Ема №5. Анализ финансовых результатов и рентабельности активов.

Целью данной работы является изучение методики анализа формирования, использования и выявления резервов роста прибыли, а также методики оценки эффективности работы предприятия.

Финансовый результат - обобщающий показатель оценки эффективности (неэффективности) деятельности хозяйствующего субъекта. В условиях рыночных отношений функционирование предприятия независимо от видов его деятельности и форм собственности должно обеспечивать достаточную прибыль. Сумма прибыли используется в качестве основного обобщающего показателя эффекта при оценке результативности и эффективности хозяйствующих субъектов [2].

Финансовые результаты характеризуются абсолютными показателями полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли, тем выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие и тем лучше его финансовое состояние. Поэтому резерв увеличения прибыли и рост показателей рентабельности, т.е. доходности, одна из главных задач для предприятия любой сферы бизнеса.

Анализ финансовых показателей позволяет выявить возможности улучшения финансового положе­ния и по результатам расчётов принять экономически обоснованные решения.

В процессе анализа решаются следующие задачи:

- изучение данных о формировании финансового результата и использовании прибыли;

- исследование динамики показателей прибыли и рентабельности предприятия;

- выявление и измерение влияния основных факторов, воздействующих на финансовый результат;

- выявление резервов и их использование для повышения прибыли и рентабельности предприятия.

Предварительную оценку финансовым результатам работы предприятия можно дать на основе изучения отчета о прибылях и убытках. В процессе анализа финансовых результатов деятельности коммерческой организации на основе данных отчета следует оценить состав и динамику элементов формирования валовой прибыли, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли.

Структурно-динамический анализ отчета о прибылях и убытках показал, что в отчетном году по сравнению с предыдущим годом отмечается отрицательная тенденция основных показателей, характеризующих финансовые результаты. Об этом свидетельствует следующее:

1. Валовая прибыль по сравнению с отчетным годом снизилась на 20,43% и составила 49332 тыс. руб. На это оказало влияние увеличение себестоимости продукции на 10,48%.

2. Прибыль от продаж снизилась на 25,2% и составила в отчетном году 43780 тыс. руб. На изменение суммы прибыли от продаж по сравнению с базисным годом могут оказать влияние изменение объема и структуры реализованной продукции, ее полной себестоимости и цен [3]. Основное влияние оказало изменение затрат на производство проданной продукции, в результате чего прибыль от продаж снизилась на 17336 тыс. руб. В результате положительного изменения продажных цен, объема продажи и структуры и ассортимента продукции прибыль от продаж увеличилась на 2589 тыс.руб. Совокупное влияние факторов составило 14747 тыс. руб.

3. Данные факторного анализа прибыли от продаж наглядно показали, что на рассматриваемом предприятии имеются значительные резервы для увеличения прибыли от реализации и прежде всего за счет снижения себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов.

4. Прибыль до налогообложения снизилась на 41,85%. Это обусловлено тем, что прибыль от продаж уменьшилась, проценты к уплате и прочие расходы увеличились. В отчетном году прибыль до налогообложения составила 25338 тыс.руб.

5. Чистая прибыль снизилась в 1,5 раза и составила 20149 тыс. руб.

Однако в отчете о прибылях и убытках также наблюдаются и положительные изменения:

1. Произошло увеличение выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг на 5197 тыс. руб. (на 2,24%) по сравнению с прошлым годом.

2. Значительное увеличение процентов к получению на 3150% по сравнению с базисным годом связано с размещением временно свободных денежных средств в качестве финансовых вложений.

Увеличение прочих доходов и прочих расходов в отчетном периоде говорит о том, что предприятие получало больше прибыли от прочих видов деятельности (поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств и иных активов; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций). Это свидетельствует о том, что организация вынуждена находить дополнительные источники дохода, при этом затрачивая на это свои средства.

Нераспределенная прибыль в отчетном году уменьшилась на 11013 тыс. руб. Это свидетельствует о том, что у предприятия стало меньше средств на собственные нужды (средства на создание фондов, для развития и совершенствования организационной структуры и т.д.)

Система показателей финансовых результатов включает не только абсолютную сумму прибыли, но и относительные показатели эффективности хозяйствования. К ним относятся показатели рентабельности, которые характеризуют относительную доходность (прибыльность) результатов деятельности предприятий и предпринимателей. Наиболее полно, по сравнению с прибылью, рентабельность характеризует окончательные результаты хозяйствования, потому что ее величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами [2].

