Налоговая политика и налоговый механизм
Налоговая политика - составная часть финансовой политики. Представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на республиканском и местных уровнях) в сфере налоговых отношений с предприятиями и организациями, также физическими лицами. Цели налоговой политики:
1) обеспечивать полноценное формирование доходов бюджетной системы РК, необходимых для финансирования деятельности государственной и местных органов власти по осуществлению соответствующих функций и полномочий;
2) содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, среднего и малого предпринимательства;
3) обеспечивать социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.
Налоговая политика формируется и реализуется на республиканском и местных уровнях в пределах соответствующей компетенции.
Инструментарий налоговой политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности налоговой политики является налоговый механизм.
Налоговый механизм-совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением. Налоговый механизм осуществляется через систему различных надстроечных инструментов: налоговые ставки, налоговые льготы, способы обложения налогом.
Эффективность использования налогового механизма зависит от внутренней сущности налогов, законы его движения и экономической ситуации в стране.
Налоговый механизм - это централизованный рычаг государственного управления экономическими процессами. Налоговая система должна быть нацелена на решение приоритетных социально-экономических задач.
Сущность налогового механизма заключается с одной стороны, в том, что он представляет собой специфическую форму общественных отношений, возникающих между людьми и государством в процессе производства, распределения и потребления. С другой стороны в том, что он является методом косвенного воздействия государства на экономику, политику и социальную сферу посредством налогового планирования, налогового законодательства и налоговой системы.
Маневрируя объемом совокупного налогового изъятия доходов юридических и физических лиц государство, перераспределяет часть их доходов в общенациональных интересах путем применения налоговых регуляторов: объекта, субъекта, источника налога, единицы обложения, налоговых ставок, льгот, санкций, видов налога, структуры налоговой системы, сроков взимания, способов обложения, методов исчисления налога и т.д.
Направления и последствия воздействия налогов и налогового регулирования обусловлены многочисленными и многоаспектными общественными отношениями, возникающими в процессе производства, перераспределения и потребления, поэтому в каждой стране, в каждой социально-экономической ситуации и конкретном временном периоде имеют свою специфику.
Можно выделить основные сферы влияния налогов и налогового регулирования в разных странах: производство, потребление, перераспределение, обмен; накопление, сбережение, инвестирование; ценообразование, инфляция; спрос и предложение; структурные преобразования экономики, ресурсосбережение, экология, социальная сфера, НТП; жизненный уровень населения; формирование государственного бюджета, объем дотаций, субвенций, трансфертных платежей.
Современная структура налогового механизма состоит из следующих основных частей:
а) Налоговое планирование:
1) государственное планирование налоговых поступлений и «налоговых расходов»;
2) учет планирования минимизации налогов налогоплательщиками.
б) Правовое обеспечение налоговых отношений:
1) налоговое законодательство;
2) контроль за исполнением закона;
3) ответственность за нарушение налогового законодательства.
в) Налоговая система (налоговое регулирование):
1) элементы налога: объект, источник обложения, субъект, налоговая ставка, налоговая льгота, налоговые санкции, налоговый оклад;
2) виды налогов;
3) структура налоговой системы:
- соотношение прямых и косвенных налогов;
- распределение налогов по административным уровням;
- соотношение факторных и товарных налогов;
4) способы взимания налогов;
5) методы исчисления и бухгалтерского учета налогов;
6) сроки и время взимания налогов и т.п.
Современная практика функционирования налогового механизма в Республике Казахстан, характеризуется принятием нового Налогового Кодекса. Казахстан сейчас переходит на новый этап развития. Рост, основанный на восстановлении постсоветского хозяйства 90-х годов, сейчас сменяется ростом, основанным на диверсификации и инвестициях в новые отрасли экономики. Налоговый кодекс призван способствовать модернизации и диверсификации экономики, а также выходу бизнеса из тени. Принятие Налогового кодекса это одновременно стратегическая и стабилизирующая мера. На сегодняшний день Налоговый Кодекс приобрел характер закона прямого действия, ограждающего от вольного толкования его норм налоговыми службами, сочетает качество администрирования и интересы налогоплательщиков. Но, главное, он предусматривает снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса. Ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора.
