Оценка материалов по методу ФИФО

Пример.

Ведомость учета остатков материалов на складе за 2017 г.

Материально ответственное лицо Иванов А.А.

Матери­алы Номенкла­турный номер Ед. изме­рения Цена, руб. коп. Остаток на 1 января Остаток на 1 февраля
          Кол-во Сумма Кол-во Сумма
                 
Всего по складу            

Типовые операции по учету заготовления материалов

На счете 10 «Материалы»

№ п/п Содержание операций Дебет Кредит
Отражена покупная стоимость материалов на основании накладной и счета-фактуры поставщика
Учтен НДС по оприходованным материалам (транспортным расходам, вознаграждению посреднической организации) 60 (76)
Отражены транспортные расходы по приобретению материалов (на основании счета-фактуры транспортной организации)
Отражены расходы по оплате услуг посреднической организации (на основании счета-фактуры посредника)

УЧЕТ ТРАНСПОРТНО-ЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ РАСХОДОВ

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) входят в фактическую себестоимость материалов. К ним относят расходы на приобретение материалов, кроме их покупной стоимости.

Ежемесячно бухгалтерия определяет сумму транспорт-но-заготовительных расходов, представляющую собой разницу между фактической себестоимостью материалов и стоимостью их по учетной цене.

Суммы транспортно-заготовительных расходов распределяются между израсходованными и оставшимися на складе материалами пропорционально стоимости материалов по учетным ценам. С этой целью определяют процент транспортно-заготовительных расходов, а затем умножают его на стоимость израсходованных материалов и оставшихся на складе.

Процент транспортно-заготовительных расходов определяют по формуле:

Оценка материалов по методу ФИФО - student2.ru

где УЦн – стоимость материалов на начало месяца по учетной цене;

УЦп – стоимость поступивших в течение месяца материалов по учетной цене.

Транспортно-заготовительные работы учитывают на том же счете, что и материалы (счет 10), на отдельном субсчете.

Суммы транспортно-заготовительных расходов на вы-бывшие, израсходованные ценности списываются на те же счета, что и израсходованные ценности, по учетным ценам в корреспонденции: Д-т 20, 25, 26, 28 К-т 10ДЗР.

Если организация использует для учета операций по заготовлению материалов счет 15, то сумма отклонения фактической себестоимости от учетной цены учитывается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Пример расчета сумм и процента транспортно-заготовительных расходов материалов Счет 10, субсчет 1

Содержание операций Оценка материалов ТЗР (отклонение)
по учетным ценам по фактической себестоимости Фактическая себестоимость – договорная цена
Остаток на начало месяца 30 000 31 000
Поступило за отчетный месяц 26 750 28 120
Итого поступило с остатком 56 750 59 120
Процент транспортно-заготовительных расходов     2370 : 56 750 х 100 = 4%
Израсходовано в отчетном месяце: на изготовление продукции на ремонт здания цеха на общехозяйст­венные нужды   19 600     19 600 + 784 = = 20 384 8270 + 331 = = 8601 4640 + 186 = = 4826 19 600x4% = = 784 8270 х 4% = = 331 4640 х 4% = = 186
Итого расход 32 510 33 811
Остаток на конец месяца 24 240 25 309

УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ В БУХГАЛТЕРИИ

Существует несколько способов аналитического учета материалов в бухгалтерии: сортовой, способ учета по номенклатурным номерам и оперативно-бухгалтерский (сальдовый) способ.

Сортовой способ. На каждый вид и сорт материалов бухгалтерия открывает карточки количественно-суммового учета, в которых на основании первичных документов фиксируются операции поступления и расхода материалов по количеству и сумме. Аналитический учет в бухгалтерии дублирует складской учет на карточках учета материалов. По окончании месяца и на дату инвентаризации в карточках подсчитывают итоги по приходу и расходу за месяц и определяют остатки материалов. По этим данным составляют оборотные ведомости аналитического учета, открываемые по материально ответственным лицам. Итоговые данные по всем оборотным ведомостям аналитического учета должны совпадать с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах.

