Вопрос 2. участники рынка золота
Рынок золота имеет сложную функциональную структуру, зависимую от многих внешних и внутренних факторов.
Мировой рынок золота охватывает всю систему циркуляции этого драгоценного металла в масштабах мира: производство, распределение, потребление. Также мировой рынок золота рассматривается в качестве рыночного механизма, обслуживающего куплю-продажу золота как товара на национальных и международных уровнях.
Как системное явление рынок золота можно рассматривать с двух точек зрения — институциональной и функциональной.
Институционально рынок золота — это совокупность торговых ассоциаций и специализированных учреждений, осуществляющих непрерывную торговлю наличным золотом и его производными инструментами на базе крупнейших торгово-финансовых центров во всех уровнях организации хозяйственных отношений. Его функционирование происходит посредством реализации спроса и предложения на металл.
Среди участников рынка можно выделить следующие группы:
1. золотодобывающие компании, которые поставляют на рынок основное количество первичного золота. Сюда относятся как небольшие компании, так и огромные корпорации. Чем больше компания добывает золота, тем сильнее ее влияние на рынок. Это заставляет других участников рынка внимательно отслеживать все события, связанные с деятельностью крупных золотодобытчиков (слияния, банкротства и т. д.);
2. промышленные потребители, которые включают в себя промышленные предприятия, ювелирное производство, а также предприятия по очистке и облагораживанию золота (аффинаж);
3. биржевой сектор. В ряде стран на крупнейших биржах существуют специальные секции по торговле золотом и другими драгоценными металлами. Там могут торговаться разнообразные инструменты, имеющие отношение к золоту: срочные контракты на металлы, слитки и монеты, ценные бумаги, номинированные в золоте;
4. инвесторы, которые имеют различные интересы. Это способствует наличию разнообразных форм вложений в инструменты, связанные с золотом;
5. центральные банки. Их роль на рынке золота можно рассматривать с двух позиций: с одной стороны, они являются крупнейшими подавцами и покупателями золота; с другой — в их функцию входит установление правил торговли золотом на рынках;
6. профессиональные дилеры и посредники. Эту группу составляют прежде всего коммерческие банки и специализированные компании (торговые ассоциации, маркетмейкеры, дилерские, брокерские и клиринговые конторы).
Источниками покрытия потребностей в золоте являются: новая добыча, золотой лом (скрап), поставки из государственных резервов, детезаврация (поставки из частных накоплений). Первые два источника представляют собой источники первичного металла, реализация которого увеличивает общий объем накапливаемой массы золота в мире. Остальные — это источники вторичного металла, который попадает на рынок в порядке перераспределения ранее накопленных фондов. Поступления первичного металла на рынок преобладают.
Функционально рынок золота представляет собой торгово-финансовый центр, в котором сосредоточены торговля золотом и другие коммерческие и имущественные сделки с этим активом и который сводит агентов спроса и предложения золота, обеспечивая реализацию их коммерческих интересов на взаимовыгодных условиях.
Наибольший объем операций с физическим золотом приходится на Лондон и Цюрих. При этом все участники рынка делятся на две группы: маркетмейкеры и обычные участники.
Маркетмейкеры (участники, формирующие рынок) обязаны постоянно поддерживать двусторонние котировки на покупку и продажу, информируя об этом заинтересованных лиц (своих клиентов, других маркетмейкеров).
Обычные участники не формируют рыночные цены, ориентируясь в своей деятельности на котировки маркетмейкеров.