Вопрос 34. Понятие о мировоззрении, его функции, структура, виды. Пути формирования научного мировоззрения школьников.

Термин «мировоззрение» возник в конце 18 века и впервые начал использоваться представителями немецкой классической философии. В общем плане мировоззрение представляет собой специфическую форму сознания человека, его взгляды на окружающий мир и своё место в этом мире.

Дадим определение мировоззрению как личностной характеристике человека. Мировоззрение - специфическая форма сознания человека, которая включает в себя обобщённую систему его знаний, взглядов, его убеждений и идеалов, в которых проявляется его отношение к развитию природы и общества и которые определяют его общественно-политическую, и морально-эстетическую позицию и поведение в разных сферах жизни.

Научное мировоззрение позволяет человеку правильно воспринимать и осмысливать факты и явления окружающего мира, давать им правильную научную оценку.

Структурные компоненты мировоззрения: объективные (система знаний), субъективные (взгляды, убеждения, идеалы человека).

Знаниякак объективный компонент мировоззрения представляют собой систему научных истин, которые имеют форму описательно-констатирующего предположения (мысли) личности. Они одинаково мыслятся любым человеком (описания исторических событий, законы физики). Знания - основа для выработки научного мировоззрения, оно в свою очередь - цель и результат воспитания. Чтобы знания способствовали формированию и развитию личности, они должны приобрести для человека субъективный смысл или перейти в его взгляды и убеждения.

Взгляды- суждения, субъективный вывод человека, который связан с объяснением тех или иных природных и общественных явлений, определение человеком своих отношений к этим явлениям. Например, вопросы эволюции растительного и животного мира по-разному толкуются представителями религиозного и научного мировоззрения. Взгляды оказывают сильное влияние на деятельность, поведение и развитие человека.

Убеждения- совокупность глубоко осознанных и эмоционально пережитых идей, которые относятся к идеологии, политике, морали, искусству и которые определяют прочность жизненной позиции личности, характер её деятельности и поведение. Это то, что человек глубоко осознал и эмоционально пережил и что он готов отстаивать и защищать в любых условиях. Изменение убеждений - это изменение установок и направленности личности. Благодаря убеждениям, человек ощущает себя индивидуальностью и целостной личностью. Органическим свойством убеждений являются чувства. Особенно значительны интеллектуальные чувства, такие, как радость познания, социальный оптимизм, целеустремлённость.

Идеал - это осознанное и эмоциональное принятие высшего совершенства в чём-нибудь. Это то, что становится целью деятельности, жизненным устремлением личности: предугадывание того, каким человек хочет и может стать. Идеалы олицетворяют лучшие человеческие черты, которые, отражаясь в конкретном поведении и деятельности, становятся стимулом и регулятором развития и формирования личности. Обычно в качестве идеалов выступают примеры знаменитых и выдающихся людей.

Непреклонная воля – важный элемент мировоззрения.

Функции мировоззрения по И.Ф. Харламову:

· информационно-отражающая - связана с определённым восприятием явлений и событий окружающего мира и их отражение в сознании человека в соответствии с его мировоззрением;

· ориентационно-регулятивная - связана с тем, что поведение и деятельность человека определяются его взглядами и убеждениями;

· оценочная - связана с тем, что все явления окружающей жизни человек оценивает, исходя из своих взглядов и убеждений.

Б.Т. Лихачёв выделяет ряд важных общественных функций мировоззрения. Просветительная функция состоит в том, что научное мировоззре­ние делает для человека понятным мир природы и общества, форми­рует просвещенное сознание, обогащает человека системой ду­ховно-ценностных ориентации. Воспитательная функция мировоз­зрения реализуется в результате того, что принятые взгляды и убеж­дения требуют от человека формирования у себя определенных мо­рально-волевых качеств и эстетического отношения к действитель­ности. Эти нравственные качества воспитываются в единстве с чувствами гуманизма, ответственности, долга, эстетичес­кими идеалами общественной и личной жизни. Развивающая функ­ция заключается в том, что внутренняя духовная работа по усвоению содержания мировоззрения включает в активную деятельность мыш­ление. Развивается способность к новым обобщениям, к творческому осмыслению явлений природы и общества. Организа­ционная функция мировоззрения проявляется в том, что оно являет­ся исходной позицией в практической деятельности людей. Прогностическая функция научного мировоззрения, основы­вающегося на знании законов общественного развития, проявляется в выдвижении идей по созиданию будущего в настоящем.

В зависимости от научной подготовки человека, его опыта, выделяют следующиевиды мировоззрения: научное, религиозное, жизненное (обыденное) мировоззрение.

Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные путём научного анализа и теоретического осознания причинно-следственных связей, которые характеризуют развитие природных и общественных явлений. Научное мировоззрение создаёт основу для правильного предвидения возможностей развития того или иного явления, процесса, события.

Религиозное мировоззрение - опирается на интуитивно-эмоциональный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование Бога или других сверхестественных сил, в бессмертие души и т.д.. Религия - мощный пласт человеческой культуры, и элементы религиоведения должны найти отражение в школьных программах, а государство должно обеспечить свободу мировоззренческого выбора.

Жизненное мировоззрение - формируется под воздействием непосредственных условий жизни людей и передаётся от поколения к поколению в форме духовного опыта, стихийных и не всегда систематизированных представлений о мире. Жизненное мировоззрение опирается на жизненные познания человека и обычно отражают внешние, не всегда существенные признаки вещей, событий, явлений.

Ведущую роль в формировании научного мировоззрения должна играть школа. Научное мировоззрение является целью и результатом воспитания в школе.

Основные задачиработы школы по формированию научного мировоззрения:

1) добиваться научно-материалистического понимания закономерностей развития природы, общества и сознания людей;

2) убеждать учащихся в материальности мира и познаваемости его закономерностей; в решающей роли человека в развитии производительных сил общества, в преобразующей роли сознания человека;

3) вырабатывать у школьников стремления, мотивы и умения совершать поступки в соответствии с научным мировоззрением путём участия в созидательной, трудовой и общественной деятельности;

4) научить школьников оценивать явления природы, общества с научных позиций, активно выступать против антинаучных взглядов, некоторых пережитков прошлого в сознании людей и др.

Научное мировоззрение формируется: а) на всех учебных занятиях; б) во время общения и взаимодействия; в) разнообразной деятельности; г) во внеклассной и внешкольной работе; д) под воздействием СМИ, телевидения, радио; е) в процессе самообразования и самовоспитания и др.

Литература для самостоятельной подготовки:

  1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.45
  2. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2001, стр.312
  3. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.300
  4. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.223

Наши рекомендации