивалась.. В 1946 г. имелось 49 министерств СССР, в 1947 г. — 58, в 1948 г. — 59, в 1949 г. — 48, в 1950 г. — 51. Мин-во земледелия СССР, Мин. заготовок СССРОбразовано 15 марта 1946 года из одноимённого наркомата. мая 1956 года преобразовано в Мин хлебопродуктов СССР.В третий раз образовано в1969 года.1985 года преобразовано в Министерство хлебопродуктов СССР.Мин технических культур СССР(Образовано марта 1946 года из одноимённого наркомата.) Мин животноводства СССР Выделено 26 марта 1946 года из Министерства земледелия СССР.1947 г вошло в Мин с\х СССР.Мин с/х СССРОбразовано 1947 года объединением министерств земледелия, животноводства и технических культур. Мин совхозов СССРобр. фев 1947 г. Качественно новый этап в развитии отрасли наступил после Мартовского пленума ЦК КПСС (1965), разработавшего неотложные политические и эконом-е меры дальнейшего подъёма с.-х. производства: переход к твёрдым планам заготовок с.-х. продуктов на ряд лет, установление новых, экономически обоснованных закупочных цен, введение сверхплановых закупок зерна по повышенным ценам и др. Пленум предусмотрел осуществление последовательной интенсификации сельского хозяйства на базе комплексной механизации, химизации, мелиорации земель; совершенствование системы хозрасчётных и кредитных отношений и др. мероприятия, направленные на укрепление экономики колхозов и совхозов( Хоз.расчёт,с\х кредит) 6 этап Гос-й агропромышленный комитет СССР(1985-1989)Образован 22 ноября 1985 года объединением мин-в с\х, плодоовощного хозяйства, сельского строительства, мясной и молочной промышленности, пищевой промышленности и Государственного комитета по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства.7 этап аграрные реформы (1991-1998) Мин с\х и продовольствия СССРОбр 1 апреля 1991 года.Упразднено 14 ноября 1991 года.Мин с\х и продовольствия РСФСР1991 года преобразовано в Мин с\х РСФСР.Мин с\хРСФСР, РФ обр.15 ноября 199 на базе Мин с\х и продовольствия РСФСР и Гос-го комитета РСФСР по земельной реформе и поддержке кфх. С янв 1994 по мая 2000 гг. —опять Мин с\х и прод. РФ. Нынешнее название установлено 18 мая 2000 года.