Вопрос 9. Управление денежными средствами и дебиторской задолженностью

Дебиторская задолженность – сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами.

Дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию из хозяйственного оборота собственных оборотных средств. Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Как правило, покупателем не предоставляется какого-либо письменного подтверждения задолженности за исключением подписи о приемке товара на товаросопроводительном документе.

Управление дебиторской задолженностью – отдельная функция финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли компании за счёт эффективного использования дебиторской задолженности, как экономического инструмента.

Основные задачи:

- комплексная проверка дебитора на начальном этапе;

- юридическое сопровождение сделок;

- финансирование дебиторской задолженности;

- учет, контроль, оценка эффективности дебиторской задолженности;

- взыскание просроченного долга;

- претензионная работа с недисциплинированными дебиторами.

Функции:

- планирование (определение финансовых и управленческих целей);

- организационная функция (обеспечение выполнения запланированных целей);

- мотивирование (утверждение системы мотивации для сотрудников участвующих в процессе управления дебиторской задолженностью);

- контроль;

- анализ результатов и обратная связь.

Участники:

- Генеральный директор;

- Коммерческий отдел и отдел продаж (коммерческий директор, руководитель отдела продаж, менеджеры по продажам);

- Финансовый отдел (финансовый директор, финансовый менеджер);

- Юридический отдел и служба безопасности.

Финансовый контролер ежедневно вносит данные по оплате ранее произведенных отгрузок в информационную систему компании, в которой формируются отчеты о задолженности клиентов. Отчеты о состоянии дебиторской задолженности формируются в информационном разрезе «отдел – менеджер – клиент – счета». В них включается информация о сумме и дате отгрузки, количестве дней предоставленной отсрочки, дате оплаты по плану, оплаченной сумме и размере долга, сумме просроченного платежа и количестве дней просрочки. По компании в целом формируется сводный отчет, в котором клиенты разделены на группы в зависимости от лимитов задолженности и количества дней просрочки каждого из платежей.

Планирование сроков и объемов увеличения и погашения дебиторской задолженности необходимо вести в комплексе с финансовым планированием на предприятии.

Путем регулирования сроков оплаты в договорах о покупке и продаже, корректировки погашения дебиторской и кредиторской задолженности составляются варианты бюджета движения денежных средств, согласовываются платежи по обязательствам и денежные поступления от погашения дебиторской задолженности, прогнозируется необходимость привлечения заемных средств.

Проверку состояния дебиторской задолженности будем производить не только на основании заключенных договоров, а также при помощи получаемых из банка выписок. Каждая организация обязана иметь хотя бы один расчетный счет в банке. Количество расчетных счетов не ограничено: их можно открывать сколько угодно и в любом количестве банков.

О том, какие средства поступили на расчетный счет и какие выбыли с расчетного счета клиента, указывается в выписке банка. Этот документ выдается организации за каждый день, в котором имели место операции по счету клиента.

В выписке указывается:

- Наименование клиента.

- Наименование банка.

- Номер счета.

- Дата, за которую предоставляется выписка.

- Состояние счета на начало этого дня.

- Поступление средств на счет с указанием суммы и документа, на основании которого производиться поступление.

- Выбытие средств со счета с указанием суммы и документа, на основании которого производиться выбытие.

- Состояние счета на конец дня.

- Подпись операциониста банка.

К банковской выписке прилагаются копии документов, на основании которых банк произвел операцию. На выписке напротив каждой записи бухгалтер проставляет бухгалтерские проводки.


Наши рекомендации