Доходы бюджетов субъектов РФ
В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:
· Налога на имущество организаций;
· Налога на игорный бизнес;
· Транспортного налога;
Необходимо учесть налоговые доходы федеральных налогов и сборов.
Водные биологические ресурсы
Гос.пошлина и т.п.
Неналоговые доходы субъектов РФ
Неналоговые доходы бюджетов РФ формируются за счет:
· Доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ;
· Доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ.
· Доходов от платных услуг;
· Часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ;
· Платы за негативное воздействие на окружающую среду;
· Платы за использования лесов;
· Декларационного платежа;
· Доходов от передачи в аренду и продажи земельных участков;
· Доходов от продажи объектов недвижимого имущества.
Местное самоуправление – обязательный компонент демократического государственного строя.
· Оно осуществляется самим населениям через свободно избранные им представительные органы.
· Местные представительные и исполнительные органы для выполнения возложенных на них функций наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
В местные бюджеты зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами городских округов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
· Земельного налога;
· Налога на имущество физических лиц.
В бюджеты зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;
· Налог на доходы физических лиц
· Единого сельскохозяйственного налога;
· Государственной пошлины и др.
Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет:
· Доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;
· Доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности;
· Доходов от платных услуг;
· Части прибыли муниципальных унитарных предприятий и др.
Расходы территориальных бюджетов
Осуществляются в соответствии с классификацией расходов бюджетов, за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.
Бюджетный процесс в РФ.
Его участники и стадии
Бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Участники бюджетного процесса.
Президента РФ (ежегодно представляет Федеральному собранию бюджетные послания);
Законодательные (представительные) органы власти (Федеральное собрание, которое состоит из Совета Федерации, Государственной думы, а так же Совет ыдепутатов регионального и местного уровня);
Исполнительные органы власти (финансовые налоговые органы);
Центральный банк РФ.
· Органы государственного и муниципального финансового контроля (Счетная палат РФ, контрольные органы исполнительной и законодательной власти)
· Органы управления государственными внебюджетными фондами;
· Главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
· Получатели бюджетных средств.
Стадии бюджетного процесса
Бюджетный процесс охватывает длительный период времени (около двух лет) и включает в себя четыре основных стадии:
1. Составление проекта бюджета
2. Рассмотрение и утверждение бюджета
3. Исполнение бюджета
4. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.
Бюджетный (финансовый) год – это период, в течение которого действует утвержденный бюджет, обычно он составляет 12 месяцев. В РФ он совпадает в календарным.
Бюджетная классификация
Это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетной системы РФ.
Бюджетная классификация РФ включает:
· Доходов бюджетов
· Расходов бюджетов
· Источников финансирования дефицитов бюджетов.
· Классификацию операций публично-правовых образований (далее – классификация операций сектора государственного управления)
Классификация доходов бюджетов:
По группам и подгруппам доходов бюджетов:
· Налоговые и неналоговые доходы (…);
· Безведомственные поступления (…);
По элементам доходов бюджетной:
· Федеральный бюджет;
· Бюджеты субъектов РФ;
· Бюджеты муниципальных налогов;
· Бюджеты городских округов;
· Бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Спб.
· Бюджеты городских и сельских поселений;
· Бюджет ПФР;
· Бюджет ФСС РФ;
· Бюджет ФФОМС;
· Бюджет ТФОМС;
Классификация расходов бюджетов
По разделам и подразделам расходов:
· Общегосударственные вопросы;
· Национальная оборона;
· Национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
· Национальная экономика;
· Жилищно-коммуникальное хозяйство
· Охрана окружающей среды
· Образование
· Культура, кинематография, СМИ
· Здравоохранение, физическая культура и спорт;
· Социальная политика.
· Межбюджетные трансферты
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов%
По группам и подгруппам источников:
1. Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:
· Государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ;
· Кредиты кредитных организаций в валюте РФ;
· Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ;
· Кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ;
· Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;
· Иные источники;
2. Источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:
· Государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
· Кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций. Иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте.
· Иные источники.
· Кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;
Классификация операций сектора государственного управления:
По группам и статьям:
· Доходы
· Расходы
· Поступление нефинансовых активов
· Выбытие нефинансовых активов;
· Поступление финансовых активов;
· Выбытие финансовых активов;
· Увеличение обязательств;
· Уменьшение обязательств;
Составление проектов бюджета.
· Проект федерального бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ по поручению Правительством РФ.
· Работа над проектом бюджета начинается за 12 месяцев до начала планируемого года.
· Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных вне бюджетных фондов РФ составляются и утверждаются сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период.
Составление проекта бюджета основывается на:
· Бюджетном послании Президента РФ;
· Прогнозе социально-экономического развития;
· Основных направлениях бюджетной и налоговой политики.
Бюджетное послание Президента РФ
Бюджетное послание предоставляется не позднее марта.
Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством.
Распорядители распределяют средства.
Получатель бюджетных средств – орган, который исполняет бюджетные обязательства за счет средств соответствующего бюджета.
Бюджетная роспись :
Сводная бюджетная роспись – документ, составляемый в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.
Бюджетная роспись еще бывает. Лол.
Лимиты бюджетных обязательств.
Объем прав в денежном выражении на приятие казенным учреждением бюджетных обязательств и их исполнение.
Государственный кредит
Сущность, роль и формы государственного кредита.
· Это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение взаймы, денежных средств, в бюджет от юридических лиц и граждан на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности.
· Сторонами этих отношений выступают: государство, юридические и физические лица.
Как экономическая категория
· В кредитных отношениях государство может выступать в качестве:
o Заемщика – пассивный кредит;
o Кредитора – активный кредит;
o Гаранта – условный кредит;
· Как экономическая категория государственный кредита находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – и несет черты как тех, как и других.
· Государственный кредит выполняет все три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.
· Высшим органом управления государственным кредитом в РФ является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета.
Управление государственным кредитом.
· Для оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями Бюджетный кодекс РФ предусматривает разработку Правительством двух программ:
· 1. Программы государственных внешних заимствований;
· 2. Программы государственных внутренних заимствований;
Задачи управления государственным кредитом:
· Минимизация стоимости долга для заемщика;
· Недопущения переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;
· Эффективного использования средств и контроля за целевым использованием выделенных кредитов;
· Обеспечения своевременного возврата кредитов;
· Решение вопросов, определенных финансовой политикой государства;
Общие черты государственного и банковского кредита
· Это формы движения ссудного капитала;
· Оба имеют один и тот же источник (временно свободные денежные средства);
· Оба являются способом получения доходов;
· Оба стоятся на условиях срочности, платности и возвратности.
Отличительные черты государственного и банковского кредита
1. Направленность кредита:
a. Государственный кредит направляется на финансирование расходов и на покрытие бюджетного дефицита;
b. Банковский кредит направляется на увеличение прибавочного капитала в обществе;
2. Целевое использование кредита:
a. Государственный кредит используется глобально в соответствии с текущими потребностями народного хозяйства и для финансирования чрезвычайных расходов
b. Банковский кредит имеет строго целевое назначение.
3. Срок возврата кредита:
a. При государственном кредите срок возврата регламентирован нестрого, отношения между участниками стоятся добровольно, экономические санкции к государству-должнику не применяются;
b. При банковском кредите нарушение срока возврата ссуды влечет за собой экономические санкции;
4. Источники погашения кредита:
a. Государственный кредит – за счет налогов либо новых займов;
b. Банковский кредит – за счет прибыли, полученной в процессе производства.
Основные формы государственного кредита
· Государственные займы;
· Казначейские обязательства;
· Обращение части вкладов населения в государственные займы через сберегательные учреждения;
· Заимствование средств в ЦБ РФ;
· Гарантированные (условные) займы;
Государственные займы и государственный долг
· Государственные заимствования РФ определяются как займы и кредиты, привлкаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.
· В результате заемной деятельности образуется государственный долг – это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.
