Правовое обеспечение финансовых отношений
Содержание системы управления финансами
Финансы и их система не в состоянии эффективно выполнять свои функции и играть позитивную роль в обеспечении денежными средствами воспроизводственного процесса без надлежащего управления финансовыми потоками в экономике и на уровне отдельных ее субъектов (органов власти, организаций и домашних хозяйств).
Управление финансами представляет собой целенаправленное воздействие управляющих субъектов финансовых отношений (органов власти, организаций, домашних хозяйств) на систему финансов и ее звенья при помощи специальных финансовых приемов, методов и инструментов с целью бесперебойного финансового обеспечения экономики и надлежащего выполнения ее субъектами задач и обязанностей.
Под финансовым обеспечением понимается двусторонний контролируемый процесс привлечения источников (финансовых ресурсов, денежных доходов) и их использования (расходования) на экономически обоснованные нужды.
Управление финансами — это упорядоченная система, имеющая свои субъекты, объекты, структурные элементы, приемы, методы и инструменты, цель, задачи и конечный результат.
Рассмотрим их подробнее:
Субъекты управления финансами включают в себя всю совокупность управленческих структур и органов, имеющих отношение к воздействию на систему финансов через финансовую политику, финансовый механизм и их финансово-правовое обеспечение на макро- и микроуровнях.
Объекты управления - звенья системы финансов, каждому из которых присущи свои органы управления, за исключением домашних хозяйств, финансами которых управляют индивидуумы, члены семьи. К тому же, само управление финансами домашних хозяйств по сравнению с управлением публичными финансами и финансами организаций отличается упрощенным характером и зависимостью от других субъектов управления. О них мы будем говорить в отдельной теме.
Вначале речь пойдет преимущественно об управлении финансами органов публичной власти и организаций.
На уровне страны и субъектов Федерации и муниципальных образований. Общее стратегическое руководство финансами страны осуществляют:
- ее глава и администрация,
- правительство и его министерства,
- парламент (в России — Федеральное Собрание Российской . Федерации).
Они выполняют соответственно функции разработки и реализации финансовой политики и законодательного обеспечения финансовых отношений.
Из состава аппарата финансового управления в России следует выделить Министерство финансов Российской Федерации, которое
- координирует деятельность всех специальных органов управления финансами,
- непосредственно разрабатывает и реализует финансовую политику в стране,
- контролирует финансовые и бюджетные потоки в экономике.
Счетная палата Российской Федерации и ее региональные отделения осуществляют контроль за надлежащим исполнением бюджетов всех уровней и бюджетов внебюджетных фондов, представляют по результатам проверок предписания, обязательные к исполнению.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Минфина России и контрольные управления региональных финансовых органов осуществляют контроль за целевым использованием бюджетных средств.
Банк России, Федеральная служба страхового надзора и Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет контроль деятельности профессиональных участников финансового рынка .
Федеральное казначейство и его территориальные управления осуществляют кассовое исполнение бюджетов всех уровней публичной власти и государственных внебюджетных фондов, распределение налоговых поступлений и доходных источников в рамках исполнения межбюджетных отношений, отдельные контрольные функции и бюджетный учетв порядке открытия и ведения единых казначейских счетов бюджетополучателей.
На уровне субъектов Федерации и муниципальных образований функционируют аналогичные или близкие по назначению к федеральным структуры и органы управления финансами. Их управленческие цели, задачи и функции во многом сходны с федеральными, но ограничиваются своими территориями и соответствующими финансовыми (бюджетными и внебюджетными) потоками. Кроме того, региональные п местные органы управления финансами обязаны выполнять задачи и функции, возложенные на них федеральными органами власти и управления финансами.
На уровне предприятий. Финансовое управление в организациях отличается разнообразием и зависит от их организационно-правовой формы.
Общее стратегическое руководство и управление финансами могут осуществлять: совет инвесторов, исполнительный директор и управляющий, их заместитель по финансам, главный бухгалтер и другие должностные лица высшего менеджмента.
Тактическое и оперативное управление финансовыми потоками, их организацию, планирование, регулирование и контроль осуществляют специальные финансовые службы, включая бухгалтерию и отдел налогового планирования (последний создается обычно только на крупных предприятиях).
Финансовая политика должна строиться на научно обоснованной концепции, включающей стратегические и тактические финансовые цели и задач, которые ставятся и разрабатываются соответствующими органами стратегического управления. Финансовая концепция конкретизуется в процессе разработки финансовой стратегии и тактики. Их реализация на практике осуществляется в процессе оперативной финансовой работы управленческого финансового аппарата и финансовых служб.
