Понятие, признаки и методика анализа финансовой устойчивости торг. организации
Финансовую устойчивость организации можно определить как состояние независимости от внешних источников финансирования. Ее принято оценивать с двух позиций: 1) краткосрочной перспективы — тогда критериями оценки выступают показатели, характеризующие способность организации отвечать по своим текущим обязательствам в полной мере и в установленные сроки; 2) долгосрочной перспективы, — чтобы установить степень зависимости экономического субъекта от внешних источников финансирования.
Одним из наиболее важных показателей финн. уст-сти является платежесп-ть (ПС). ПС - способность opr-ции своевременно выполнять свои финн. обяз-вами перед поставщиками, финн. органами и др. контрагентами рынка.Орг-ции, у которых ОбА больше краткоср. обяз-в, считаются ПС.При различных хоз. ситуациях, на ПС оказывает влияние множество факторов. Однозначный ответ о ПС дать нельзя.Используется система пок-лей и коэффициентов, при которой необходимо учитывать зависимость ПС от ликвидности. На 1). Этапе оценки ПС рассчитывают пок-ли ЛИКВИДНОСТИ орг-ции (общую, тек., промежуточную). Ликвидность какого-либо актива — это его способность трансформироваться в денежные средства в ходе торгового процесса. Степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого может быть осуществлена трансформация: чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов. На 2). Опр-ся К общей ПС=реольные А/ЗК.К реальным А. относятся:
I: • ОС по остат. ст-сти -110 стр.; • Часть НМА-120 '; • Доходные вложения в мат. ценности – 130; • Прочие внеоб.А. – 150. II: Сырье и мат-лы – 211; Готовая продукция и товары - 215 ; Товарыотгруженные-216; Прочие запасы и затраты – 219; Деб. зад-сть до 12 мес. реальная ко взысканию-240 ; Ден.ср-ва-260 ; Финн.вложения - 270 ; Прочие Об.А- 280. Если Кобщей ПС<1, то предприятие не платежеспособно.
3). К покрытия зад-сти=СК/ЗК
4). К автономии СК/Валюта Баланса
5). К фин.напряженности = ЗК/ Валюта
6). К фин. неустойчивости = ЗК/СК. Он показывает, сколько рублей заемного капитала приходится на один рубль собственных средств.
7). К соотношения кредиторской и деб.зад-сти= кред.зад-сть/(деб.зад-сть + тов. огтруж.)
8). К банкротства - финн.обяз-ва/вал.бапанса
9). Оборачиваемость ОбА=: ТОсс/ОБА
10). Оборачиваемость запасов и затрат ТОсс/ ТЗ
11.) оборачиваемость ТЗ
12). Оборачиваемость деб. зад-сти
ПС орг-ции опр-ся на конретную дату.
Для торговой орг-ции важно обеспечить постоянную ПС. => Анализ должен проводиться не по результатам годовой отч-сти, а по результатом оперативной. На ее основе осуществляется прогноз ПС на 5,7,10,15,30 дней. Как правило, на даты уплата обязательных налогов и платежей (21 число н по з\п: за первую и вторую половину месяца). Признаками финансовой устойчивости являются:• позиция организации на рынке, определяемая показателями деловой активности; • ликвидность активов и платежеспособность организации; • обеспеченность собственными финансовыми ресурсами, необходимыми для расширения хозяйственной деятельности; • приемлемая рентабельность собственного и всего вложенного капитала. Различают четыре типа финансовой устойчивости организации:
1) абсолютная финансовая устойчивость 2) нормальная устойчивость финансового положения 3) неустойчивое предкризисное финансовое состояние 4) кризисное финансовое состояние.
? 40. Анализ состава, структуры, эффективности использования капитала торговой организации. Влияние структуры капитала на рентабельность собственного капитала. Понятие эффекта финансового рычага.
Источниками формирования капитала являются заемные источники финансирования в виде долгосрочных и краткосрочных обязательств и капитал и резервы собственные.
Увеличение доли заемных средств является признаком усиления финансовой неустойчивости, поэтому в ходе анализа структуры капитала важно проводить анализ в разрезе всех кредиторов с указанием суммы задолженности, доля кредита в общей задолженности организации с тем, чтобы выработать политику уплаты долгов.