Налоговый кодекс предусматривает:
- реализацию принципа закона прямого действия;
- снижение общей нагрузки на несырьевые секторы экономики;
- создание условий, способствующих модернизации и диверсификации экономики;
- создание предпосылок для ведения бизнеса за счет совершенствования налогового администрирования и упрощение налоговых процедур.
Основным наиболее важным и концептуальным моментом Налогового кодекса является поэтапное снижение ставки корпоративного подоходного налога (КПН). Следует особо отметить, что в целом системные меры дают больший эффект, чем разовые вливания в тот или иной сектор. Таким образом, снижение ставки по КПН, несомненно, скажется на улучшении положения несырьевого сектора в условиях затянувшихся мировых кризисных процессов. Особенно, это касается малого и среднего бизнеса, представляющего самую многочисленную прослойку общества страны.
Налоговые послабления в целом, высвободят в распоряжение предпринимателей 361,3 млрд. тенге, то есть 12% государственных доходов или 2,3 % к ВВП. Одновременно увеличен и срок переноса убытков с 3 до 10 лет, что в полной мере позволяет воспользоваться преимуществами быстрого списания инвестиций; ставка налога на добавленную стоимость с 2009 года равна 12%.
В Налоговом кодексе также нашел отражение ряд вопросов, касающихся налогообложения финансового сектора в условиях мирового кризиса ликвидности. В частности, на период с 2009 по 2011 год увеличен размер вычета вознаграждения за счет увеличения предельного коэффициента левереджа (правило достаточной капитализации), для финансовых организаций. Микрокредитным организациям, предоставлено право, относить на вычеты суммы расходов по созданию резервов против сомнительных микрокредитов, не превышающих 15% от суммы кредитов, выданных в течение налогового периода.
Кроме того, реформирована и система налогообложения недропользователей. В этой связи предусмотрена замена платежа. В свою очередь, в период неблагоприятной конъюнктуры с принятием соответствующей концепции недропользователи низкорентабельных месторождений получат послабления в виде понижающих коэффициентов при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, но не ниже налоговой нагрузки, действовавшей ранее при уплате роялти и при условии гарантирования ими сохранения рабочих мест и продолжения финансирования особо важных инвестиционных программ.
В рамках реформирования социального налога осуществлен переход от регрессивной шкалы налога со ставками от 13% до 5% к плоской шкале со ставкой 11%. Единая ставка по индивидуальному подоходному налогу сохранена на уровне 10%.
Налоговым кодексом частично реформирован режим налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции. В целях стимулирования эффективного использования сельскохозяйственных площадей введена прогрессивная шкала ставок единого земельного налога от 0,1% до 0,5% в зависимости от площади земельных участков. При этом сохранены другие режимы для производителей сельскохозяйственной продукции: уменьшение налогов на 70% для юридических лиц.
Налоговая реформа, под которой, в отличие от отдельных поправок к существующей налоговой системе, подразумевается коренной пересмотр ее концептуальных и методологических основ - сложноорганизованная экономическая система. Она представляет собой протяженный во времени, динамично развивающийся, многовариантный и многоцелевой процесс, имеющий определенный набор однотипных по назначению, специфических по исполнению и уровню принятия решений последовательных стадий, являющихся ее подсистемами и состоящих, в свою очередь, из некоторого числа первичных элементов - этапов. В норме таких стадий в общей сложности три: подготовительная, непосредственного повсеместного внедрения нового законодательства и заключительная. Последовательность и экономическая классификация всех элементов налоговой реформы составляет в совокупности законченный иерархический ряд, каждые последующие стадии и этапы которого по своему конечному результату, так или иначе, соподчинены предыдущим.
Основное развитие налоговой политики РК на 2011-2012 гг. будет направлена на создание условий для восстановления экономики и стимулирование дальнейшего ее роста.
В целях создания благоприятных условий для восстановления и диверсификации экономики, недопущения ее «перегрева» будет проводиться антицикличная фискальная политика, предусматривающая сдерживание расходов государства в период роста экономики и их увеличение в период экономического спада.