Классификация государственных займов
1. По субъектам заемных отношений:
a. Займы федеральных органов управления;
b. Займы территориальных органов управления;
2. По месту размещения:
a. Внутренние займы;
b. Внешние займы;
Внутренние займы – это займы, которые привлекаются от физических и юридических лиц, иностарнных го
Внешние займы – (…)
3. По срокам привлечения:
a. Краткосрочные (до 1 года)
b. Среднесрочные (от 1 года до 5 лет)
c. Долгосрочные (от 5 до 30 лет)
4. По признаку субъектов – держателей ценных бумаг:
a. Реализуемые только среди населения
b. Реализуемые только среди юридических лиц;
c. Универсальные, реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения.
5. По методу определения дохода:
a. С твердым доходом;
b. С плавающим доходом;
6. По форме выплаты дохода:
a. Процентные (купонные);
b. Выигрышные (лотерейные);
c. Процентно-выигрышные;
d. Облигации с нулевым купоном;
7. По обеспеченности:
a. Закладные (обеспечиваются залогом);
b. Беззакладные (обеспечиваются всем имуществом государства, надежны и не нуждаются в дополнительных гарантиях)
8. По методам размещения:
a. Добровольные;
b. Принудительные;
9. По форме выпуска:
a. Облигационные займы;
b. Безоблагационные;
10. По обращению на рынке:
a. Рыночные (свободно продаются и покупаются);
b. Нерыночные (размещаются среди определенного круга инвесторов);
11. По обязанности соблюдать сроки погашения займа:
a. Без права досрочного погашения;
b. С правом досрочного погашения;
· Основными видами ценных бумаг по государственному кредиту являются гос.займы, гос.казначеские обязательства.
Облигации государственных займов
· Обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций государственных займов возложена на Министерство РФ.
· На банковскую систему возложена обазенность реализации государственных ценных бумаг. Причем ЦБ РФ производит их первичную реализацию на фондовом рынке.
· Центральный банк и его учреждения на метсах осуществляют операции по размещения долговых обязательств РФ, их погашению и выплате долго в виде процентов по ним или в иной форме.
Способы погашения задолженности по облигациям
· Возможны два способа погашения задолженности:
o Единовременно;
o Частями;
· Если заем гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения возможны три варианта:
o Равными частями в течение определенного срока;
o Возрастающими долями (такая система погашения удобна при наращивании доходов заемщика);
o Снижающимися долями.
Государственная гарантия
· Особой формой государственного кредит являются государственные гарантии, при которых РФ в качестве гаранта дает письменное обязательство отвечать за исполнения, лицом, которому дана гарантия, обязательства перед третьим лицом. То есть государство несет субсидиарную ответственность.
· Предоставление гарантии осуществляется на конкурсной основе.
· Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сберегательный банк Р.
· Общая сумма гарантий РФ включается в состав государственного долга.
Управление государственным долгом
1. Внутренний долг
a. В соответствии с рекомендациями МВФ
i. Обязательства органов государственного управления, выраженные как в национальной, так и в иностарнной валюте, держателями которых являются резиденты;
b. В соответствии с БК РФ –
i. Обязательства органов государственного управления, выраженные в национальной валюте;
2. Внешний долг
a. В соответствии с рекомендациями МВФ –
i. Государственная задолженность перед нерезидентами.
b. В соответствии с БК РФ –
i. Обязательства органов государственного управления, выраженные в иностранной валюте;
· Текущий государственный долг
o Сумма задолженности, срок возврата которой наступил или наступил в данном календарном году.
· Капитальный государственный долг -
o Сумма задолженности государства по всем своим обязательствам вместе с процентами
Структура государственного долга
· Государственный долг складывается из двух частей;
o Основной долг;
o Непогашенный долг, включающий кроме основного еще и проценты на долговые суммы.
Управление государственным долгом
· Это совокупность мероприятий государства по выплате долгов кредиторам, выпуску государственных займов, их погашению и изменению условий уже выпущенных займов и определению условий выпуска новых.
Методы управления государственным долгом
· Конверсия займа (изменение первоначальных условий займа, касающихся его доходности);
· Консолидация займа (увеличение срока его действия);
· Унификация займа (объединение нескольких займов в один);
· Рефинансирование (выпуск новых займов для погашения ранее выпущенных);
· Новация (замене обязательств по долгу другими обязательствами);
· Отсрочка погашения одного или всех выпущенных ранее займов;
· Реструктуризация (пересмотр условий обслуживания долга (процента, суммы, сроков возврата и др.)
