Расчет оценки материалов по методам ФИФО и ЛИФО за отчетный месяц

№ п/п Показатели Количествоединиц, шт. Цена за единицу, руб. Сумма, руб.
Остаток материалов на начало месяца
Поступление материалов за месяц: первая партия вторая партия третья партия     1050 3500 500         10 500 28 000 6500
Итого за месяц X 45 000
Расход материалов за месяц а) по методу ФИФО первая партия вторая партия третья партия   1850 3500 200     18 500 28 000 2600
Итого за месяц X 49 100
б) по методу ЛИФО первая партия вторая партия третья партия   500 3500 1550     28 000 15 500
Итого за месяц X 50 000
Остаток материалов на конец месяца: а) по методу ФИФО б) по методу ЛИФО   300 300   13 10   3900 3000

Пояснение к таблице. Общее количество израсходованных материалов по пред­приятию за месяц условно составляет 5550 штук.

Бухгалтерский учет

Анализ использования приведенных выше методов оценки ма­териалов позволяет сделать следующие выводы.

Метод ФИФО предполагает, что материалы должны списывать­ся по себестоимости соответствующих партий в хронологическом порядке их поступления. В условиях инфляции он обусловливает занижение стоимости отпущенных в производство ресурсов, завы­шение их остатка в балансе, а следовательно, завышение финансо­вого результата от основной деятельности и улучшение показателей ликвидности. Данный метод целесообразно использовать организа­циям, которые планируют капитальные вложения за счет собствен­ных средств и при этом пользуются соответствующими льготами по налогу на прибыль.

Метод ЛИФО предполагает первоочередное списание материа­лов по себестоимости последних партий. Благодаря ему обеспечива­ется завышение стоимости отпущенных ценностей, занижение их остатка на конец месяца, а значит, снижение прибыли и ухудшение ликвидности. Его рекомендуется использовать тем организациям, которые преследуют цель минимизировать налогооблагаемую базу по отдельным видам налогов (налог на прибыль и др.).

Метод средней себестоимости дает возможность оценивать отпус­каемые ресурсы по среднепокупной себестоимости. С точки зрения воздействия на налогооблагаемую базу и ликвидность он является умеренным (по сравнению с методами ФИФО и ЛИФО).

В международной практике, наряду с вышеперечисленными, применяются также другие методы оценки материальных запасов: ХИФО, ЛОФО, НИФО и др.

По методу ХИФОсписание материалов происходит по принци­пу: вошедший по наивысшей стоимости выходит первым. Матери­альные ресурсы, числящиеся в запасе на складе на конец месяца, оцениваются по фактической себестоимости закупок с наименьшей стоимостью, а в себестоимости реализованной продукции учитыва­ется стоимость закупок с наивысшей стоимостью. Этот метод пред­назначен в основном для предприятий, которые имеют высокую прибыль и стремятся уменьшить сумму налогов, чтобы тем самым оптимизировать свое финансовое состояние, снизив базу налогооб­ложения.

В настоящее время у нас в стране этот метод перекликается с методом ЛИФО, так как применяемые цены в основном имеют тен­денцию не к снижению, а к повышению.

Глава IV. Учет материалов

По методу ЛОФОсписание материалов на производство проис­ходит по принципу: вошедший по наименьшей стоимости выходит первым. Этот метод в основном перекликается с методом ФИФО. Его целесообразно применять для отражения в учете большей сум­мы прибыли, что способствует привлечению потенциальных инве­сторов.

По методу НИФОприменяют правило: следующим пришел, первым ушел. Это означает, что списание материалов на производ­ство происходит в порядке очередности, начиная с цены второй за­купленной партии. Остатки сырья и материалов на складах на конец месяца оцениваются по цене первой закупленной партии.

4.2. Документальное оформление операций по движению материалов

Все операции, связанные с поступлением, перемещением и от­пуском материалов, должны оформляться первичными документа­ми. Рационально разработанная первичная документация по учету материалов дает возможность получать необходимые сведения для оперативного руководства предприятием и осуществлять предвари­тельный, текущий и последующий контроль за их использованием.

Документальное оформление поступления материалов.Порядок документального оформления зависит от источников их поступле­ния, способов доставки и места приема продукции.

Основными источниками поступления сырья и материалов яв­ляются промышленные и сельскохозяйственные предприятия (не­посредственные производители продукции), торговые и посредни­ческие организации, граждане, подотчетные лица (заготовители), закупающие материалы в порядке наличного расчета.

Прием материалов осуществляется в соответствии с производст­венной программой предприятия на основе хозяйственных догово­ров с поставщиками продукции.

