Становление и развитие отечественной теории финансов
Тема 1. Сущность и функции финансов.
1.1. Становление и развитие отечественной теории финансов
1.2. Экономическое содержание финансов
1.3. Функции финансов
1.4. Система финансов: понятие и общая характеристика
1.5. Финансовые ресурсы в экономике
1.6. Роль финансов в экономической системе
Становление и развитие отечественной теории финансов
Любое хозяйство( домашнее, хозяйствующего субъекта, государство, регион) может функционировать лишь постольку, поскольку в процессе своей деятельности оно получает доходы и осуществляет за счет них расходы.
Движение денежных ресурсов, доходов и расходов составляет основу финансовых потоков, которые, как кровеносная система, питают экономический организм страны.
В процессе движения ресурсов возникают денежные отношения между хозяйствующими субъектами, государством и домашними хозяйствами, которые изучаются финансовой наукой в рамках общей теории финансов.
Каждая экономическая и финансовая система имеет свою историю. В этой связи, важное значение имеют изучение и анализ не только современного, но и прошлого отечественного и зарубежного научного опыта. Остановимся на наиболее принципиальных вопросах развития теории финансов и финансового хозяйства отечественными экономистами, опираясь на труды известных в этой области специалистов1, прежде всего В.М. Пушкаревой и Б.М. Сабанти.
Первые из известных сочинений по финансовым вопросам появились в России во времена царствования Иоанна Грозного. Их автором является некий И.С. Пересветов, который занимался разработкой рекомендаций по увеличению доходов государственной казны и обоснованием налоговой политики, которую проводил царь.
Другим крупным представителем русского научного мировоззрения в области финансов (государственных доходов и расходов) в конце XVI — начале XVII в. был Ермолай- Еразм. В условиях натурального хозяйства он предлагал формировать государственные доходы преимущественно за счет различного рода натуральных повинностей.
Однако уже в XVII в. в связи с изменениями социально-экономических условий, среди которых создание централизованного государства после Смутного времени, нового дворянского типа хозяйства, развитие товарно-денежных отношений, увеличение контактов с зарубежными странами и зарождение капиталистических отношений (торговой буржуазии и мануфактур), появляются и соответствующие теоретические разработки в области финансов.
Прежде всего представляют интерес сочинения Ю. Крижанича в частности, «Разговоры об владетельству»( 1663—1666), где автор обращает внимание на различные способы обогащения государства. Он разбивает их на две группы: правильные «неправильные. К последним (несправедливым с моральной точки зрения) способам обогащения государства он относил доходы от кабаков, от порчи монеты, от репрессий при взимании недоимок, от государственной монополии. Для обогащения государства Крижанич предлагал развивать земледелие, ремесла, государственное хозяйство. Он выступал против предоставления льгот иностранным купцам, поскольку они заботятся в первую очередь о своих личных доходах, а не об интересах России.
Еще один известный экономист XVIIb., оказавший большое влияние на финансовую политику и развитие налоговой системы России, — АЛ. Ордын-Нащокин. Поскольку в то время в стране отсутствовали собственные источники серебра и золота, он обосновал необходимость установления контроля за внешней торговлей и движением серебряных и золотых запасов, в частности путем перечеканки ефимок (иоахим-сталеров). Им же был разработан и порядок взимания таможенных пошлин.
В XVIII в. Наиболее видным экономистом того времени был И.Т. Посошков.В своей работе «Книга о скудности и богатстве» (1724) он предлагает установить льготные пошлины для русских купцов и высокие пошлины на привозные товары с целью поощрения развития промышленности и производства товаров в России. Для финансовой поддержки отечественного купечества он рекомендовал развивать взаимный кредит, а также создать систему краткосрочного кредита. Известен один очень интересный факт: Посошков предлагал русскому государю самопроизвольно определять стоимость денег. Эта неверная теоретическая посылка послужила оправданием выпуска Петром I неполноценных монет в качестве одного из источников пополнения государственной казны, хотя сам Посошков и не являлся сторонником порчи монет.