Управление финансами в рамках разработанной финансовой политики непосредственно осуществляется через финансовый механизм, т.е. через формы, методы и инструменты планирования, регулирования и контроля движения финансовых ресурсов, образования и использования публичных и частнохозяйственных денежных доходов субъектов финансовых отношений.
Финансовое правопредполагает правовое законодательное и нормативно-правовое обеспечение функционирования финансов и субъектов управления ими, финансовой политики и финансового механизма. Нормы финансового права закрепляют их легитимность и юридически оформляют систему финансов и ее звенья.
Воздействие субъекта управления финансами на управляемый объект имеет конечной целью достижение экономически или социально значимого результата (эффекта).
В конечном счете результат (эффект) управления финансами выражается в экономическом росте, приросте общественных благ, предоставляемых государством (муниципальными образованиями), увеличении объема продаж, прибыли и рентабельности, обновлении оборудования и технологий, росте Оплаты труда, пенсий и других личных доходов, улучшении прочих качественных показателей экономической и социальной жизни общества.
В системе управления финансами обычно выделяют стратегическое, тактическое и оперативное управление. Различаются они характером и сроками.
Стратегическое финансовое управление осуществляется общим высшим руководством страны и организаций в процессе составления, рассмотрения и утверждения прогнозов социально-экономического развития общества и предприятия, долгосрочных целевых федеральных, инвестиционных и иных программ и корпоративных проектов, в ходе планирования направлений совершенствования и оздоровления публичных и частнохозяйственных финансов.
Стратегическое управление на макро- и микроуровне предполагает определение доходных источников, объема и структуры финансовых ресурсов,способных полноценно обеспечить воспроизводственный процесс на расширенной основе, эффективных направлений использования финансовых ресурсов и резервов их дальнейшего роста.
Тактическое и оперативное управление финансами представляет собой текущую деятельность специальных органов управления, направленную на выполнение экономических, социальных и финансовых прогнозов и программ с целью получения максимально возможного эффекта при минимальных затратах ресурсов. В ходе оперативного финансового управления осуществляется также корректировка планов, устранение узких мест в финансовом обеспечении хозяйственной деятельности, изыскиваются дополнительные источники финансовых ресурсов и новые эффективные направления их вложения.
При осуществлении стратегического и тактического (оперативного) управления финансами необходимо соблюдать системность в принятии управленческих решений на основе научного обоснования применяемых методов финансового планирования и прогнозирования, организации оперативного управления финансовыми ресурсами, выработки рыночных способов финансового регулирования и контроля.Это потребует применения новых форм, методов и инструментов управления финансовыми потоками, определения в качестве приоритетных направлений развития финансов и бесперспективности других, совершенствования финансового механизма с позиций повышения эффективности и результативности управления.
Правовое обеспечение финансовых отношений
Надлежащее выполнение субъектами управления финансами своих полномочий (функций, прав и обязанностей), успешное проведение финансовой политики и ее реализация через финансовый механизм невозможны без соответствующего финансово-правового обеспечения функционирования государственного, муниципального и частного финансового хозяйства. Такие финансовые правила игры задаются и фиксируются в нормах финансового права.
Финансовое право представляет собой упорядоченную совокупность правовых законодательных и нормативных актов, норм и правил, регламентирующих основы построения финансов, финансовой системы и финансового механизма, а также полномочия органов управления финансами.
В соответствии с движением финансовых ресурсов в двух формах — публично-правовой и частноправовой финансовое право можно разделить на две отрасли — публичное и частнохозяйственное финансовое право.
Публичное финансовое право регламентирует:
1. Правоотношения в области формирования и использования финансовых ресурсов и доходов органов государственной власти и местного самоуправления;
2. Основы построения публичных финансов;
3. Функции, права и обязанности органов публичной власти и управления;
4. Финансовые формы, методы и инструменты;
5. Финансовые взаимоотношения с организациями и физическими лицами,
6.Иные публичные финансовые правоотношения, включая государственный финансовый контроль.
Публичное финансовое право включает в себя следующие отрасли: валютное право, правовые основы денежной системы, бюджетное право, внебюджетное право, таможенное право и налоговое право, а также отдельные нормы конституционного, гражданского, хозяйственного, трудового, административного права, правовые нормы местного самоуправления (в части, касающейся публичных финансовых отношений) и правовые основы банковской системы (в части, касающейся Банка России и банковского регулирования).