Способ учета по номенклатурным номерам. Первичные документы по приходу и расходу материалов поступают в бухгалтерию, здесь их группируют по номенклатурным но-мерам, а в конце месяца подсчитывают итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материала и записывают в оборотные ведомости в натуральном и денежном выражении по каждому складу в разрезе соответствующих синтетических счетов и субсчетов.

Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод учета материалов. При этом методе не реже одного раза в неделю работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках.

В конце месяца заведующий складом переносит количественные данные об остатках на первое число по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в ведомости учета остатков материалов (сальдовые ведомости).

В бухгалтерии остатки материалов таксируют по твердым учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.

При сальдовом методе учета поступившие в бухгалтерию первичные документы по движению материалов после их проверки и таксировки раскладывают в контрольной картотеке отдельно по приходу и расходу в разрезе складов и номенклатурных групп материалов. Поданным картотеки документов составляются групповые оборотные ведомости в суммовом выражении по каждому складу.

Данные этих ведомостей сверяются со стоимостными данными ведомости остатков и с итогами записей в регистрах синтетического учета.

При использовании компьютеров все необходимые регистры при сальдовом методе учета материалов (групповые оборотные ведомости, ведомости остатков, сальдово-сличи­тельные) составляются на машинах.

Основным регистром аналитического учета движения материалов в бухгалтерии является ведомость № 10 «Движение материальных ценностей (в денежном выраже­нии)».

Ведомость состоит из трех разделов:

1) «Движение на общезаводских складах (по учетным ценам)»;

2) «Поступило на общезаводские склады и остаток по предприятию на начало месяца (по синтетическим счетам и учетным группам) – по учетным ценам и фактической себестоимости»;

3) «Расход и остаток на конец месяца (по учетным ценам и фактической себестоимости в разрезе учетных групп материалов)».

Ведомость № 10 позволяет осуществлять:

- контроль сохранности материалов по местам их хранения;

- учет поступления и остатков материалов в разрезе синтетических счетов и групп материалов (по учетным ценам и фактической себестоимости);

- учет фактической себестоимости окончательного расхода материалов.

Ведомость № 10 заполняется на основании реестров сдачи документов, ведомостей по движению материалов, производственных отчетов цехов, требований-накладных.

УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ И РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ

Производственные запасы материалов пополняются за счет их поставок организа­циями-поставщиками или прочими организациями на основе договоров.

Поставщики одновременно с отгрузкой выписывают покупателю расчетные доку­менты (платежное требование, счет-фактуру), товарно-транспортную накладную, квитан­цию к железнодорожной накладной и др. Расчетные и другие документы поступают в от­дел маркетинга покупателя. Там проверяют правильность их заполнения, соответствие их договорам, регистрируют в журнале учета поступающих грузов (ф. № М-1), акцептуют их, т. е. дают согласие на оплату.

После регистрации платежные документы получают внутренний номер и переда­ются в бухгалтерию для оплаты, а квитанции и товарно-транспортные накладные переда­ются экспедитору для получения и доставки материалов.

С этого момента у бухгалтерии организации возникают расчеты с поставщиками. По мере поступления груза на склад выписывается приходный ордер, затем при реестре сдается в бухгалтерию, где таксируется и прикладывается

к платежному документу. По мере оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку с расчетного счета о списании денежных средств в пользу поставщика.

При обнаружении признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, экспе­дитор при приемке груза в транс-портной организации может потребовать проверку груза. В случае обнаружения недостачи мест, повреждения тары составляют коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензии к транспортной организации или поставщику.

Учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей ведут на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Счет пассивный, сальдовый, расчетный.