Интересные идеи, касающиеся финансовых вопросов, высказал автор первой русской истории и географии, управляющий казенными заводами на Урале (1734—1737) В.Н. Татищев. Его идеи сводились к тому, что основным источником доходов должна быть внешняя торговля, при паритете более выгодного государству вывоза продуктов обрабатывающей промышленности по сравнению с вывозом сырья. Для этого он предлагал установить высокие пошлины на экспортируемое сырье, а также учредить банк для предоставления купечеству кредита
В целом следует отметить, что в XVIII в. развитие финансовой науки происходило в условиях усиления абсолютизма, расширения границ крепостного феодального землевладения, усиления давления на натуральное хозяйство нарождающихся капиталистических отношений и государственной финансовой политики установления денежной подушной подати. Огромные расходы на военные нужды, содержание двора и чиновников, а также экономическая поддержка дворянского сословия поставили Россию в тяжелое финансовое положение, которое усугублялось большой зависимостью экспорта от состояния европейского рынка. Все это породило многочисленные финансовые проекты.
Одним из первых таких проектов в послепетровское время стал проект генерал-прокурора Сената П.И. Ягужинского. Критикуя фискальную политику правительства, приводящую к многочисленным социально-политическим конфликтам и сопротивлению сборщикам налогов, Ягужинский предлагал уменьшить бремя подушного налога и принять меры по сокращению государственных расходов (в большей степени военных). Он ратовал за развитие дворянского хозяйства, укрепление внешней торговли на основе пересмотра таможенных пошлин в сторону их снижения. Основные идеи и предложения Ягужинского были внедрены правительством.
Большое влияние на развитие финансовой теории и практики в России оказал граф П.И. Шувалов, который в 1740—1750 гг. подал правительству более 20 проектов, в том числе по финансам. Главные его идеи заключаются в следующем.
- Считая труд крестьян основным источником богатства общества и государства, он предлагал отменить многообразные мелкие сборы и повинности, упорядочив процесс взимания подушной подати.
- Для экономической поддержки крестьян (основных налогоплательщиков) в неурожайные годы Шувалов предлагал снижать налоги и не взыскивать недоимок за прошедшие неурожайные годы.
- Граф считал необходимым переориентировать налоговую систему с прямых на косвенные налоги, в частности увеличить обложение соли, установить единую цену на вино (специфическую ставку акциза), повысив ее до 50 коп. за ведро, и снизить на этой основе ставки подушного налога.
- В целях защиты национального рынка он предполагал отменить все внутренние пошлины и увеличить пошлины на ввоз и вывоз товаров.
- В области пополнения доходов государственной казны граф Шувалов стоял за политику широкого использования монетной регалии (например, предлагал чеканить с пуда меди не 16, а 32 руб.), но выступал против использования для этих целей лотерей и займов. Средства монетной регалии предназначались, в частности, для создания государственного банка (открыт в 1757 г.), который предоставлял бы кредиты дворянам и купцам из расчета 6% годовых и с обязательным возвращением половины ссуды с процентами по ним серебряными монетами вместо выдаваемых в качестве ссуды медных монет.
Во второй половине XVIII в. появляются работы по теории финансов. Одной из таких работ явилось сочинение А.Я. Поленова «О крепостном состоянии крестьян в России», премированное в 1766 г. Вольным экономическим обществом. Автор впервые применил термин «налог», заменяющий термины «подать», «повинность», и доказал необходимость имущественного страхования. Ко всему прочему он дал критический анализ действующей российской налоговой системы.
Другим видным русским ученым, занимавшимся разработкой теории финансов, был С.В. Десницкий. Круг его исследований был весьма широк: организация и развитие мануфактурной промышленности, сельского хозяйства, торговли и кредита, выпуск денег, сбор налогов, государственный бюджет. Десницкий ввел в российский обиход термины «кредит», «финансы» и «бюджет». В своем проекте совершенствования финансовой политики и финансового законодательства «О узаконении финанском» он предупреждал, что «в финанских обращениях малейшая иногда ошибка может великие приключить убытки государю и бедствие народу»1.
