Труктура страховой компании.

Функционирующая страховая компания реализует цели страховой деятельности, выстраивая определенную организационную структуру. Работа СК организуется в соответствии с действующим законодательством на основании действующего устава и внутренних нормативно-распорядительных документов. Обязательным условием для начала практической работы страховой компании является наличие лицензии на право осуществления страховой деятельности.

В наиболее укрупненном виде организационная структура, например, акционерной страховой компании насчитывает три уровня. Первый уровень – общее собрание акционеров, который является высшим органом управления делами страховщика. Второй уровень – совет директоров (наблюдательный совет). Третий уровень – исполнительные органы (правление). Иногда к органам управления СК относят ревизионную комиссию, которая выполняет контрольные функции внутреннего аудита. Ревизионная комиссия имеет право требовать проведения заседания совета директоров, вносить на его рассмотрение вопросы, возникающие по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности акционерной страховой компании, вносить предложения о созыве внеочередного собрания акционеров и т.д. Самостоятельно ревизионная комиссия не принимает каких-либо управленческих решений, определяющих и оперативно регулирующих вопросы страховой и финансово-хозяйственной деятельности акционерной страховой компании.

В зависимости от сферы деятельности страховой компании (страхование, перестрахование, взаимное страхование) будет определяться и структура компании, ее диверсифицированность, как территориальная, так и функциональная. Под структуройорганизации понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих ее функционирование и развитие как единого целого. Структура, по определению, это фиксированное упорядоченное множество объектов и связей между ними. Организационная структура должна соответствовать обстоятельствам и условиям, сложившимся в конкретной организации, и ее внешнему окружению. По характеру специализации и видам деятельности различается: вертикальное разделение – по уровню и горизонтальное разделение – по функциям.

Соответственно, в структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Линейные связи определяют систему взаимодействия по шкале «управление – подчинение», а функциональные – профессиональную интеграцию на основе специфики деятельности подразделений.

Выбор той или иной организационной структуры зависит от целого ряда факторов, наиболее значимыми из которых являются:

– специфика и степень разнообразия деятельности организации (специализированная СК, универсальная компания);

– географическое размещение организации, в том числе наличие обособленных подразделений (региональная компания, федеральная компания, компания, работающая в нескольких ключевых регионах);

– отношение к организации трех групп субъектов: собственники, управленцы, сотрудники (система взаимосвязи через ФПГ, через административный ресурс и т.д.);

– изменчивость внешней среды (наличие или отсутствие ценовой конкуренции; стабильность или нестабильность финансового рынка; изменчивость страхового законодательства);

– технология, предопределяющая специфику работы компании (например, чем определяется порядок урегулирования убытков и андеррайтинга рисков – нормами компании или законом);

– стратегия, реализуемая организацией (максимизация сборов; минимизация убытков; равновесие портфеля).

Выделяют два типовых подхода к формированию структуры организации:

■ иерархический (бюрократический) – формирование структуры управления исходя из внутреннего строения организаций, разделения труда и рационализации управления. Главное внимание уделяется разделению труда на отдельные функции и соответствию ответственности работников управления предоставляемым полномочиям. Например, специалист по урегулированию убытков не должен заниматься андеррайтингом или продажами, подчиняется он только начальнику отдела урегулирования убытков, который в свою очередь подчиняется только директору филиала, а тот – директору по страхованию головного офиса;

■ органический (адаптивный) – формирование структуры строится исходя из необходимости постоянного приспособления структуры управления к условиям внешней среды. Данный тип структуры управления отвергает необходимость детального разделения труда по видам работ и формирует такие отношения между участниками процесса управления, которые диктуются не структурой, а характером решаемой задачи. Как правило, органические структуры характерны для не очень крупных организаций, а также для организаций, находящихся в стадии трансформации. Здесь наиболее часто применяется горизонтальная ротация кадров для формирования универсального взгляда на всю совокупность проблем, решаемых страховой организацией, начиная от привлечения клиента и аквизиционной деятельности и заканчивая урегулированием убытков, актуарными расчетами и перестрахованием рисков.

Иерархический тип структуры управления имеет несколько разновидностей: линейная, функциональная, линейно-функциональная, линейно-штабная, дивизиональная. Разновидностями органического типа структур являются проектные (целевые), матричные (программно-целевые), бригадные (кросс-функциональные) формы организации управления.

Наши рекомендации