Сальдо кредитовое на счете 60 свидетельствует о суммах задолженности предприя­тия поставщикам и подрядчикам по неоплаченным счетам и неотфактурованным постав­кам:

- оборот по кредиту – суммы акцептованных счетов поставщиков за отчетный ме­сяц;

- оборот по дебету – суммы оплаченных счетов поставщиков.

Учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей ведут в журнале-ордере № 6. Это комбинированный регистр аналитического и синтетического учета. Ана­литический учет в нем организуется в разрезе каждого платежного документа, приходного ордера, акта приемки. Открывается журнал-ордер № 6 суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца. Заполняется он на основании акцептованных платежных требований, счетов-фактур, приходных ордеров, актов о приеме материалов, выписок банка.

Журнал-ордер № 6 ведут линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками по каждому документу.

Суммы по учетным ценам записываются независимо от вида поступивших ценно­стей – общей суммой, а по платежным требованиям – в разрезе видов материалов (ос­новные, вспомогательные, топливо и т. п.). Сумма претензий записывается на основании актов о приемке материалов. По выпискам банка производится отметка об оплате каждого платежного документа.

Суммы недостач, выявленных при приемке материальных ценностей, относятся в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям» и отражается в журнале-ордере № 6 в корреспонденции: Д-т 76/2 К-т 60.

Организации пользуются также услугами поставщиков воды, газа, подрядчиков ремонтных работ и др. По этим расчетам за услуги ведется отдельный журнал-ордер № 6.

По окончании месяца показатели обоих журналов-ордеров суммируют для получе­ния оборотов по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и переноса их в Главную книгу.

Пример.

В марте была неотфактурованная поставка в сумме 12 000 руб.

В апреле был предъявлен счет на оплату в сумме 14 160 руб. (включая НДС).

В марте будет сделана запись: Д-т 10 К-т 60 – 12 000 руб.

В апреле:

Д-т 10 К-т 60 – 12 000 руб.

Д-т 10 К-т 60 – 12 000 руб.

Д-т 19 К-т 60 – 2160 руб.

Пример.

Оценка материалов по методу ФИФО

Показатели Кол-во ед., кг Цена за ед., руб. Сумма, руб.
1. Остаток материалов на начало месяца
2. Поступили материалы      
в течение месяца:      
первая партия
вторая партия
третья партия
Итого приход за месяц
3. Расход материалов за месяц (150 кг)      
Списание по методу ФИФО
 
 
 
Итого расход за месяц
4. Остаток материалов на конец месяца      
по методу ФИФО

Расчет средневзвешенной себестоимости единицы материала (исходные данные из таблицы)

1) Определяем стоимость материала данного вида, находящегося в обороте предприятия: 450 + 3120 = 3570 (руб.).

2) Определяем количество материала: 30 + 140 = 170 (кг).

3) Определяем среднюю фактическую себестоимость единицы материала:

3570 : 170 = 21 (руб.)

4) Фактическая себестоимость израсходованного материала равна:

21 руб. х 150 кг = 3150 руб.

Остаток на конец месяца составит: 20 кг по цене 21 руб. на сумму 420 руб.

Метод ФИФО занижает себестоимость выпущенной продукции и соответственно увеличивает налогооблагаемую прибыль. Стоимость остатка материалов на складе является наибольшей. Метод средней себестоимости позволяет достичь золотой середины. Ведь он учитывает колебание цен и сглаживает их.

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ

Для учета движения материалов используется типовая документация.

Поступление материалов на склад оформляют следующими документами:

- приходный ордер (ф. М-4);

- акт о приемке материалов (ф. М-7).

При поступлении материалов от поставщиков заведующий складом проверяет соответствие их фактического количества документальным данным поставщика и, если расхождений нет, выписывает приходный ордер на все количество поступившего груза в одном экземпляре в день поступления материалов.

Акт о приемке материалов применяется для оформления поступивших материальных ценностей без платежных документов (неотфактурованные поставки) и в случае рас-хождений (количественных и качественных) с данными сопроводительных документов поставщика.

