Вопрос 22. Организационная культура (понятие, особенности, пути формирования, факторы формирования)
Организационная культура — это система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития.
ОК может иметь особенности в зависимости от:
ü рода деятельности,
ü формы собственности,
ü занимаемого положения на рынке или в обществе.
Существует:
Ê предпринимательская ОК,
Ê государственная ОК,
Ê ОК лидера,
Ê ОК при работе с персоналом и др.
OK фирмы — это статика принимаемых и исполняемых позитивных норм, правил и стандартов в организационных отношениях.
ОК в организации может формироваться различными путями — в результате:
ü долговременной практической деятельности,
ü деятельности руководителя или собственника (своя ОК),
ü искусственного формирования ОК специалистами консультационных фирм,
ü естественного отбора наилучших норм, правил и стандартов, привнесенных руководителем и коллективом.
Первый, второй и четвертый пути формирования ОК иногда в литературе называются корпоративной культурой.
Факторы, влияющие на формирование культуры организации:
ü классовая, этическая, расовая;
ü характер и содержание труда;
ü система стимулов.
Вопрос 23. Функции организационной культуры, признаки и содержание организационной культуры Э. Шайна., Ф.Харриса и Р.Морана.
Поэтому можно выделить ряд функций, выполняемых организационной культурой.
1. Организационная культура формирует определенный имидж организации, отличающей ее от любой другой.
2. Организационная культура создает определенный психологический микроклимат в организации, чувство общности всех ее членов.
3. Организационная культура усиливает вовлеченность сотрудников в дела организации и преданность ей.
4. Организационная культура усиливает систему социальной стабильности в организации.
5. Организационная культура является средством, с помощью которого формируются приемлемые и целесообразные, с точки зрения организации, формы поведения.
Организационную культуру, несмотря на некоторую неопределенность и аморфность, можно в некоторой степени структурировать, т.е. выделить некоторые уровни, по которым она проявляется. Такая структура была дана исследователем управленческих структур Э. Шайном.
Основным структурным признаком для изучения он предлагает наблюдаемость проявлений организационной культуры.
К первому уровню, по его мнению, можно отнести так называемые внешние факты культуры (символы или артефакты).
К ним относятся:
- определенные технологии, используемые в организации (современные для своей отрасли, традиционные, устаревшие и т.д.);
- «архитектура организации», т.е. культура профессионального языка и профессионального общения, лозунги, пропагандирующие определенные ценности организации;
- наблюдаемые образцы поведения.
Признаки первого уровня определяемы, видимы и часто даже неосознанны, действуя по принципу «у нас так принято». С него начинается познание организационной культуры.
Второй уровень затрагивает более глубокие основания организационной культуры. Прежде всего, это ценностные ориентации и верования, которые разделяют большинство членов организации.
Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Выявление ценностных ориентаций требует глубокого знакомства с повседневной жизнью организации и специальных методов изучения, так как случается, что заявляемые ценности носят декларативный и демонстрационный характер.
Часто именно на этом уровне и заканчивается исследование организационной культуры, так как следующий «глубинный» уровень практически не обнаруживается в повседневной жизни.
К третьему уровню относятся ценности жизненной ориентации. Они принимаются, как правило, бессознательно. Как многие ценности, присвоенные в процессе жизненного опыта, они бездоказательны
Понятие организационной культуры невозможно рассматривать без обозначения ее основных элементов, которые и составляют ее содержание.
Теоретики организационных структур Ф.Харрис и Р.Моран (1991г.) предлагают рассматривать конкретную организационную культуру на основе десяти характеристик:
• Ценности (как набор ориентиров в том, что такое хорошо и что такое плохо) и нормы (как набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения
• Вера во что-то и отношение или расположение к чему-то
• Осознание себя и своего места в организации
• Взаимоотношения между людьми
• Трудовая этика и мотивирование
• Процесс развития работника и научение
• Осознание времени, отношение к нему и его использование
• Коммуникационные системы и язык общения
• Внешний вид, одежда и представление себя на работе
• Питание людей, привычки и традиции в этой сфере