· Аннулирование государственного долга – отказ государства от обязательств по выпущенным займам.
Коммерческие и некоммерческие организации
· Коммерческие организации осуществляют свою деятельность в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Одна из основных целей деятельности коммерческих организаций – извлечение прибыли.
· Некоммерческие организации создаются ради достижения конкретной цели и могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для ее достижения.
Финансы коммерческих организаций
· Финансы организаций – это финансовые отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, из распределения и использования.
Признаки финансов организаций
· Стоимостный характер (все финансовые операции можно выразить в денежной форме);
· Распределительный характер (все финансовые операции связаны с распределительным процессом);
· Фондов характер (финансовые операции связаны с формированием или использованием денежных фондов).
Состав финансовых отношений организации:
· Отношения организаций с бюджетной системой по поводу уплаты налогов и других обязательных платежей и получения ассигнований из бюджета.
· Отношения организаций друг с другом по поводу уплаты и получения штрафов, пени, неустоек при несоблюдении договорных обязательств;
· Отношения внутри организаций, которые возникают при распределении доходов, накоплений и при формировании и использовании денежных фондов;
· Отношения между организацией и членами трудового коллектива, связанные с оплатой труда, денежными формами поощрений и уплатой штрафных санкции работниками при несоблюдении ими трудовой дисциплины;
· Отношения с кредитными организациями по поводу получения кредитов, их погашения и уплаты процентов;
· Отношения со страховыми организациями по поводу внесения страховых сумм и получения страховых возмещений в случае наступления страхового случая.
Функции финансов организаций
· Распределительная функция
o С ней связано формирование денежных фондов и резервов коммерческой организации посредством распределения и перераспределения поступающих доходов, формирования прибыли.
· Контрольная функция
o Ее основа стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнения работ и оказание услуг, процесс формирования доходов и денежных фондов.
Классификация финансовой организаций
1. В зависимости от сферы деятельности:
a. Финансы организаций сферы материального производства;
b. Финансы организаций непроизводственной сферы;
2. В зависимости от организационно-правовой формы:
a. Финансы государственных и муниципальных организаций;
b. Финансы акционеры обществ (закрытых и открытых);
c. Финансы общество с ограниченной и дополнительной ответственностью;
d. Финансы товариществ (полных и коммандитных)
e. Финансы производственных кооперативов;
f. Финансы потребительских кооперативов;
g. Финансы общественных организаций;
h. Финансы фондов, учреждений, ассоциаций и союзов и пр.
3. В зависимости от формы собственности:
a. Государственные;
b. Частные;
c. Смешанные;
4. В зависимости от отраслевой принадлежности:
a. Промышленность;
b. Сельское хозяйство;
c. Торговля;
d. Строительство;
e. Транспорт и др;
Принципы организации финансов предприятий:
· Самофинансирование (самоокупаемость)
o Подразумевает покрытие всех потребностей развития организаций за счет собственных финансовых ресурсов, а в случае их недостаточности – за счет самостоятельно привлекаемых и погашаемых заемных ресурсов.
· Хозяйственная самостоятельность
o Невмешательство государства в деятельность организаций, не противоречащую действующему законодательству. Организации могут самостоятельно выбирать вид деятельности, организационно-правовую форму предприятия, объемы производства, распоряжаться финансовыми ресурсами после уплаты налогов, разрабатывать учетную политику и т.д.
· Материальная заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности.
o В результатах деятельности организаций заинтересованы следующие лица: работники, собственники, налоговые органы и прочие контрагенты.
· Материальная ответственность за результаты хозяйственной деятельности.
o Означает систему ответственности перед государством, работниками, потребителями и пр.
· Контроль за результатами хозяйственной деятельности.
o Осуществляется как самой организацией в целях избежание возможных нарушейний, так и государственными органами в целях выявления и предупреждения нарушений.
· Обеспечение финансовых резервов.
o За счет прибыли организации формируют резервный фонд для финансирования непредвиденных случаев и/или их последствий.