Первые крупные теоретические исследования в области финансов в России появляются в XIX в. В 1810 г. в связи с усиливающимся дефицитом бюджета Государственный Совет утвердил правила расходования государственных средств, подготовленные министром финансов графом М.М. Сперанским. Документ, названный им «План финансов». Многие идеи и положения «Плана финансов» М.М. Сперанского существенно повлияли на последующее развитие финансовой теории и практики в России, не потеряв своего значения и поныне. Его по праву можно считать одним из наиболее выдающихся разработчиков теории бюджета. Однако идеи Сперанского стали внедряться в России лишь в 80-х гг. XIX в.
В 1818 г. выходит в свет работа декабриста Н.И. Тургенева «Опыт теории налогов», где правильно проводится непосредственная связь налогов с государством как необходимого условия существования последнего. Уничтожение налогов, по мнению автора, означало бы уничтожение самого государства и общества. По существу, это первый в России труд по теории налогообложения, ставший классикой в науке о налогах.
Другим крупнейшим экономистом начала XIX в. был известный государственный деятель Н.С. Мордвинов. В своей работе «Рассуждения о пользах, могущих последовать от учреждения частных по губерниям банков» (1813) он уделяет большое внимание обеспечению устойчивости государственных доходов и налогам, обосновывая необходимость изъятия с их помощью части богатства общества на общегосударственные нужды
Важнейшей особенностью финансовой науки в России явилось то, что она формировалась на национальной почве, не копируя зарубежный опыт, а критически анализируя его и строя свои выводы и рекомендации с учетом специфики российской государственности и экономики. Особенности становления и развития российского общества и государства обусловили и особенности формирования его финансовой системы.
Таким образом, можно выделить следующие основные закономерности и особенности развития финансов и финансовой науки в России в период феодализма:
1) национальная самобытность в силу относительной оторванности российского хозяйства от европейских рынков;
2) преемственность общемировых тенденций и опыта, адаптация всего самого ценного к российской специфике;
3) становление российской теории финансов, отличной от западноевропейской и послужившей основой для формирования в дальнейшем самобытной финансовой школы.
Конец XIX — начало XX в. характеризуются крупными экономическими преобразованиями: реформа И.А. Вышнеградского — С.Ю. Витте и аграрная реформа П.А. Столыпина. В результате была достигнута экономическая стабильность в целом, произошло укрепление денежно-финансовой системы России, суммарный бюджет (обыкновенный и чрезвычайный) стал сводиться с превышением доходов над расходами1
После Октябрьского переворота 1917 г. произошла смена общественно-политического устройства России. Несмотря на это, в первые годы Советской власти и в период НЭПа финансовую науку отличало многообразие идей и методологических подходов. Уже в 1919 г. выходит работа Я.Н. Таргулова «Финансовая наука», в которой он делает вывод о том, что «финансовая наука изучает государственное хозяйство, взятое в целом, рассматривает его доходы, способы их получения и форму их получения»2.
Основоположниками теории советских (социалистических) финансов были В.П. Дьяченко и A.M. Александров. Ими заложены основы сущности финансов, их системы и функций. Родоначальником финансов отраслей народного хозяйства — особой отрасли социалистической финансовой науки — был A.M. Бирман. В отличие от российской (дореволюционной) финансовой школы советские ученые-финансисты в подавляющем большинстве распространяли сферу финансов и на уровень предприятий, выделяя два звена системы финансов: государственные финансы и финансы предприятий (отраслей).
Экономическое содержание финансов
По сей день в научных кругах и среди практиков отсутствует единство в понимании сущности финансов и сферы распространения финансовых отношений. Российская наука не может пока доступно и бесспорно объяснить, где проходит четкая граница, отделяющая финансы от денег, где начинается и заканчивается действие финансов в системе денежных отношений, в чем конкретно заключается принципиальное отличие денег и финансов в современной экономике, и ответить на другие теоретические вопросы.
По вопросам экономической сущности финансов и состава финансовых отношений, определяющих внутреннее содержание данной категории, обычно выделяют две теории:
распределительную и воспроизводительную.
Сторонники распределительной концепции (Л.А. Дробозина, В.М. Родионова, Н.Г. Сычев, В.Г. Чантладзе и др.) утверждают, что финансовые отношения возникают только на одной стадии воспроизводственного процесса - стадии распределения и перераспределения стоимости общественного продукта.