Контроль за выполнением плана материально-технического обеспечения, своевременностью поступления и оприходования ма­териалов — функция отдела материально-технического снабжения. С этой целью в отделе ведут журнал оперативного учета выполнения договоров поставки. В нем отмечают выполнение условий договора о поставке по ассортименту материалов, их качеству, цене, срокам от­грузки и др. Бухгалтерия контролирует организацию данного опера­тивного учета.

Бухгалтерский учет

Доставка материалов на предприятие может осуществляться как по инициативе поставщика — централизованная доставка, так и по инициативе самого предприятия — самовывоз. Во всех случаях на отгруженные материалы поставщики высылают расчетные и пла­тежные документы: счета-фактуры, товарно-транспортные наклад­ные, платежные требования-поручения и др. К ним обязательно прилагаются документы, характеризующие как количество материа­лов (упаковочные ярлыки, спецификации, накладные, отвесы), так и качество (сертификаты, качественные удостоверения и др.). По­ступившие от поставщиков документы после проверки и регистра­ции в отделе снабжения, в журнале учета поступающих грузов пере­даются в бухгалтерию предприятия для оплаты.

При отгрузке материалов по инициативе поставщика железно­дорожным, авиационным и водным транспортом транспортная ор­ганизация извещает предприятие о прибытии в его адрес груза.

Для получения грузов экспедитору или другому лицу, с кем про­изводственное предприятие заключило договор о материальной от­ветственности, выдается распоряжение на получение груза и доверен­ность, которая, как документ строгой отчетности, регистрируется в особом журнале.

Грузы выдаются представителю производственного предпри­ятия после предъявлшния им доверенности и счетов оплаты услуг транспортной организации. Затем ему вручают накладную на полу­чение груза со склада транспортной организации. В получении гру­за он расписывается в дорожной ведомости и транспортной наклад­ной. Предварительно получатель проверяет целостность пломб и от­тисков на них, состояние вагона (контейнера), количество мест и состояние упаковки материалов.

Если обнаружены повреждения вагона (контейнера) или упа­ковки, а также недостача числа мест, проводится проверка груза. Выявленные недостача и порча материальных ценностей оформля­ются коммерческим актом в трех экземплярах, на основании кото­рого в последующем предъявляется претензия к транспортной орга­низации. Если недостача не превышает пределов норм естественной убыли в пути, то это фиксируется в транспортной накладной.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад производст­венного предприятия и сдает заведующему, который проверяет со­ответствие количества и качества материалов данным счета постав­щика. Принятые материалы оформляют приходными ордерами, или

Глава IV. Учет материалов

накладными. Приходный ордер (накладную) подписывают заведую­щий складом и экспедитор.

При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными оприходование материалов разрешается оформлять без выписки приходного ордера. В этом случае на доку­менте поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содер­жатся основные реквизиты приходного ордера (накладной). Коли­чество первичных документов при этом сокращается.

В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствует данным счета поставщика, прием ма­териалов производит комиссия и оформляет акт о приемке мате­риалов в двух экземплярах, который служит основанием для предъ­явления претензий поставщику. В составе комиссии должен быть представитель поставщика или незаинтересованной организации. Акт составляется также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

При централизованной доставке материалов автотранспортом их принимают на складе производственного предприятия. В этом случае поставщик выписывает товарно-транспортную накладную в четырех экземплярах: первый служит основанием для списания ценностей у грузоотправителя; второй — для оприходования мате­риалов получателем; третий — для расчетов с автотранспортной ор­ганизацией (является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей); четвертый — для учета транспортной работы (прилага­ется к путевому листу). Товарно-транспортная накладная применя­ется в качестве приходного документа у покупателя в случае отсут­ствия расхождений количества поступивших грузов с данными на­кладной. При наличии такого расхождения оформляют акт.

Прием материалов возможен непосредственно на складе по­ставщика (самовывоз). В этом случае представитель производствен­ного предприятия обязан предъявить доверенность и документ, подтверждающий его личность. При отпуске материалов доверен­ность отбирается, а представителю выдаются необходимые сопро­водительные документы (счета, накладные, сертификаты и др.).

Прием на склад сельскохозяйственных продуктов и сырья от не­посредственных производителей (крестьянских и фермерских хо­зяйств), а также от граждан оформляют приемными квитанциями. В необходимых случаях проводятся лабораторные анализы.

Материалы могут поступать от предприятий других отраслей хо­зяйства (торговой, заготовительной и др.). Если деятельность этих

Бухгалтерский учет

предприятий учитывается на одном балансе с производственным предприятием, то получение материалов от них не требует расчет­ных операций; оно оформляется либо расходными, либо приходны­ми накладными (ордерами).

Поступление на склад производственного предприятия мате­риалов собственного изготовления, отходов производства и других оформляют требованиями-накладными. Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на осно­вании акта об оприходовании материальных ценностей, получен­ных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.