По сравнению с отчетным годом произошло снижение показателей рентабельности:

1. рентабельность продаж снизилась на 6,76%, а значит, уменьшилась и величина прибыли, которую приносит каждый рубль выручки. Уменьшение показателя свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах или о росте затрат при постоянных ценах, т.е. о снижении спроса на реализуемую продукцию.

2. рентабельность активов уменьшилась на 8,45%. Снижение данного показателя свидетельствует также о накоплении активов и снижении прибыли. Также происходит снижение рентабельности затрат на производство проданной продукции. Говоря о таком "совместном" падении показателей рентабельности можно сделать вывод о том, что дела у фирмы идут плохо, прибыльность падает, и пора вести речь о мероприятиях антикризисного управления.

3. рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов, характеризующая эффективность использования основного капитала предприятия, снизилась почти в 2 раза.

4. рентабельность мобильных активов составила 15,41%, т.е. произошло снижение эффективности управления оборотными средствами на 13,86%.

5. снижение рентабельности собственного капитала говорит о его неэффективном использовании. А увеличение периода окупаемости собственного капитала свидетельствует о снижении инвестиционной привлекательности предприятия.

Важным показателем рентабельности является общая рентабельность или рентабельность производственных фондов. На рентабельность оказывают влияние следующие факторы:

- рентабельность продаж;

- изменение коэффициента фондоёмкости продукции;

- коэффициент закрепления оборотных средств.

Рентабельность производственных фондов за отчетный период снизилась на 0,17%. За счет уменьшения прибыли от продаж на 14747 тыс. руб. произошло снижение рентабельности продаж. Из-за этого рентабельность производственных фондов снизилась на 0,12%. Таким образом, доходность продаж падает. За счет использования основных средств, сумма которых возросла за отчетный период на 5987 тыс. руб., коэффициент фондоемкости продукции увеличился. а, значит, внеоборотные активы используются недостаточно эффективно. Рентабельность производственных фондов снизилась на 0,01%. Оборотные средства за отчетный период возросли на 27933 тыс. руб. Коэффициент закрепления оборотных средств уменьшился, а рентабельность производственных фондов снизилась на 0,04%. Таким образом, внеоборотные активы используются неэффективно, следовательно общая рентабельность снижается. Это является резервом роста рентабельности.

Особый интерес представляет факторный анализ рентабельности собственного капитала. В основе системы факторного анализа действует жестко детерминированная зависимость рентабельности собственного капитала от следующих факторов: рентабельности продаж, ресурсоотдачи, структуры авансированного капитала (коэффициент финансовой зависимости). Взаимосвязь уровня рентабельности собственных средств с указанными факторами может быть выражена с помощью формулы Дюпона. на ее основе было определено влияние основных факторов на изменение рентабельности собственного капитала [3].

Рентабельность собственного капитала имеет тенденцию к снижению. Рентабельность продаж снижается на 4,84 %, что влечет за собой снижение рентабельности собственного капитала на 10,5%. Коэффициент ресурсоотдачи уменьшается на 0,19%. В конечном итоге это приводит к снижению рентабельности собственного капитала на 2,5%. Только один фактор оказал положительное влияние на рентабельность СК – это увеличение коэффициента финансовой зависимости. Рост этого показателя в динамике означает увеличение доли заемных средств в финансировании предприятия. Это изменение очень незначительно и приводит к увеличению рентабельности собственного капитала лишь на 1,03%. Рентабельность собственного капитала снизилась на 11,97% по сравнению с прошлым годом и составила 16,93%. Снижение рентабельности собственного капитала говорит о неэффективном использовании собственного капитала.

Проведенный анализ рентабельности показал, что на предприятии имеются существенные недостатки. Для достижения положительной динамики показателей рентабельности, необходимо, чтобы темпы роста прибыли опережали темпы роста используемых ресурсов или результата деятельности, т.е. доходов от реализации продукции, товаров, работ или услуг. Поэтому необходимо наращивать объем производства и продаж не за счет повышения цен, а за счет снижения издержек, расширения ассортимента предлагаемых товаров и услуг, повышения качества изделий и т.д.

