Доходы и расходы бюджетов субъектов Федерации, их формирование

Доходы бюджетов формируются в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством РФ.В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты для целевого финансирования централизованных мероприятий, и безвозмездные перечисления.В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.Основополагающими для формирования состава государственных и местных доходов являются нормы КонституцииРФ (ст. 8, 35) [1], закрепляющие как основу экономической системы разнообразие форм собственности, обеспечение им со стороны государства равной защиты, гарантии собственности граждан, создаваемой в результате их участия в общественном производстве, ведения собственного хозяйства, получения иных доходов на условиях, не противоречащих законодательству.

Составляя единую систему, государственные и местныедоходы классифицируются по группам. В основу классификации могут быть положены различные признаки, отражающие наиболее существенные черты государственных и местных доходов.Основой для формирования доходов федерального бюджета является Бюджетный кодекс статья 39. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

Доходами бюджета принято считать денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Правовую базу формирования доходов бюджетов составляют:

1) бюджетное законодательство РФ, которое состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные отношения;

2) законодательство о налогах и сборах, которое в соответствии со ст. 1 НК РФ распадается на следующие подуровни:

- законодательство РФ о налогах и сборах, состоящее из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;

- законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, которое состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ;

- нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

В доходах бюджета одного уровня могут быть частично централизованы доходы, подлежащие зачислению в бюджеты других уровней с целью финансирования централизованных мероприятий. Нормативы централизации доходов утверждаются ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о региональном бюджете на очередной финансовый год.

В доходах бюджетов могут быть частично централизованы и различные безвозмездные перечисления: от нерезидентов; от бюджетов других уровней; от государственных внебюджетных фондов; от государственных организаций; от наднациональных организаций; средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды; прочие безвозмездные перечисления. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

К целевым бюджетным фондам относятся фонды денежных средств, образуемые в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемые по отдельной смете. Речь идет о доходах:

1) территориальных дорожных фондов (налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, прочие поступления);

2) территориальных экологических фондов;

3) территориальных фондов воспроизводства минерально-сырьевой базы;

4) Федерального агентство по атомной энергии;

5) целевых бюджетных фондов субъектов РФ, утверждаемых законодательными (представительными) органами субъектов РФ.

Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда. Доходы целевых бюджетных фондов в составе доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ учитываются отдельно.

38. Классификация затрат и планирование себестоимости

Исходя из экономического содержания и целевого назначения, все денежные затраты предприятия можно объединить в несколько самостоятельных групп:

1. Затраты на воспроизводство производственных фондов (т.е. на создание, реконструкцию, расширение и восстановлениеосновных фондов производственного назначения, а также на формирование оборотных фондов)обеспечивают непрерывность производства и создают условия для реализации продукции. Эти затраты осуществляются за счет собственных средств предприятия, кредитов банков, бюджетных ассигнований.

2. Затраты на социально-культурные мероприятия (т.е. на создание и реконструкцию основных фондов непроизводственного назначения, содержание клубов, дошкольных детских учреждений, лагерей отдыха, мед. учреждений) обеспечивают повышение квалификации работников, подготовку кадров, улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работников предприятий. Эти расходы не включаются в себестоимость продукции и осуществляются за счет прибыли, бюджетных и целевых поступлений от родителей в виде оплаты за содержание детей в дошкольных учреждениях и др.

3. Операционные расходы – это затраты особого назначения: на проведение НИИ, изобретательство и рационализаторство, переоценку основных фондов. Они носят долговременный характер, непостоянны и нестабильны по величине, окупаются на протяжении длительного периода и поэтому не включаются в себестоимость продукции Источники финансирования таких расходов: прибыль предприятия, бюджетные ассигнования, средства заказчиков научно-исследовательских разработок.

4. Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг)складываются из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции основных фондов, сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива и энергии, труда и иных затрат. Затраты на производство и реализацию продукции возмещаются после завершения кругооборота средств за счет выручки от реализации.

Классификация затрат

Затраты на производство разнообразны и классифицируются по определенным признакам.

В зависимости от способов отнесения на себестоимость продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные. Под прямыми затратами понимаются расходы, связанные с производством отдельных видов продукции, которые могут быть непосредственно включены в себестоимость. Это расходы на сырье, основные материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, основную заработную плату производственных рабочих и др. К косвенным относятся затраты, связанные с производством разных изделий, которые нельзя прямо отнести на себестоимость определенного вида продукции. Это расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт оборудования и зданий, заработную плату вспомогательных рабочих, инженерно-технических работников и др.

В зависимости от связи затрат с объемом производства выделяются условно-постоянные и условно-переменные затраты. К условно-постоянным относятся расходы, общая величина которых существенно не меняется при уменьшении или увеличении объема выпуска продукции, в результате чего изменяется их относительная величина на единицу продукции (удельные постоянные затраты с увеличением объема выпуска снижаются и наоборот). Это расходы на отопление и освещение помещений, заработная плата управленческого персонала, амортизация оборудования и зданий общезаводского назначения, арендная плата и т.д. Условно-переменные расходы зависят от объема производства продукции. Они растут или уменьшаются в соответствии с изменением объема выпуска продукции. К ним относятся затраты на сырье и основные материалы, технологическое топливо и энергию, заработную плату основных производственных рабочих и т.п. При этом удельные переменные затраты не зависят от объема производства, т.е их величина на единицу продукции не меняется.

По степени однородности затраты подразделяются на элементные и комплексные. Элементные затраты имеют единое экономическое содержание для данного звена независимо от их назначения. Например, выделяются такие элементы, как материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных производственных фондов, прочие затраты (аренда, командировочные расходы, затраты на рекламу и т.д.). Соотношение между отдельными элементами затрат представляет собой структуру затрат на производство продукции. Комплексные затраты включают в себя несколько элементов, а следовательно, разнородны по составу. Объединяются они по определенному экономическому назначению. Такими затратами являются общезаводские расходы, потери от брака, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и пр.