Представители воспроизводственной теории (Д.А. Аллахвердян, П.С. Никольский, В.К. Сенчагов и др.) рассматривают финансы как воспроизводственную, а не только как распределительную категорию, включая в состав финансов большую часть денежных отношений, возникающих на всех стадиях воспроизводственного процесса, включая обмен4.
Сторонники распределительной концепции обвиняют «воспроиз-водственников» в неоправданном расширении сферы действия финансов. Представители же воспроизводственной концепции считают, что распределительная теория в какой-то мере применима лишь к государственным финансам, но неприменима к финансам предприятий, функционирующим на всех стадиях сферы материального производства.
«Распределительная теория, — писал Д.С. Моляков, — основана на ошибочном толковании первичности и вторичности таких основополагающих категорий, как деньги и финансы»1.
Противоречия между распределительной и воспроизводственной теориями финансов попытался разрешить Э.А. Вознесенский, который создал теорию, не относящуюся ни к распределительной, ни к воспроизводственной концепции2.
Вознесенский обосновал сущность финансов как экономической категории, выделяя такие ее содержательные и отличительные признаки, как перераспределительный и фондовый характер соответствующей части денежных отношений, объективных по содержанию и императивных (государственно-властных) по форме:
■ финансы обслуживают систему исключительно денежных отношений (натуральные отношения выпадают из их сферы);
■ финансы опосредуют только процесс перераспределения различных частей стоимости уже распределенного валового общественного продукта (точнее, национального дохода);
■ финансы непосредственно обусловлены существованием государства, что придает им императивную (государственно-властную) форму;
■ финансы опосредуют отношения, связанные с формированием и использованием централизованных (общегосударственных) и децентрализованных (на уровне предприятий и отраслей) фондов денежных средств3.
В 1990-х гг. положение о фондовом характере финансовых отношений было принято большинством российских экономистов в качестве важнейшего отличительного признака финансов от образующих их денежных отношений, денег и других стоимостных нефинансовых категорий (цена, амортизация, заработная плата и т.д.).
В последние годы, понимая противоречивость ограничения сферы распространения финансов в условиях рыночной экономики императивной формой и фондовым характером денежных отношений, ученые-экономисты дают трактовки сущности финансов, расширяющие сферу их действия.
1. Так, М.В. Романовский и О.В. Врублёвская считают, что «финансы в широком смысле слова — это совокупность денежных (стоимостных) отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов, движением капитала в процессе создания и перераспределения валового внутреннего продукта»3.
2. Коллектив авторов под руководством А.Г. Грязновой и Е.В. Маркиной определяет финансы как «совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач»1. Авторы, не ограничивая финансовые отношения процессами фондообразования и фондоиспользования, выводят из сферы финансов кредитные ресурсы, денежные доходы и расходы домашних хозяйств, страхование и некоторые другие денежные отношения.
3. Заслуживает внимания в теоретическом и практическом плане трактовка сущности финансов В.К. Сенчагова, который еще в советские времена непосредственно связывал финансовые ресурсы с содержанием категории финансов. В его понимании «финансы общества представляют собой совокупность производственных отношений, складывающихся в денежной форме в процессе... создания, распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и образования на этой основе финансовых ресурсов, которые распределяются между государством, отдельными звеньями общественного производства и населением с целью обеспечения расширенного... воспроизводства, удовлетворения материальных и культурных потребностей трудящихся, содержания органов государственного управления и укрепления обороноспособности страны»2. Такой подход к сущности финансов, согласно которому «объектом финансовых отношений является образование и распределение финансовых ресурсов на стадиях создания, распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода»3, более соответствует реалиям современной рыночной экономики.
Необходимость переосмысления традиционных подходов к пониманию сущности финансов назрела давно. Мировая рыночная экономика претерпела существенные, глобальные изменения.
В основе финансов лежат денежные отношения. В натуральном хозяйстве, где произведенный продукт обменивается и распределяется в натуральной форме, не возникает финансовых отношений.
Категории финансов и денег соотносятся между собой как форма и содержание, но как объективная реальность и финансовые, и денежные отношения находят свое материальное воплощение в едином способе экономического бытия — в движении финансовых ресурсов.