Публичное финансовое право носит исключительно императивный (принудительно-властный) характер, нормы которого обязательны к исполнению всеми субъектами правоотношений. За их неисполнение (не должное исполнение) последние несут финансовую (в виде штрафов), административную (в виде административных штрафов и лишения руководящих лиц должностей) и уголовную (в виде лишения свободы) ответственность.
Частнохозяйственное финансовое право регламентирует определенные правоотношения в области: - формирования и использования финансовых ресурсов и доходов организаций (коммерческих, некоммерческих) и домашних хозяйств, - основы построения финансов организаций различных форм собственности, включая профессиональных участников финансового рынка, - отдельные полномочия органов управления ими, - основы семейных финансовых отношений, - финансовые формы, методы и инструменты, - финансовые взаимоотношения организаций и домашних хозяйств с органами государственной власти (местного самоуправления) и участниками финансового рынка, - иные частнохозяйственные финансовые правоотношения.
Частнохозяйственное финансовое право включает в себя соответствующие нормы: конституционного, гражданского, хозяйственного, административного, трудового и семейного права, а также нормы отраслей публичного финансового права, касающиеся частнохозяйственных финансовых правоотношений.
В отличие от публичного частнохозяйственное финансовое право, кроме жестких императивных, обязательных к исполнению законодательных правовых норм, в значительной мере строится на более мягких рекомендательных нормах или нормах с широкими правами альтернативного выбора при решении вопросов о правоприменения. Например, Положение бухгалтерского учета, Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), банковские инструкции, нормы, регламен-шрующие деятельность на финансовом рынке, применение организациями финансовых форм, методов и инструментов и т.д.).
Таким образом, предметом финансового права выступают денежные отношения, в которые вступают как субъекты финансового права органы государственной и муниципальной власти, организации (юридические лица) и домашние хозяйства (физические лица) и которые требуют правовой регламентации в виде правовых законодательных п нормативных актов.
Финансово-правовое обеспечение процесса управления финансами осуществляется в форме правовых актов, в которых заключены финансовые правовые нормы. По степени императивности или юридической силе финансовые правовые акты подразделяются: - на законы (кодексы) или правовые законодательные актыи - подзаконные или правовые нормативные акты (указы президента, постановления правительства, министерские и ведомственные приказы, указания, инструкции, положения и т.п.).
Законодательные акты (на уровне местного самоуправления — решения) принимаются законодательными (представительными) органами государственной власти (местного самоуправления).
Одни правовые акты регламентируют финансовые отношения во всех звеньях системы финансов, например Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее БК РФ), Налоговый кодекс Российской Федерации и т.д., но большая их часть регулирует финансовые отношения в отдельных звеньях и элементах системы финансов.
К финансовым правовым нормам можно отнести также правовые акты, выходящие за рамки одной страны, например международные договоры о внешнем государственном заимствовании (условиях получения и погашения с процентами), о предотвращении двойного налогообложения между странами, Система Национальных Счетов, МСФО и др.
Отдельные финансовые правоотношения могут регулироваться постановлениями Конституционного суда РФ (ими могут отменять или изменять спорные правовые акты или нормы федерального законодательства), а также постановлениями или решениями арбитражного суда и суда общей юрисдикции по спорным финансовым вопросам, включая наложение финансовых санкций.
Следует отметить ряд существенных недостатков, присущих современному российскому финансовому праву, к числу которых специалисты относят следующие:
■ противоречия между федеральным и территориальным (региональным, муниципальным) законодательством, приводящие к ущемлению интересов субъектов РФ и муниципальных образований, несовершенству механизма разграничения доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы (в частности, к передаче вышестоящим уровнем нижестоящему расходов, не обеспеченных адекватным объемом доходных источников);
■ противоречия между отдельными законами и ведомственными правовыми финансовыми актами, вызывающие их различное толкование;
■ слабая экспертиза проектов финансовых законодательных и нормативных актов;
■ наличие ряда законов и правительственных программ, реализация которых затруднена в силу необеспеченности финансовыми ресурсами;
■ нечеткость формулировок отдельных законов и нормативных актов, вызывающая необходимость их уточнения, дополнения и изменения, что порождает нестабильность финансового правового поля;
• языковая сложность формулировок положений законодательных и нормативных актов;
■ несвоевременное принятие и опубликование отдельных финансовых правовых актов.
Отсюда — необходимость постоянного совершенствования российского финансового права.
Финансовая система
Все многообразие финансовых отношений, закрепленных нормами финансового права, отражается в понятиях «система финансов» и «финансовая система». Чаще всего между этими понятиями не проводят никаких различий, что неправомерно. В действительности это близкие, но не однозначные понятия.