Стимулирование развития экономики будет осуществляться с учетом не- нанесения ущерба для макроэкономической стабильности.
В рамках фискальной политики предусматривается поддержание уровня государственных расходов, обеспечивающих с одной стороны уровень совокупного спроса, с другой – уровень инвестиционной активности за счет государственных инвестиций, необходимых для восстановления роста экономики.
Будет осуществляться дисциплинированное и эффективное управление нефтяными доходами.
Косвенные налоги
Косвенным налогом называется налог, который устанавливается так, что вносит его в казну одна категория лиц, но фактически платит другая. Классическим примером этого является налог с продаж. Вносит его в казну продавец, но платит его фактически покупатель, так как продавец прибавляет этот налог к цене своего товара. Косвенные налоги выражают фискальные интересы государства. Предпочтительность их применения объясняется наличием следующих преимуществ:
Унитарность подхода к налоговым ставкам и процедурам изъятия
Упрощение контроля за движение товаров и издержками
Стимулирование экспорта
Обеспечение стабильных поступлений в бюджет
Последнее преимущество косвенных налогов сделало их наиболее привлекательными для экономики Казахстана.
Современные косвенные налоги — результат своеобразного слияния, соединения налогов на обращение и налогов на потребление. Отказавшись от акцизного обложения товаров массового спроса (кроме спиртных напитков и табака), современное государство перешло к взиманию единого налога с оборота, выплачиваемого при каждом акте купли-продажи. Налог с оборота в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость. Это значит, что обложению в момент купли-продажи подвергается не вся стоимость товара, а лишь та ее часть, которая добавлена данным продавцом, производителем полуфабриката, к стоимости сырья, производителем готового продукта — к стоимости полуфабриката, торговцем — к стоимости товара и т.д.
К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость и акцизы. Косвенные налоги выражают фискальные интересы государства. Разумное их применение может позитивно воздействовать на процесс ценообразования и влиять на структуру потребления. Кроме того, для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения их расходов, чем рост прямого налогообложения доходов. Использование налогов на потребление, каковыми являются акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, более предпочтительно, так как:
от них труднее уклоняться;
с ними связано меньше экономических нарушений;
они меньше сокращают стимулы к труду;
в условиях отсутствия дефицита, включая и на товары-заменители, они составляют за потребителем право выбора;
для них характерна анонимность.
К косвенным налогам относятся также поступления от внешнеэкономической деятельности (таможенные доходы в виде таможенных пошлин, налогов на экспорт и импорт, разница в ценах товаров, реализуемых на внутреннем рынке и их фактурной стоимостью).
Следует отметить, что в доходах государственного бюджета Республики Казахстан поступления от косвенных налогов составил в 2009 году 23,1%. (таблица 2).
Однако рост налогов на потребление имеет также и недостатки, наиболее возможным из которых является их инфляционные и регрессивный характер. Но положительный эффект этих налогов перекрывает их отрицательное влияние. Если будут расти цены, а с ними и бюджетные расходы, то поступления от этих налогов будут увеличиваться с ростом цен. Это позволит получить средства для реализации социальных программ. В бюджетную систему будет встроен автоматический антиинфляционный механизм.
Необходимо иметь в виду, что существует общая закономерность в системе налогообложения: при кризисном состоянии экономики, стагнации – застое в производстве, происходит объективная переориентация налогообложения на потребление. Это вызывается сокращением налоговой базы в производственной сфере в связи с падением производства. В тоже время расходы государства в подобной ситуации не сокращаются, а порой и возрастают из-за необходимости расширения социальной поддержки населения в результате снижения его занятости, увеличения расходов на структурную перестройку экономики, поддержку ее жизнеобеспечивающих отраслей и других неотложных расходов. Поэтому возникает необходимость перемещать налоговое бремя на тех, кто больше потребляет. В этом проявляется также своеобразная социальная направленность косвенных налогов на определенное выравнивание в распределительном процессе. Мировой опыт подтверждает подобную практику.
Таблица 2