· Разграничение средств на основную, инвестиционную и финансовую деятельность
· Разграничение средств организации на основные и оборотные.
· Разграничение средств организации на собственные и заемные.
· Формирование целевых денежных фондов.
Финансовые ресурсы (ФР) организации
· Совокупность всех денежных средств, которыми располагает организация в определенный момент времени.
· Источниками финансовых ресурсов являются:
o Собственные;
o Привлеченные;
o Заемные.
Собственные источники ФР организации
· Уставный капитал;
· Добавочный капитал (образуется либо при переоценки основных фондов в сторону увеличения их стоимости, либо при продаже акций организации по цене выше номинальный);
· Амортизация;
· Прибыль
Привлеченные источники ФР организации
· Средства, полученные от реализации обыкновенных и привилегированных акций организаций
Заемные источники ФР организации
· Средства, которые необходимо вернуть с уплатой процентов за пользование:
o Банковский кредит;
o Коммерческий кредит;
o Государственный кредит;
o Ссуды, займы;
o Средства, полученные от продажи облигаций.
Основные направления использования ФР организации
· Покупка или строительство основных фондов;
· Приобретение нематериальных активов;
· Покупка оборотных фондов;
· Оплата труда работников и материальное поощрение работников;
· Налоговые выплаты;
· Покупка ценных бумаг других эмитентов;
· Участие в деятельности других организаций и т.д.
Основные средства организации
· Основной капитал (основные средства) – денежные средства, инвестированные (вложенные) в основные фонды производственного и непроизводственного назначения.
· Основные фонды – это совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств, труда для производства продукции, которые функционируют длительное время и переносят свою стоимость на вновь созданную продукцию по частям, по мере их потребления, сохраняя при этом материально-вещественную форму. (Здания, оборудование).
Состав основных фондов
· Здания;
· Сооружения;
· Передаточные устройства;
· Машины и оборудование;
· Транспортные средства;
· Инвентарь;
Кругооборота основных средств
1. Износ основных средств;
2. Начисление амортизации;
3. Накопление средств для полного восстановления;
4. Замена основных средств путем финансирования реальных инвестиций (капитальных вложений)
Амортизация
· В момент приобретения основных фондов их стоимость совпадает с величиной основных средств. Но по мере функционирования основные фонды изнашиваются и их стоимость уменьшается.
· Денежное выражение изношенной части называется амортизацией, которая накапливается в амортизационном фонде и в дальнейшем используется для воспроизводства основных фондов.
· Амортизация включается в себестоимость готовой продукции.
Способы амортизации
· Линейный способ;
· Способ уменьшаемого остатка;
· Способ списания стоимости по сумме числе лет срока полезного использования;
· Способ списания стоимости пропорционально объему продукции
· Формирование основных средств происходит во время создания организации за счет уставного капитала.
· Обновление основных фондов происходит за счет амортизационного фонда – простое воспроизводство, а их приращение – за счет собственных источников (амортизация + прибыль) и заемных источников – расширенное воспроизводство.
Показатели использования основных средство
· Фондоотдача (ОС)
Ф/о = РП/ОС,
Где
РП – объем реализованной продукции организации (выручка)
ОС – среднегодовая величина основных средств
· Показывает, сколько выручки получает организация с каждого рубля основных средств.
Фондоемкость
Ф/е = ОС / РП
Показывает, сколько требуется основных средств для получения каждого рубля выручки.
· Фондовооруженность
Ф/в = ОС / СрЧппп
Где СрЧппп – среднегодовая численность промышленно-производственного персонала.
Показывает , сколько основных средств приходится на одного рабочего.
Коэффициент рентабельности основных средств
КР = П/ОС
Где П – величина прибыли
Показывает, сколько прибыли получает организации с каждого рубля основных средств.
Пути улучшения использования ОС:
· Сокращение сроков строительства новых объектов;
· Освоение проектных мощностей в более сжатые сроки;
· Увеличение выручки;
Повышение коэффициента сменности работы оборудования;
· Внедрение новых технологий;
· Сокращение сроков проведения ремонтов и др.