Система финансов составляет только часть финансовой системы. Последняя структурно включает кроме системы финансов еще и другие элементы — принципы организации и органы управления.
Финансовая система как категория управления финансовыми отношениями имеет:объект (управляемый элемент системы) и субъект (управляющий элемент системы).
Управляемым объектом финансовой системы выступает система финансов, функционирующая на основе определенных организационных принципов.
Управляющим субъектом являются субъекты налоговых отношений и органы, осуществляющие управление этими отношениями.
Финансовая система — это основанная на денежных отношениях совокупность отраслей и звеньев системы финансов, построенная на определенных принципах и управляемая общими и специальными органами публичной власти и управления хозяйствующих субъектов.
Характеристика системы финансов и ее звеньев приведена в теме 1.
Финансовая система страны строится на определенных принципах, отражающих основополагающие требования к организации, взаимодействию и эффективному функционированию отраслей и звеньев системы финансов и органов управления финансами.
Содержание таких принципов должно определять минимальные требования к построению рациональной финансовой системы страны с учетом специфики ее государственного устройства, экономики и финансов.
Применительно к Российской Федерации основными, общими принципами построения финансовой системы являются:
■ принцип единства финансового пространства и относительной равномерности распределения финансовых ресурсов на территории всей страны;
■ принцип относительной самостоятельности каждого звена системы финансов в организационном и территориальном разрезе;
■ принцип четкого разграничения публичных расходов и доходов между органами федеральной, региональной власти и органами местного самоуправления;
■ принцип полноты отражения расходов и доходов в финансовом учете и отчетности;
■ принцип эффективного и рационального использования финансовых ресурсов;
■ принцип полного покрытия расходов каждого звена системы финансов собственными доходами и привлеченными финансовыми ресурсами;
■ принцип результативности функционирования каждого звена системы финансов;
■ принцип адресности и целевого расходования публичных финансовых ресурсов;
■ принцип прозрачности всех финансовых потоков.
Наличие общих организационных принципов построения финансовой системы не отвергает, а предполагает функционирование отдельных отраслей и звеньев финансовой системы на основе своих специфических принципов. Так, принципы построения системы публичных финансов задекларированы в БК РФ и НК РФ и федеральном законе о местном самоуправлении. Частнохозяйственные финансы коммерческих организаций и профессиональных участников финансового рынка строятся на принципах коммерческого расчета и специальных принципах, регулирующих различные сегменты финансового рынка (страховой, фондовый, кредитный рынки). Принципы организации финансов домашних хозяйств зафиксированы в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) и других федеральных законодательных актах. К данному звену системы финансов отчасти применимы и принципы коммерческого расчета.
Субъекты финансовой системы (органы власти, органы управления хозяйствующих субъектов) осуществляют свою деятельность в финансовой сфере на основе определенных полномочий, прав и обязанностей, регламентируемых нормами публичного и частнохозяйственного права.
Федеральные, региональные и местные органы управления системой публичных финансов руководствуются в своей деятельности положениями соответствующих законодательных и нормативных актов.
Верхняя и нижняя палаты Федерального Собрания Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) - рассматривают и утверждают федеральный бюджет и отчет о его исполнении, принимают законы, регламентирующие финансовые отношения, совершают другую законодательную деятельность. Кроме того, Совет Федерации формирует Счетную палату РФ, осуществляющую государственный финансовый контроль по поручению законодательной власти России.
Президент Российской Федерации, при участии его Администрации, определяет цели и задачи финансовой политики в ежегодном Бюджетном послании Федеральному Собранию РФ и соответствующих указах, подписывает финансовые законодательные акты, дает поручения правительству и контролирует его деятельность, в том числе по финансовым вопросам.
Правительство Российской Федерации разрабатывает и реализует финансовую политику, составляет и исполняет федеральный бюджет, разрабатывает и представляет на рассмотрение в Государственную Думу РФ законы по финансовым и связанным с ними вопросам, разрабатывает и выпускает нормативные акты, обеспечивающие пояснения и реализацию действующего законодательства, и осуществляет другую исполнительную финансовую деятельность. В составе Правительства РФ основные функции управления системой финансов возложены на Минфин России. В его структуре находятся следующие федеральные службы: Федеральная налоговая служба; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная служба страхового надзора; Федеральное казначейство.
Названные федеральные службы обладают большой самостоятельностью в решении вопросов, находящихся в их ведении. В целом функции Минфина России достаточно широки.