Наиболее неустойчивыми среди краткосрочных обязательств является кредиторская задолженность перед поставщиками, подрядчиками, персоналом организации, бюджетом, внебюджетными фондами. На структуру капитала оказывают влияния факторы:
- равномерность развития товарооборота
- структура активов с точки зрения их ликвидности
- темпы развития организации
- уровень рентабельности товарооборота и активов
- уровень налоговой нагрузки
- динамика ссудного процента
- величина заемного капитала
- отношение между контрагентами и банками
В процессе анализа устанавливают изменение в общем объеме и структуре капитала, темпы роста собственного и заемного капитала в сравнении с товарооборотом, выявлении причин, которые привели к неплатежеспособности и финансовой неустойчивости организации, изучается структура краткосрочных обязательств и тенденции их изменений, определяется степень обеспеченности материальных оборотных активов и товарных запасов собственными оборотными средствами.
Завершается анализ определением коэффициентов эффективности управления финансовыми ресурсами.
Эффект финансового левериджа (финансового рычага)
ЭФЛ = (1- Днп) * (РК – ССК) * ЗПК / СК
Днп – доля налогов и неналоговых платежей из прибыли
РК – уровень рентабельности вложенного капитала торговой организации
ССК – средневзвешенная стоимость заемного и привлеченного капитала организации
ЗПК – сумма, удельный вес заемного капитала
СК – собственный капитал.
ЭФЛ показывает на сколько процентов изменится уровень рентабельности в следствие привлечения кредитных ресурсов
Выгодность использования кредитных ресурсов обеспечивается положительной разницей рентабельности капитала и низкой стоимости привлечения средств – дифференциалом финансового рычага. Размер выгоды зависит от величины плеча финансового рычага, т.е. соотношения заемного, привлеченного и собственного капитала. Если величина дифференциала отрицательная – использование кредитных ресурсов неэффективно. Чем меньше плечо у торговой организации, тем рискованнее финансовые операции с ней. Задача состоит в том, чтобы произвести многовариантные расчеты и выбрать оптимальное соотношение собственного, заемного и привлеченного капитала, обеспечивающее положительный эффект финансового рычага.
41. Анализ актива торговой организации. Показатели, характеризующие эффективность их использования.
Активы организации анализируются с точки зрения участия в обороте организации и ликвидности их.
В ходе анализа выясняют наличие по балансу внеоборотных и оборотных активов на начало и конец период, изменение их объемов с предыдущим периодом, путем определения динамики активов по сравнению с финансированием товарооборота, путем изучения состава и структуры внеоборотных активов, их движения и состояние, изучение состава и структуры, динамики оборотных активов и их ликвидность, анализ состояния и динамику дебиторской задолженности и причины ее возникновения и определении реальных возможностей ее взыскания, а также путем оценки эффективности использования оборотных и внеоборотных активов.
Оборотные активы по степени ликвидности:
- наиболее ликвидные (ден.средства и фин.вложения)
- быстрореализуемые активы (запасы, затраты, дебит.задолженность, и др.)
- труднореализуемые (немат.активы, основные средства и др.)
Для оценки эффективности управления активами используется система показателей (коэффициентов), которые характеризуют эффективность использования основных и оборотных средств:
- коэффициент оборачиваемости совокупных активов
- коэффициент оборачиваемости оборотных активов
- коэффициент оборачиваемости товарных запасов
- фондоотдача внеоборотных активов
- фондоотдача оборотных активов
- срок окупаемости инвестиций в активах
- рентабельность совокупных активов
- рентабельность оборотных активов
- коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
- срок погашения дебиторской задолженности
42. Понятие и показатели экономической эффективности торговой деятельности. Обобщающие и частные показатели и пути повышения эффективности использования ресурсного потенциала организации.
Экономическая эффективность измеряется через отношение эффекта, полученного в результате деятельности, к примененным ресурсам или произведенным затратам. Мерой роста эффективности выступает экономия текущих затрат.
Экономическая эффективность служит обобщающей характеристикой конечной результативности деятельности субъектов хозяйствования. Ее анализ позволяет выявить взаимосвязь факторов роста эффективности и достигнутых результатов.
