Определение рейтинга страховой компании
Особенность страховой деятельности состоит в том, что она не подлежит контролю со стороны страхователя.
Клиенты и инвесторы российских страховых компаний в редких случаях являются обладателями достоверной финансовой информации о своем страховщике, что не дает им возможности провести анализ его финансового состояния. Данное обстоятельство снижает деловую активность и доверие к страховому делу в условиях нестабильной рыночной экономики.
Рейтинг необходим не только страхователю или инвестору, но и самой страховой компании для оценки своего положения на рынке. Более того, если использовать методы и показатели из зарубежной практики, можно оценить свою возможность выхода на мировой рынок и сотрудничества с зарубежными компаниями в области перестрахованная.
Данные причины вызывают необходимость обратиться к методике оценки деятельности страховых компаний, принятым в зарубежной практики известными u агентствами в США являются: Standard & Standard, Standard lnvestors, Witch lnvestors, Puff & Phelps. Эти агентства предоставляют информацию о страховщиках и перестраховщиках. Одним из самых опытных агентств является Standard & Standard (S&Р).
Рейтинг S&Р "финансовая устойчивость" делится на группы в порядке:
ААА (наивысший);
А++, А, А-;
ВВВ+, ВВВ, ВВВ- (достаточный);
ВВ+, ВВ, В-;
ССС+, ССС, ССС-;
СС, С, О (ликвидация).
Для присвоения компании рейтинга рассчитываются абсолютные и
относительные показатели. Источниками информации могут являться:
· бизнес-план;
· политика компании по принятию рисков, определению удержанияи перестрахованию;
· аквизиционная политика;
· организационная и управленческая структура компании;
· инвестиционная политика.
Абсолютные показатели представлены:
· уставным фондом (собственный капитал);
· размером нетто-премий;
· техническими резервами;
· выплатами;
· расходами на ведение дела;
· поступлениями от инвестиций.
Относительные показатели можно разделить на 4 группы:
1) общие показатели;
2) прибыльность;
3) ликвидность;
4) резервы.
Общие показатели.
Отношение (П1) нетто-премий ( ) к собственным средствам (М)
по имущественному страхованию не должно превышать 300%:
= ) х 100°/о.
Аналогом данного эффекта может служить:
Отношение премии = Чистая вышедшая премия
к чистой прибыли Чистая прибыль
Если разница между премиями текущего и предыдущего годов равна нулю или отрицательна, то = 0. Если величина премии текущего
года положительна, а прошлого года отрицательна или равна нулю,
показатель принимает значение 99,9 %.
Отношение ( ) произведения отданной в перестрахование неазаработанной премии ( ) и перестрахованной комиссии по переданному бизнесу ( ) к общей отданной в перестрахованное премии ( ) и к собственным средствам (М) должно быть до 25%:
= ( - / )/М х 100%.
Аналогом данного показателя может также служить отношение чистой прибыли перестрахованная и общей чистой прибыли.
2. Показатели, характеризующие прибыльность (рентабельность).
Общий операционный показатель ( ) складывается из разницы
между суммой показателей убыточности ( ) и расходов ( ), и показателем доходов от инвестиций ( ) в течение текущего и предыдущего годов:
= + - , где
= х100%;
= х 100%;
= х 100%.
Если < 100% - деятельность страхового общества прибыльна,
Если > 100 % - убыточна.
Инвестиционный доход ( ) определяется как отношение нетто-дохода от инвестиций ( ) к сумме денежных средств (ДС) и инвестиционных активов ( ) за текущий год:
= / (ДС + ) х 100%.
Это отношение должно быть более 5%. Показатель доходности инвестиций, как и коэффициент рентабельности, содержит информацию об эффективности инвестиционного портфеля.
Изменение в собственных средствах ( ) выражается отношением разницы между собственными средствами на конец ( ) и начало ) года к собственным средствам на начало года:
= - / х 100%.
Установленные пределы значений этого показателя - от -10% до +50%.