Списание материалов по методу ФИФО
Метод ФИФО (от английского First In First Out) еще называют моделью конвейера.
В соответствии с пунктом 19 ПБУ 5/01 данный метод основан на допущении, что материалы списываются в производство в той последовательности, в которой они приобретены. Материалы из последующих партий не списываются, пока полностью не израсходована предыдущая. При этом способе материалы, отпущенные в производство, оцениваются по фактической себестоимости материалов, первых по времени приобретения, а остаток материалов на конец месяца оценивается по себестоимости последних по времени приобретения.
В том случае если первые по времени приобретения партии стоят дешевле, а последующие дороже, применение метода ФИФО приводит к следующему результату - материалы списываются в производство по меньшей стоимости, соответственно, себестоимость продукции ниже и прибыль выше.
Если цены на материалы имеют тенденцию к снижению, то, наоборот, в случае применения метода ФИФО прибыль будет уменьшаться.
В литературе предложено два способа определения стоимости материалов, списанных в производство по методу ФИФО.
1. Сначала списываются материалы по стоимости первой приобретенной партии, если количество списанных материалов больше этой партии, списывается вторая и так далее Остаток материалов определяется вычитанием стоимости списанных материалов из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца).
2. Определяется остаток материалов на конец месяца по цене последних по времени приобретения. Стоимость материалов, списанных в производство, определяется вычитанием полученной величины из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца).
Пример.
На начало месяца остаток краски составлял 100 банок по цене 35-00 рублей за банку.
Остаток на начало месяца составляет: 100 х 35-00 = 3 500 рублей
В течение месяца поступило:
1 партия: 120 банок по цене 40-00 рублей за банку;
2 партия: 80 банок по цене 45-00 рублей за банку;
3 партия: 100 банок по цене 50-00 рублей за банку.
Общая стоимость поступившей краски составляет:
120 х 40-00 + 80 х 45-00 + 100 х 50-00 = 13 400-00 рублей
За месяц в производство списано 270 банок краски, остаток на конец месяца составляет 130 банок.
1 вариант
Всего списано 270 банок краски, причем сначала полностью списывается остаток на начало месяца (100 банок), затем списывается первая партия (120 банок). Так как общее количество больше, то оставшееся количество списывается из второй партии 270 – (100 + 120) = 50 банок
Стоимость списанной краски составляет:
100 х 35-00 + 120 х 40-00 + 50 х 45-00 = 10 550-00 рублей
Средняя себестоимость одной банки списанной краски составляет:
10 550-00 / 270 = 39-07 рублей
Стоимость остатка краски составляет:
(3 500-00 + 13 400-00) – 10 550-00 = 6 350-00 рублей
При данном варианте необходимо точно определить, материалы из каких партий составляют остаток на конец месяца, так как в следующем месяце они будут списываться первыми.
Остаток составляют:
Из второй партии: 80 – 50 = 30 банок на сумму 30 х 45-00 = 1 350-00 рублей;
Третья партия остается на конец месяца полностью: 100 х 50-00 = 5 000-00 рублей
2 вариант
Остаток на конец месяца составляет 130 банок, причем третья партия (100 банок) числится на остатке полностью, поскольку этого недостаточно, 30 банок из второй партии также включаются в остаток.
Стоимость остатка на конец месяца составляет:
100 х 50-00 + 30 х 45-00 = 6 350-00 рублей
Стоимость списанной краски составляет:
(3 500-00 + 13 400-00) – 6 350-00 = 10 550-00.
Средняя себестоимость одной банки списанной краски составляет:
10 550-00 / 270 = 39-07 рублей
Из приведенных примеров видно, что стоимость списанных материалов и остатка одинаковы при использовании обоих вариантов. При втором варианте достаточно точно определить, материалы из каких именно партий составляют остаток на складе, а стоимость списанных материалов определяется расчетным путем без обязательного отнесения на конкретную партию, тогда как при первом варианте нужно точно определять, из каких именно партий материалы списываются и остаются на конец месяца. Этот вариант становится очень трудоемким, если в течение месяца закупки материалов производятся достаточно часто.