Вопрос 23. Проведение проверки, оформление и реализация ее результатов.
Проведение проверки — это последовательный процесс, который начинается с подготовки к проведению и заканчивается проверкой устранения нарушений и недостатков, выявленных во время предыдущей проверки.
Процесс комплексной проверки состоит из следующих этапов:
- подготовка к проведению проверки;
- обследование и инвентаризация;
- организация и непосредственное проведение проверки в соответствии с программой;
- систематизация и оформление результатов проверки;
- реализация материалов проверки;
- контроль за выполнением решений, принятых по результатам проверки.
На подготовительном этапе проверяющим должен изучить нормативные правовые акты, регулирующие экономические отношении, материалы предыдущих проверок, наличие обращений граждан, выполнение важных экономических показателей субъектом проверки, проанализировать его финансовое состояние, определить проблемные участки, т.е. получить информацию о различных сторонах деятельности организации и разработать программу проверки.
Руководитель контролирующей группы на основании полученной программы проверки составляет рабочий план проведения проверки, который утверждается руководителем контролирующей группы. В рабочем плане указываются перечень работ, подлежащих выполнению, сроки их выполнения, способ проверки и исполнители.
О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление, считается полученным по истечении трех дней со дня его направления.
Форма уведомления устанавливается Советом Министров РБ.
Проверка проводится на основании предписания руководителя контролирующего (надзорного) органа заверенного печатью или оформленного на фирменном бланке.
Срок проведения проверки не может превышать:
- 15 рабочих дней у индивидуальных предпринимателей, лиц, осуществляющих частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма;
- 30 рабочих дней у иных проверяемых субъектов.
Срок проведения внеплановой тематической проверки не должен превышать пяти рабочих дней.
Срок проведения дополнительной проверки не может превышать десяти рабочих дней.
Перед началом проведения проверки проверяющий обязан предоставить проверяемому субъекту служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, внести необходимые сведения в книгу учета проверок. После этого осуществляется инвентаризация денежных средств и других ценностей, хранящихся в кассе организации.
После, проверяющие знакомят проверяемого субъекта с перечнем вопросов, подлежащих проверке. При проведении проверки проверяющий самостоятельно определяет приемы и способы ее осуществления (формальные и документальные).
Качество проверки зависит не только от организации и правильности проведения, но и от качественного оформления обобщающих материалов: основного акта проверки, промежуточного акта проверки (при необходимости), накопительных ведомостей, справок и др. На основании этих документов разрабатываются мероприятия по устранению причин и условий, способствовавших выявленным нарушениям; привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности виновные должностные и материально ответственные лица.
Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства оформляется справкой проверки. Акт (справка) проверки оформляются не менее чем в двух экземплярах и подписываются проверяющим в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки.
Промежуточный акт проверки составляется проверяющим до окончания проверки в случае, если выявленное нарушение может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры. Факты, изложенные в промежуточном акте проверки, включаются в акт проверки.
Разновидностью промежуточного акта являются разовые акты, которые составляются в тех случаях, когда факты, установленные в момент проверки, не могут быть подтверждены документами. Их составляют по результатам инвентаризации кассы, материальных и иных ценностей, при контрольных обмерах и проверках качества выполненных строительно-монтажных работ и по другим операциям.
При наличии возражений по акту (справке) проверки проверяемый субъект делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде возражения по его (ее) содержанию в контролирующий (надзорный) орган.
Акт проверки состоит из вступительной (общей) и результативной (исследовательской) частей.
Во вступительной (общей) части указываются:
- полное наименование документа (акта);
- дата и место его составления;
- основание назначения проверки, дата и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку;
- даты начала и завершения проверки (в случае перерывов указывается их период);
- должности, фамилии и инициалы работников проверяемой организации, обязанных подписать акт проверки, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях, а также иных лиц, привлекаемых к проверке;
- наименование, местонахождение и подчиненность проверяемой организации, ее УНП, реквизиты расчетного и иных счетов;
- наличие книги учета проверок, а также информация о произведенной в ней записи о данной проверке;
- кем и когда были проведены предыдущие проверки за проверяемый период по аналогичной тематике, какие приняты меры по выявленным фактам нарушения актов законодательства;
- какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какой период проверены.