Акт составляется комиссией с обязательным участием представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации.

Акт составляется в двух экземплярах: первый передается в бухгалтерию как основание для бухгалтерских записей на счетах и расчета суммы недостачи или излишков; второй – передается в отдел маркетинга для предъявления претензии поставщику.

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую выписывает грузоотправитель в 4-х экземплярах:

- первый – служит основанием для списания материалов у грузоотправителя;

- второй – для оприходования материала получателем;

- третий – для расчетов с автотранспортной организацией;

- четвертый – для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу.

Поступление на склад отходов производства, а также внутреннее перемещение материалов оформляют требованием-накладной, которую выписывают в двух экземплярах цехи-сдатчики.

Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуют на основании акта об оприходовании материальных ценностей.

Подотчетные лица приобретают материалы в организациях розничной торговли, у других организаций и кооперативов, у населения за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный чек или акт (справка), составляемый подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования, количества материалов и цены, а также данных паспорта продавца.

Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.

Расход материала со склада на производственные и хозяйственные нужды оформляют следующими документами:

- Лимитно-заборная карта (ф. М-8);

- Требование-накладная на отпуск материалов (Ф- М-11);

- Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. М-15).

Лимитно-заборная карта выписывается отделом маркетинга на один или несколько видов материалов, относящихся к определенному производственному заказу, в двух экземплярах. Один экземпляр передают на склад, другой в цех – получателю. Кладовщик записывает количество отпущенного материала в обеих картах и сразу определяется остаток лимита. Расчет потребности необходимого вида материалов для выполнения программы осуществляет производственный отдел.

Лимитно-заборные карты используют при постоянном, систематическом отпуске материалов.

Для оформления однократного отпуска материалов на хозяйственные нужды используют требования-накладные на отпуск материалов. Их выписывают в двух экземплярах, один передается получателю, другой – складу.

Отпуск материалов сторонним организациям оформляют накладной на отпуск материалов на сторону. Ее выписывает отдел маркетинга в двух экземплярах на основании договоров. Один экземпляр остается на складе, другой передается получателю. При перевозке материалов автотранспортом выписывается товарная накладная в 4-х экземплярах.

Согласно ФЗ «О бухгалтерском учете» (Закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ) с 1 января 2013 г. организации могут отказаться от большей части унифицированных форм по учету материалов и разработать свои, утвердив их приказом руководителя или в учетной политике.

Разрабатывая свои формы первичных документов, организация вправе сократить их количество, объединив несколько форм в одну, тем самым упростив документооборот по учету материалов.

УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ НА СКЛАДЕ

Порядок учета материально-производственных запасов на складе и в бухгалтерии зависит от метода их учета.

Существуют следующие методы учета производственных запасов:

- количественно-суммовой;

- с помощью отчетов материально ответственных лиц;

- оперативно-бухгалтерский (сальдовый).

Наиболее прогрессивным и рациональным методом учета

материалов является оперативно-бухгалтерский. Он пред-полагает ведение на складах только количественно-сортового учета движения материалов и осуществляется в карточках учета материалов (ф. М-17). Карточки открывает бухгалтерия на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их заведующему складом.

По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает приходный ордер и регистрирует его в карточке учета материалов в графе «Приход».

На основании расходных документов (лимитно-заборных карт, требований) в карточке регистрируется расход материала.

В карточке после каждой записи выводится остаток.

Кладовщик в установленные графиком сроки сдает в бухгалтерию первичные документы и составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов (ф. М -13) с указанием количества документов, их номеров и групп материалов, к которым они относятся.

По состоянию на первое число каждого месяца материально ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в ведомость учета остатков материалов (ф. М-14).

Эта ведомость открывается бухгалтерией на год по каждому складу. Хранится она в бухгалтерии и выдается кладовщику за день до окончания месяца.

Наши рекомендации