Управление финансовыми звеньями

План.

Понятие финансов

Финансовые ресурсы

Функции финансов

Управление финансовыми звеньями

Понятие финансов.

Термин «финансы» произошел от латинского слова fmancia, означающего доход, платеж при сделке. Впервые он появился в торговых городах Италии в ХШ- XV вв. Позже, получив международное признание, термин стал обозначать систему денежных отношений.

Возникновение финан­сов обусловлено такими факторами, как:

1) общественное разделение труда и деление общества на социальные группы;

2) развитие товарно-денежных отношений в связи с роста производства и увеличением ВВП и НД;

3) появление самостоятельных, независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность и создающих для производства необходимые денежные фонды;

4) создание централизованного государства.

Финансы как экономическая категория выражают экономиче­ские отношения по поводу производства, распределения и использования валового внутреннего продукта (ВВП), т.е. стоимо­сти конечных товаров и услуг, произведенных резидентам данной страны на ее территории за определенный период времени, и национального дохода (НД) — вновь созданной стоимости или стоимости ВВП за вычетом потребленных в процесса производства орудий и средств производства.

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений. Финан­сы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым ими функци­ям. Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реализации создаются фонды денежных средств.

Финансовые отношения выражают денежные отношения, которые возникают:

1) между предприятиями в процессе приобретения товар­но-материальных ценностей, реализации продукции и оказа­ния услуг;

2) между предприятиями и вышестоящими организациями при создании фондов денежных средств и их распределении, у этих вышестоящих организаций;

3) внутри предприятия при формировании и кругообороте его фондов;

4) внутри домашнего хозяйства при формировании и использовании бюджета семей;

5) между государством и предприятиями при уплате предприятиями обязательных платежей в бюджетную систему и фи­нансировании расходов;

6) между государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

7) между предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении средств;

8) между отдельными звеньями бюджетной системы и др.

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы — это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъек­тов, государства, домашних хозяйств, т.е. это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Они образуются в процессе материального производства, где создается новая стоимость и возникают ВВП и НД. Поэтому объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД.

Субъектами финан­совых ресурсов выступают:

1) домохозяйства;

2) предприятия, т.е. юридические лица, владеющие децентрализованными финансовыми ресурсами;

3) государство в форме различных бюджетов и внебюджетных фондов.

Соотношение между ними определяется рыночными отношениями. Чем больше самостоятельности у физических и юридических лиц, тем больше возможности у них формирования финансовых ресурсов. В свою очередь, это обеспечивает увели­чение поступлений финансовых ресурсов государству.

Объектами финансовых ресурсов являются финансовые от­ношения, в результате действия которых образуются целевые денежные фонды. Они концентрируются в двух блоках:

1) децентрализованные финансовые ресурсы, которые соз­даются на микроуровне. На предприятиях идет процесс вычлене­ния из состава валового дохода конкретных форм первичного дохода (прибыли, оплаты труда), происходит процесс накопле­ния капитала в форме амортизационного фонда, выручки от выбывшего имущества и др. В домашнем хозяйстве также происходит обособление конкретных целевых фондов (для потребления, отдыха, товаров длительного пользования);

2) централизованные финансовые ресурсы, создаваемые на макроуровне, которые включают доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов.

В состав финансовых ресурсов входят:

1) собственные средства: а) на уровне предприятий и домохозяйств — прибыль, зарплата, доходы домохозяйств; б) на уровне государства — доходы от госпредприятий, приватизации, а так­же от внешнеэкономической деятельности;

2) мобилизованные на рынке: а) на уровне предприятий и до­мохозяйств — продажа-покупка ценных бумаг, банковский кре­дит; б) на уровне государства — эмиссия ценных бумаг и денег, государственный кредит;

3) средства, поступившие в порядке перераспределения: а) на уровне предприятий и домохозяйств — проценты и дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими владельцами; б) на уровне государства — обязательные платежи (налоги, сборы, пошлины).

Функции финансов

Распределительная функция.

Субъектами распределения на микроуровне выступают юридические и физические лица, на макроуровне — государство. Объектами распределения служат ВВП и НД в денежной форме.

Распределительная функция охватывает три последователь­ные ступени:

1) формирование фондов денежных средств. На микроуровне создаются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и денежные средства домохозяйств, а на макроуровне — централизованные средства государства;

2) распределение денежных фондов через финансовые и инструменты. На микроуровне образуются обособленные фонды предприятия (уставный, оплаты труда, амортизации) и домашнего хозяйства для конкретного потребления; на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;

3) использование денежных фондов призвано обеспечить на микроуровне расширенное производство и существование отдельных членов общества, на макроуровне — улучшение народнохозяйственных пропорций, общегосударственных потребностей страны.

Контрольная функция финансов проявляется:

1) до наступления распределительного процесса, когда составляются программы, прогнозы, бюджеты;

2) в процессе использования фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет;

3) в процессе подведения итогов, составления оценок исполнения денежных фондов.

Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

На микроуровне (предприятие) — эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличению его объема, улучшению материального положения работающих.

На макроуровне (государство) эта функция, используя государственные расходы, налоги, госкредит, достигает таких же результатов.

Управление финансовыми звеньями

Расширение взаимосвязей между главными экономическими агентами национальной системы: хозяйствующими субъектами, на­селением, государством — создало условия для появления финансо­вых звеньев.

Финансовые звенья — это группировка отдельных финансовых категорий с общими признаками. К ним относятся, к примеру, бюджет, финансы домашнего хозяйства.

Управление финансовыми звеньями и сферами осуществляется специальными институтами.

К ним относятся на общегосударственном уровне комитеты и комиссии в Государственной Думе и Совете Федерации, финансо­во-контрольный аппарат Администрации Президента РФ, Мини­стерство финансов РФ и подведомственные ему федеральные служ­бы (Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по фи­нансовому мониторингу, Федеральное казначейство, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора), Федеральная таможенная служба Минэко­номразвития России.

На уровне субъектов Федерации функционируют комиссии по бюд­жету и финансам в законодательном (представительном) органе и финан­совые институты исполнительных органов, аналогичные федеральным.

На местах действуют подобные финансовые институты управления.

У хозяйствующих субъектов вопросами финансов занимается финансово-бухгалтерская служба.

В домашнем хозяйстве финансовые потоки регулирует либо глава данного коллектива, либо специально выделенный член до­мохозяйства.

Денежные средства, находясь в постоянном движении, создают денежные потоки, требующие четкой организации денежных расчетов.

По сложности различают односторонние, двусторонние и многосторонние денежные потоки.

В односторонних потоках денежные средства идут в одном на­правлении. Например, перечисленные средства из федерального бюд­жета РФ идут в Пенсионный фонд для финансирования его расходов.

Двусторонний денежный поток предполагает движение денеж­ных средств между двумя звеньями или звеном и сферой, которая не включает данное звено, в прямом и обратном направлениях. Так, в бюджет поступают от предприятий налоги, но при опреде­ленных условиях предприятия могут получить бюджетные средства в виде субсидий или кредита.

Многосторонние потоки одновременно охватывают различные части финансов и текут в разных направлениях. Бюджет домашнего хозяйства формируется за счет доходов из разных источников (пред­приятия — глава или другой член семьи получает зарплату в данном предприятии, бюджета — трансфертные платежи); с другой стороны, домохозяйство платит налоги в бюджеты, во внебюджетные фонды.

Итак, финансовая система представляет собой совокупность фи­нансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаи­модействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства, а также специальных финансовых институтов.

Наши рекомендации