В результативной части акта проверки должны быть указаны:
- место, время (если оно установлено) и характер совершенного экономического правонарушения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) установленная законодательством ответственность за данный вид нарушения;
- факты несоблюдения установленного порядка составления и исполнения смет и финансовых планов;
- факты сокрытия или несвоевременного перечисления в бюджет платежей и других сумм, прочих нарушений финансовой дисциплины, неправильного ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, невыполнения требований по осуществлению внутрихозяйственного учета и контроля;
- установленные в ходе проверки недостачи и излишки денежных средств и материальных ценностей, потери от переплаты работникам, поставщикам и подрядчикам по счетам и расчетам, прочим дебиторам;
- размер причиненного вреда (при его наличии) и другие последствия выявленных нарушений;
- должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения проверяемой организацией законодательства, регулирующего экономические отношения;
- иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении.
В акт проверки должны включаться всесторонне проверенные и документально обоснованные факты нарушений, злоупотреблений, бесхозяйственности, порчи и недостач, излишнего списания материальных ценностей и т. д. Вскрытые проверкой факты злоупотреблений, незаконного расходования средств и нарушения, включенные в акт проверки, должны подтверждаться подлинными документами, копиями документов и бухгалтерских записей, промежуточными актами, справками, расчетами, ведомостями, аналитическими таблицами и т. д.
В случаях, когда причинен материальный вред, но виновные лица к уголовной ответственности не привлекаются или же дело прекращено, ставится вопрос перед руководством контролируемой организации о предъявлении к виновным лицам гражданских исков в установленном законодательством порядке.
В случаях выявления хищений, недостачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, реализации оборудования, материалов, готовой продукции, оказания услуг по заниженным ценам, а также в иных случаях нарушения финансовой дисциплины размер вреда (при его наличии), причиненного государству, устанавливается в соответствии с действующей Инструкцией о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 24.03.2003 г. № 39/69 с учетом изменений и дополнений.
Завершающим этапом проверки является реализация ее результатов. Основными формами такой реализации являются:
- устранение недостатков по мере их выявления в ходе проведения проверки;
- обсуждение результатов проверки в контролируемой организации;
- передача материалов проверки правоохранительным органам (при необходимости);
- принятие органом, назначившим проверку, по ее результатам решения в виде письма, распоряжения или приказа;
- рассмотрение результатов проверки в контролирующей (вышестоящей) организации.
На основании материалов, содержащихся в акте проверки, виновные должностные и материально ответственные лица привлекаются к материальной, административной и уголовной ответственности, разрабатываются мероприятия по устранению причин и условий, способствовавших выявленным нарушениям и злоупотреблениям. Материалы проверки должны быть обязательно рассмотрены как в контролируемой, так и в контролирующей организации. В соответствии с действующими инструктивными материалами руководитель контролируемой организации обязан рассмотреть результаты проверки не позднее двухнедельного срока, а руководитель контрольно-ревизионной службы контролирующей организации совместно с отраслевыми управлениями, специалисты которых принимали участие в проведении проверки, обязан рассмотреть материалы ревизии (проверки) не позднее 30-дневного срока со дня подписания акта и принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.
Для устранения недостатков, выявленных проверкой, недостаточно только издать приказ или распоряжение. Необходимо обеспечить проведение в жизнь намеченных контролируемой организацией мероприятий. Для этого в практической работе применяются различные способы контроля за выполнением решения по результатам проверки. К ним относятся:
- получение письменных отчетов о выполнении предложений и намеченных мероприятий по итогам проверки или оперативной информации посредством технических средств связи (телефона, телефакса и др.);
- проверка выполнения решения, принятого по результатам проверки по данным отчетности и другим материалам, представляемым в орган, назначивший проверку;
- вызов руководителя и специалистов проверяемой организации с отчетом о выполнении решения, принятого по материалам проверки;
- проверка на месте, осуществляемая работниками контролирующей организации.
С целью осуществления контроля за исполнением принятых решений ведется журнал учета проводимых проверок и контроля выполнения принятых по ним решений.