Общие показатели экономической эффективности:
1) коэффициент эффективности примененных ресурсов – величина полученного эффекта на единицу примененных ресурсов
Кэф.рес = Т / ОС + ОбС + ФЗП
ОС – среднегодовая соимость онсовных фондов
ОбС – среднегодовая сумма оборотных средства
ФЗП – израсходованный фонд заработной платы
Т – объем товарооборота в сопоставимых ценах
2) показатель производительности системы
Кпр = Пр /Рес
Пр – объем произведенной продукции
Рес – затраты труда, капитала, энергии, материалов и других ресурсов
3) коэффициент прибыльности примененных ресурсов
Кп.рес = П / ОС + ОбС + ФЗП
4) коэффициент эффективности текущих затрат – величина прибыли, полученная от основной деятельности на рубль текущих затрат
Кэф.з = Прибыль от реализации товаров / Расходы на реализацию товаров
5) интегральный показатель динамики эффективности примененных ресурсов (ЭФинт) – корень квадратный из двух индексов Iэф.рес (индекс изменения коэффициента эффективности примененных ресурсов) и Iп.рес (индекс изменения коэффициента прибыльности примененных ресурсов)
Частные показатели характеризуют эффективность использования отдельных видов ресурсов.
Они дифференцируются на три группы по признаку отражения:
1) финансовой устойчивости организации (абсолютная - положение, при котором сумма запасов и затрат организации меньше суммы ее собственных оборотных средств и кредитов под товарно-материальные ценности; нормальная устойчивость – сумма запасов и затрат соответствует сумме собственных оборотных средств и кредитов под товарно-материальные ценности; неустойчивое предкризисное финансовое состояние – организация еще имеет возможность обеспечить равновесие между платежными средствами и финансовыми обязательствами за счет привлечения временно свободных средств своих специальных фондов; кризисное – организация находится на грани банкротства и не может даже за счет привлечения временно свободных средств добиться равновесия между источниками средств и обязательствами).
2) ее позиции на рынке
3) интересов потребителей
Пути повышения:
- соблюдение нормативов товарных запасов
- экономия топливно-энергетические ресурсов
- внедрение инноваций по закупке товаров и других товарно-материальных ценностей в необходимых размерах
- улучшение коммерческой работы и формирование на этой основе оптимальной структуры розничного товарооборота
- организация действенной рекламы, особенно новых товаров
- умелое использование механизма ценообразования
- эффективное использование прочих товарно-материальных ценностей.
- ведение грамотной политики управления оборотными средствами
- сокращение длительности торгово-производственного цикла и времени нахождения средства в расчетах.
- использование материального и морального стимулирования труда
- сокращение затрат времени на приобретение товаров за счет внедрения более прогрессивных методов продаж и новой техники
- приобретать современные виды оборудование
- внедрять новые технологические, информационные, управленческие и другие инновации, обеспечивающие более быструю экономическую отдачу вложенного капитала.
43. Внелрение инноваций – основа устойчивого развития внутренней торговли.
От устойчивого развития торговли зависит решение соц-эк-их задач по дальнейшему повышению уровня и кач-ва жизни населения. Для устойчивого развития торговли необходимы предпосылки: рост реальных денежных доходов населения и повышение покупательской способности; рост V производства, расширение ассортимента и повышение кач-ва товаров; создание равновыгодных эк-их условий для всех субъектов деятельности обеспечивающих получение прибыли достаточной для функционирования на рынке; расширение и обнавление мат-тех базы и доведение в перспективе обеспеченности населения торговыми S-ми достиг до уровня евросоюза. Исходя из целей и эк-ких предпосылок развития торговли основными принципами устойчивого развития явл:
1. обеспечение постоянной сбалансированности спроса и предложения по V и товарному ассортименту путем гос-го регулирования развития рынка.
2. сохранение и наращивание темпов роста розн т/та при безусловно кач-ом изменении его товарной структуры, т.е. сниж доли прод тов и повыш удельного веса нерпод тов.
3 внедрение инноваций во всех сферах торговой деятельности.
4 ориетация деятельности субъектов торговли на изучение новых потребностей населения и совершенствование старых.
5 обеспечение безубыточной работы, платежеспособность, финансовая устойчивость.
Инновации вкл нововведения в различ сферах и по содержанию м/б представлены след видами: 1 технологические – это внедрение новых технологий в процессе производства и реализации, освоение новых работ и услуг, внедрение нового оборудования. 2 производственные – связ с расширением производственных мощностей (увелич торг S). 3 эк-ие – предусматривают изменение методов планирования производственной и торговой деятельности совершенствование маркетинга. 4 управленческие – направлены на изменение организационной структуры и методов управления производством и реализации, продвижение товаров на рынке. 5 информационная – новые способы сбора, приема, обработки информации для принятия решения. 6 социальные – связаны с улучшением условий и стимулирования труда, социальное обеспечение работ.