В калькуляционном разрезе выделяют основные и накладные расходы. Основные расходы связаны с процессом производства непосредственно (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергия, заработная плата производственных рабочих и др.). Накладные расходы связаны с управлением и обслуживанием производства. Они включают цеховые, общезаводские, внепроизводственные и другие расходы.

По калькуляционным статьям выделяют:

1)сырье и материалы;

2)возвратные отходы (вычитаются);

3)покупные изделия, полуфабрикаты;

4)топливо и энергия на технологические нужды;

5)заработная плата производственных рабочих;

6)отчисления на социальные нужды;

7)расходы на освоение и подготовку производства;

8)общепроизводственные расходы;

9)общехозяйственные расходы;

10)потери от брака;

11)прочие производственные расходы;

12)коммерческие расходы (связанные со сбытом продукции).

Первые 11 статей составляют производственную себестоимость; с добавлением коммерческих расходов образуется полная себестоимость производства и реализации продукции.

Себестоимость продукции (услуг) – важнейший показатель работы предприятия. Он выявляется в ходе производственного планирования и используется в финансовом планировании для определения прибыли, а также рентабельности всего объема реализуемой продукции и отдельных ее видов.

Полная себестоимость продукции, планируемой к выпуску, определяется в обобщающем документе – смете текущих затрат на производство и реализацию продукции.

Необходимое условие грамотного планирования себестоимости – раздельное планирование переменных и постоянных затрат и определение наиболее экономичного размера производственных запасов.

При стабильной экономической ситуации планирование переменных затрат не представляет особого труда и осуществляется двумя методами:

1)по нормам расхода на единицу продукции;

2)по фактическим данным о себестоимости продукции за истекший период.

Установленные нормы переменных затрат на единицу выпускаемой продукции позволяют определить суммарные затраты на весь объем выпуска. При стабильной стоимости переменных затрат их общая величина может быть определена по формуле:

С = Н × В,

где С – планируемая сумма переменных затрат в денежном выражении;

Н – норма затрат на единицу продукции в денежном выражении;

В – плановый объем выпуска в натуральном выражении.

Если на момент планирования можно опираться на фактические данные отчетного периода, планируемая сумма переменных затрат может быть рассчитана следующим образом:

С = Сф × (Впл / Вф),

где Сф – фактическая сумма переменных затрат в отчетном периоде;

Впл – плановый объем выпуска в натуральном выражении;

Вф – фактический объем выпуска в отчетном периоде в натуральном выражении.

Если в отчетном периоде соблюдались нормы расхода на единицу, результаты расчетов по обоим методам совпадут.

Положительная разница между результатами, полученными 1-ым и 2-ым методами свидетельствует о перерасходе материалов и др. переменных затрат в отчетном периоде; отрицательная – об экономии и соответственно напоминает руководству предприятия о возможности пересмотра норм расхода.

В нестабильной экономической ситуации планировать затраты трудно. На первый план выходит текущая оценка стоимости переменных затрат и корректировка цены реализации в зависимости от уровня инфляции (повышение цены). При этом необходимо учитывать влияние и других ценообразующих факторов. Например, состояние платежеспособного спроса потребителей или ужесточившаяся конкуренция не позволяет производителю увеличивать цену реализации пропорционально росту издержек.

При планировании постоянных затрат решающее значение имеет их взаимосвязь с объемом выпуска. Значительные изменения в объеме выпуска могут вызвать большие изменения и в себестоимости продукции. При планировании постоянных затрат предприятие должно:

1)определить необходимый объем выпуска и реализации продукции, при котором достигается окупаемость переменных и постоянных затрат;

2)рассчитать необходимую величину постоянных затрат и сопоставить их с реальными производственными возможностями.

Постоянные затраты могут меняться и под воздействием факторов, не влияющих на объемы производства. Изменения могут происходить, прежде всего, под воздействием внешних условий: повышение цен и тарифов, переоценка основных фондов, изменение норм амортизационных отчислений и т.д. Планировать воздействие внешних условий невозможно, поэтому финансовая служба предприятия должна оперативно реагировать на колебания себестоимости и в случае опасных отклонений ставить вопрос об увеличении отпускных цен.

Рейтингование ценных бумаг

securities rating - сравнительная оценка уровней кредитного риска по ценным бумагам одного типа

Объект Р. ц. б. - облигации, привилегир. акции, коммерч. бумаги (серийные финансовые векселя), депозитные и сберегательные сертификаты и т.д. Потребность в рейтинге возникает в связи с тем, что на развитом фондовом рынке обращаются одновременно тысячи ценных бумаг. Соответственно, с одной стороны, инвесторы нуждаются в информац. посредниках, профессионально изучающих финансово-хоз. положение эмитентов и ставящих клеймо «качества» - балльную рейтинговую оценку, как ориентир на фондовом рынке. С др. стороны, эмитенты нуждаются в независимых «оценщиках», чьи оценки могли бы подтвердить качество их товара на фондовом рынке. При Р.ц.б. не измеряется конкретная величина риска потерь, он не служит мерой их вероятности. В основу рейтинга положена шкала качественных оценок: «высшее качество» (самый низкий уровень кредитного риска), «хорошее качество», «выше среднего уровня качества» и т.д. Каждый уровень качества имеет буквенное или буквенно-цифровое обозначение, напр., ААА, ВВ или С (долговые обязательства самого худшего качества). Сравнит, оценка уровней кредитного риска выполняется на основе подготовленнойзаемщиком (по спец. схеме и методике) информации о себе и оценки этой раскрытой информации экспертами рейтингового агентства.

Наши рекомендации