Важным направлением финансового анализа является определение влияния рентабельности отдельных изделий на общую доходность продукции (объем продаж). Подобный анализ позволяет установить влияние выпуска отдельных изделий на общую рентабельность продаж, а также оценить рациональность структуры реализации [1].

Оценив влияние рентабельности отдельных изделий на рентабельность продаж, можно сделать следующие выводы. Рост удельного веса изделия Г оказал положительное влияние на рентабельность продаж, увеличив ее на 3,421 пункта. Данный фактор и повышение рентабельности изделия А (на 0,75 пункта) способствовали росту объему продаж. Поэтому предприятие заинтересовано в выпуске изделий А и Г и снижении доли менее рентабельных изделий Б и В, по которым наблюдается падение спроса.

Помимо показателей рентабельности, большое внимание при анализе финансовых результатов необходимо уделить влиянию операционного рычага.

Операционный рычаг показывает степень чувствительности прибыли к изменению объема реализации. Его действие проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда влечет за собой более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности при изменении объема производства. Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага.

Нами были рассмотрены два варианта силы воздействия операционного рычага.

В первом варианте при увеличении выручки от реализации на 8,2% и соотношение постоянных и переменных затрат 10:90, прирост прибыли составил 11,83%, сила воздействия операционного рычага 1,4, порог рентабельности - 74540 руб., а, следовательно, запас финансовой прочности - 162525,89 руб. (63,22%). Это означает, что при планируемом увеличении выручки от продажи на 8,2% прирост прибыли составит 11,48%.

Во втором варианте при увеличении выручки от реализации на 8,2% и соотношение постоянных и переменных затрат 15:85, прирост прибыли составил - 20%, сила воздействия операционного рычага 1,95, порог рентабельности - 128094,6 руб., а, следовательно, запас финансовой прочности - 128971,29 руб. (50,17%). Это означает, что при планируемом увеличении выручки от продажи на 8,2% прирост прибыли составит 15,99%.

Для предприятий, отягощенных громоздкими производственными фондами, большая сила операционного рычага представляет значительную опасность: в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса клиентов и сильнейшей инфляции каждый процент снижения выручки оборачивается катастрофическим падением прибыли и вхождением предприятия в зону убытков. Указывая на темп падения прибыли с каждым процентом снижения выручки, сила операционного рычага свидетельствует об уровне предпринимательского риска данного предприятия.

Размер финансовой прочности показывает, что у предприятия есть запас финансовой устойчивости, а значит, и прибыль. Но чем ниже разница между выручкой и порогом рентабельности, тем больше риск получить убытки.

Таким образом, выгоднее первый вариант.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы.

Проведенный анализ показал, что на предприятии имеются финансовые трудности. Об этом свидетельствует снижение показателей прибыли в отчете о прибылях и убытках.

1. Прибыль является конечным финансовым результатом деятельности организации. Предприятие может производить большой объем продукции, однако, если она не будет реализована или реализована по цене, не обеспечивающей получение прибыли, то фирма окажется в тяжелом финансовом состоянии. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, уровень себестоимости.

Руководству предприятия следует обратить внимание на изменение цен на продукцию, повышение продаж более рентабельных товаров, снижение себестоимости продукции и повышение ее качества.

На данном предприятии прибыль низкого качества. Это объясняется большим удельным весом постоянных расходов и значительным удельным весом прочих расходов.

На предприятии произошло снижение показателей рентабельности.

2. Снижение рентабельности активов указывает на возможность тех или иных серьезных проблем, связанных с эффективностью деятельности предприятия. Проблемы могут быть связаны как с качеством управления предприятия, так и с изменением рыночной конъюнктуры.

3. Рентабельность продаж уменьшилась на 7% по сравнению с прошлым годом. Увеличение данного показателя можно достичь за счет снижения затрат на производство продаваемой продукции, коммерческих и управленческих расходов, либо путем увеличения объемов продаж в натуральном выражении, либо путем повышения цен на продаваемую продукцию.

Финансовый результат деятельности предприятий в конечном итоге характеризуется показателями прибы­ли (убытка). Известно, что без получения прибыли предприятие не может развиваться в рыночной экономике, за исключением организаций, финансируе­мых за счёт государства или других источников. Поэтому задача улучшения финансового результата является жизненно важной для хозяйствующего субъекта. Анализ финансовых показателей позволяет выявить возможности улучшения финансового положе­ния и по результатам расчётов принять экономически обоснованные решения.


Наши рекомендации