Документальное оформление расхода и прочего выбытия материа­лов.Материалы со складов отпускаются в производственные цехи для изготовления продукции и на различные хозяйственные нужды, а также для реализации на сторону.

Порядок документального оформления отпуска материалов за­висит прежде всего от организации производства, направления рас­хода и периодичности отпуска.

Под отпуском в производство понимается передача материалов для изготовления продукции, выполнения работ или оказания ус­луг. Отпуск материалов в кладовые цехов рассматривается как внут­реннее перемещение материалов. При отсутствии кладовых цехов отпуск материалов с центральных складов считается расходом на производство.

Отпуск материалов на производство и другие нужды оформляют лимитно-заборными картами, требованиями-накладными, ком­плектовочными ведомостями, раскройными картами и др.

Лимитно-заборную карту выписывает плановый отдел или от­дел снабжения в двух экземплярах, как правило, сроком на один ме­сяц. В них указывают: вид операций; номер склада, отпускающего материалы; цех-получатель; шифр затрат; наименование и номенк­латурный номер отпускаемых материалов; единицу измерения и ли­мит месячного расхода материалов, который исчисляется в соответ­ствии с производственной программой на месяц и действующими нормами расхода. Один экземпляр лимитно-заборной карты до на­чала месяца вручают структурному подразделению — потребителю материалов, второй — складу. Кладовщик отмечает в обоих экземп­лярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выво­дит остаток лимита по номенклатурному номеру материала и распи­сывается в карте структурного подразделения — потребителя мате-

Глава IV. Учет материалов

риалов. Представитель структурного подразделения расписывается (в получении материалов) в карте, находящейся на складе.

По окончании месяца оба экземпляра лимитно-заборных карт передают в бухгалтерию для отражения расхода материалов на соот­ветствующих счетах бухгалтерского учета. Лимитно-заборные карты способствуют усилению контроля за отпуском материалов со склада в пределах предусмотренного лимита и резко сокращают число ра­зовых документов. Однако с помощью таких карт невозможно кон­тролировать использование материалов непосредственно на произ­водстве. Для этой цели используют иные документы и методы.

Сверхлимитный отпуск материалов в производство, а также ра­зовый отпуск ценностей внутри организации между структурными подразделениями оформляется требованиями-накладными. Ими же оформляют операции по сдаче на склад или в кладовую остатков не­израсходованных в производстве материалов, если они ранее были получены по требованию, а также сдача отходов и брака.

При отпуске материалов хозяйствам своего предприятия, распо­ложенным за пределами его территории, а также сторонним органи­зациям выписываются накладные на отпуск материалов на сторону.

На предприятиях, где развиты специализация и кооперирование производства, при отпуске материалов могут использоваться ком­плектовочные ведомости. Комплектующие изделия, как правило, от­пускаются через комплектовочные кладовые, в которых заранее подбирают эти изделия в количестве, соответствующем плану вы­пуска продукции. На каждый ее вид выписывается своя ведомость, по которой комплектующие изделия отпускаются на протяжении месяца. В этой ведомости указывается план производства продук­ции, наименование и номенклатурные номера комплектующих из­делий, норма их расхода на единицу продукции и количество отпу­щенных комплектов. При этом бракованные детали заменяются комплектовочной кладовой без документального оформления.

В заготовительных цехах швейной, обувной, машиностроитель­ной и некоторых других отраслей промышленности используются раскройные карты, по которым производится отпуск материалов в производство. В них фиксируются результаты использования отпу­щенных материалов по каждой партии. В раскройных картах указы­ваются: номер склада, наименование и номенклатурный номер ма­териалов, их количество, шифр затрат, цена и стоимость и др. По окончании раскроя" в карте отмечают фактическое количество полу­ченных деталей; расход материалов по норме и фактически; резуль-

Бухгалтерский учет

тат раскроя (экономия или перерасход). Эти карты также использу­ются в качестве первичных документов по учету выработки и вы­пуска новых изделий.

Из-за большого количества и разнообразия первичных доку­ментов оформление отпуска материалов требует больших затрат времени. Поэтому важно упростить учет на этом участке.

Для сокращения числа первичных документов, там, где это воз­можно, отпуск материалов целесообразно оформлять непосредст­венно в картонках складского учета. В этом случае расходные доку­менты на отпуск материалов не оформляются, а сама операция про­изводится на основании установленных лимитов. Факт получения материалов подтверждается подписью представителя цеха непо­средственно в карточке складского учета материалов.

На небольших предприятиях, где материальная ответственность за сохранность, движение и использование материалов на складе и в производственном цехе возложена на одно лицо, движение мате­риалов не документируется. Фактически израсходованные материа­лы по их видам отражаются в производственных актах или отчетах.

Наши рекомендации