К ним относятся: разработка государственной финансовой политики, в том числе бюджетной, налоговой, страховой, кредитной, валютной, денежной политики, полицией в сфере аудита, учета и отчетности; координация различных частей государственной финансовой политики; разработка проектов законов и нормативных актов в области бюджетных и межбюджетных отношений, налогообложения, учета и отчетности; разработка проекта закона о федеральном бюджете на очередной год, организация его исполнения и составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; управление государственным долгом России; эмиссия государственных ценных бумаг субъектов РФ и др.
Кассовое исполнение бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов по доходам и расходам, их учет на единых счетах распорядителей бюджетных средств, распределение доходных источников в соответствии с БК РФ и другие функции возложенные на органы Федерального казначейства.
В свою очередь казначейским органам открывают счета в подразделениях Банка России и других уполномоченных банках по учету средств федерального бюджета. Банк России отвечает также за проведение единой государственной денежной, валютной и кредитной политики.
Все прочие федеральные министерства и подчиненные им федеральные службы и агентства участвуют в управлении государственными финансами как главные распорядители бюджетных средств и главные администраторы доходов бюджета, а также как органы регулирования и контроля финансовой деятельности в подведомственных им сферах и отраслях экономики. Среди таких министерств и служб выделяются Министерство экономического развития РФ и Федеральная таможенная служба. Минэкономразвития, ко всему прочему, участвует в разработке стратегии финансовой политики и ее реализации, а ФТС ведает всеми финансовыми вопросами, связанными с перемещением товаров через таможенную территорию РФ, включая сбор таможенных платежей, НДС и акцизов.
На уровне субъектов Федерации органы законодательной и исполнительной власти выполняют близкие федеральному уровню функции по управлению системой финансов своего региона.
Органы региональной законодательной власти в пределах своей компетенции принимают законы в области финансов, касающиеся регионального налогообложения, бюджета субъекта РФ на очередной год, бюджета ТФОМС, финансовой поддержки региональной экономики и других финансовых вопросов.
Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют разработку региональной финансовой политики, проекта бюджета субъекта РФ, организацию его исполнения и другие функции управления региональными финансами, включая регулирование межбюджетных отношений на субфедеральном уровне.
Глава администрации субъекта Федерации, министерства, департаменты, управления и т.п.обладают сходными с их федеральными аналогами полномочиями только в масштабе региона. Несмотря на схожие названия многих федеральных министерств и региональных ведомств, включая финансовое, они независимы друг от друга в принятии экономических и финансовых решений в пределах своих компетенций, а также по административной вертикали.
Представительные органы местного самоуправления принимают решения о местном бюджете и утверждают отчет об его исполнении, а также решают другие финансовые вопросы, находящиеся в их компетенции.
Исполнительные органы местного самоуправления осуществляют реализацию финансово-бюджетной политики на местах и исполняют бюджеты.
Местные финансовые органы могут быть независимыми, а могут выступать как отделения региональных финансовых органов.
Управление финансами коммерческих организаций и профессиональных участников финансового рынкаявляется прерогативой органов управления и их должностных лиц (совета акционеров, совета директоров, дирекции и т.п.), а также финансовых служб, отделов и финансовых менеджеров.
Высший менеджмент определяет стратегию финансовой политики организации, утверждает финансовые планы и отчеты об их фактическом выполнении. Реализацией финансовой стратегии и управлением финансовыми потоками занимаются исполнительные директора, в том числе финансовый, бухгалтерия, отделы финансового менеджмента, другие экономические службы и организации.
Органы управления некоммерческими организациями отличаются большим разнообразием и определяются организационно-правовыми формами этих организаций и характером их деятельности. К управлению финансами, кроме непосредственных руководителей и специальных финансовых и других экономических отделов, могут привлекаться независимые ревизионные комиссии, попечительские сонеты и другие общественные формы управления и контроля.
Свою специфику имеют бюджетные организации, находящиеся на полном или частичном бюджетно-сметном финансировании. Отсюда и ограниченная самостоятельность в управлении финансами таких организаций в сочетании с жестким финансовым контролем со стороны государства в то же время бюджетные и другие некоммерческие организации имеют право осуществлять определенные законодательством виды предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Домашние хозяйства чаще всего не имеют органов управления финансами. Эти функции выполняют обычно члены семьи (индивиду-ально или коллегиально) и (или) индивидуальный предприниматель.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что вы понимаете под управлением финансами?
2. Почему необходимо четкое разграничение функций по управлению финансами между субъектами управления?
3. В чем заключаются принципиальные различия между публичным и частнохозяйственным финансовым правом?
4. В чем отличия финансовой системы от системы финансов?