К настоящему времени произошло настолько тесное сращивание денег и финансов, что отделить чисто финансовые отношения от денежных можно, лишь используя метод глубокой абстракции, полностью оторванной от жизни, а в реальной действительности сделать это абсолютно не возможно.
Таким образом, как экономическая категория финансы занимают определенную нишу в системе экономических отношений. С этих позиций финансы опосредуют всю совокупность денежных отношений, возникающих в процессе движения финансовых ресурсов (денежных средств) в публично-правовой и частноправовой формах, образования и использования на этой основе публичных и частнохозяйственных доходов в результате приведения в действие финансовых инструментов и механизмов.
Финансы — это многогранное экономическое явление. Их сущность проявляется также в функциональном предназначении категории финансов, особенностях элементов, составляющих систему финансов, разнообразии видового состава финансовых ресурсов в экономике и роли финансов в экономической системе. Все эти и другие теоретические вопросы будут рассмотрены в данной и последующих главах учебника
Функции финансов
Сущность финансов проявляется в их функциях. Функции эко-номической категории отражают наиболее существенные стороны ее бытия, определяют специализацию явления в системе общественных отношений, экономическую мотивацию и результаты практического применения категории. Иначе говоря, функции финансов должны в полной мере характеризовать их общественное предназначение, присущее только данному экономическому явлению.
Вопрос о функциях финансов до сих пор остается дискуссионным. Из всего разнообразия подходов к его решению отечественными экономистами можно выделить два основных.
Сторонники первого подхода наделяют финансы распределительной , контрольной и регулирующей функцией1,
сторонники второго подхода — функциями образования фондов денежных средств, использования фондов денежных средств и контрольной2.Иногда выделяют еще и воспроизводственную функцию финансов или, наоборот, исключают их контрольную функцию.
Наиболее распространенным является первый подход.
Распределительная функция позволяет:
-создавать целевые фонды денежных средств на уровне государства, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и населения;
- осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также перераспределение между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами;
- создать резервы на уровне государства, хозяйствующего субъекта и домашних хозяйств.
Контрольная функция финансов непосредственно вытекает из первой функции. В процессе движения финансовых ресурсов, образования и использования денежных доходов появляется возможность оценить состояние финансов в экономике и ее субъектов, отслеживать и проверять финансовые потоки на предмет эффективности и законности, принимать меры к устранению слабых мест и проблем, применять штрафные и иные финансовые санкции к нарушителям финансовой дисциплины и осуществлять другие контрольные действия. На практике эта функция реализуется в системе финансового контроля. Она включает государственный и частнохозяйственный финансовый контроль. Существуют различные формы, виды и методы финансового контроля: внешний и внутренний контроль; оперативный и текущий, последующий и предварительный контроль; бюджетный, налоговый и ведомственный контроль; проверки, ревизии, аудит, мониторинг и т.д. Финансовый контроль осуществляется специальными государственными органами, подразделениями организации или должностными лицами, уполномоченными осуществлять контрольные процедуры по проверке законности и эффективности формирования доходов и осуществления расходов, выявлению финансово-хозяйственных нарушений и причин отклонений от заданных экономических и финансовых параметров с целью принятия мер по их устранению и поиска резервов.
Регулирующая функция проявляется на уровне государства, предприятия и домашних хозяйств. Распределительная функция финансов осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм и правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный процесс и поэтому выделяют регулирующую функцию финансов.
1.4. Система финансов: понятие и общая характеристика
Общая структура системы финансов неоднородна по своему составу. Она включает обособленные группы финансовых отношений, различающиеся правовой формой и качественным составом финансовых ресурсов. Однако это не нарушает единства системы финансов, так как в ее основе лежат общие для всех ее элементов денежные отношения и процессы движения финансовых ресурсов, образования и использования доходов в экономике.
Поскольку эти процессы осуществляются в публично-правовой и частноправовой формах, постольку общая система финансов делится на две большие сферы (отрасли):
1) публичные (государственные и муниципальные) финансы;
2) частнохозяйственные финансы (финансы организаций и домашних хозяйств).
Объединяющим началом, первичной основой системы финансов выступает денежная система страны, которая представляет собой организуемую государством систему обращения денег (первичных финансовых ресурсов и инструментов).