III. Личные неимущественные права юридических лиц

Личные неимущественные права юридических лиц

           
  III. Личные неимущественные права юридических лиц - student2.ru   III. Личные неимущественные права юридических лиц - student2.ru   III. Личные неимущественные права юридических лиц - student2.ru


права самого юридического лица права на продукцию товаропроизводителя деловая репутация
наименование (это средство индиви-дуализации юриди-ческого лица). п.п. 1,3,4 ст. 54 ГК РФ · товарный знак; · знак обслуживания (это средства инди-видуализации выпус-каемой юридическим лицом продукции или выполняемых юриди-ческим лицом услуг). гражданское законо-дательство предус-матривает защиту деловой репутации юридического лица. ст. 152 ГК РФ

Наименование.

Оно должно включать (п. 1 ст. 54 ГК РФ):

· указание на его организационно-правовую форму (ЗАО, ОАО, ООО, ПК и т.д.);

· наименование некоммерческих организаций и унитарных предприятий (в предусмотренных законом случаях и других юридических лиц, например, инвестиционных фондов) обязано содержать указание на род их деятельности (может быть выражено словами: «завод», «торговое», «научное», «мастерская», «колледж», «агентство» и т.д. (например: жилищно-строительный кооператив и др.).

Наименование юридического лица должно указываться в его учредительных документах (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Наименование юридического лица должно отличаться от наименований других юридических лиц. При этом совпадающими считаются наименования, если юридические лица, обладающие ими, имеют одинаковую организационно-правовую форму (т. е., если ООО и АО имеют одно и то же краткое наименование «Меркурий», их наименования не будут считаться совпадающими).

Наименование

       
  III. Личные неимущественные права юридических лиц - student2.ru   III. Личные неимущественные права юридических лиц - student2.ru


Обычное     Например: Союз журналистов, педагогическое училище Фирменное (фирма)   Отличается от обычного тем, что подлежит государственной регист-рации (специальная процедура еще не разработана и регистрация юридического лица означает одновременную регистрацию фирмен-ного наименования – подп. а п. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001) после чего его обладатель приобретает исключительное право его использования.

Фирменные наименования обязаны иметь коммерческие организации (п. 4 ст. 54 ГК РФ). Для прочих юридических лиц эта обязанность действующим законодательством не предусмотрена. Таким образом, фирма - это наименование коммерческой организации. Право на фирменное наименование неотчуждаемо, и может отчуждаться только вместе с юридическим лицом.

Лицо, использующее чужое Фирменное наименование по требованию его обладателя обязано прекратить его использование и возместить убытки.

Юридическое лицо наряду с полным наименованием может иметь также сокращенное (например: «Менатеп» - Межбанковское объединение содействия научно-техническому прогрессу). Наименование может быть также цифровым (например, завод № 117, школа № 5 и т. п.).

К фирменным наименованиям отдельных организационно-правовых форм закон предъявляет особые требования:

· фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей либо имя (наименование) хотя бы одного полного товарища с добавлением слов «и компания» (например: Товарищество на вере «Иванов и Ко») (п. 4 ст. 82 ГК РФ);

· фирменное наименование унитарного предприятия и учреждения должно содержать указание на собственника его имущества (например, Московское производственное швейное объединение «Салют»; частный музей самоваров) (п. 3 ст. 113 ГК РФ);

и т. д.

При выборе фирменного наименования следует обратить внимание на:

· использование в нем названий республик, городов, исторических памятников и т. п., что требует специального разрешения и уплаты сбора;

· благозвучность на русском языке и распространенных иностранных языках (нейтральное слово одного языка может звучать как нецензурное на другом);

· количество знаков в наименовании (оно не должно состоять более чем из 180 знаков, включая пробелы, так как в противном случае возникают проблемы с его автоматической обработкой при регистрации);

· использование словосочетаний или аббревиатур, которые являются общеизвестными или могут ввести в заблуждение предпринимателей или потребителей («Somsung», «Панасоникъ» и т. п.).

Некоторыми наименованиями могут пользоваться только соответствующие юридические лица. Так, ст. 5 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20.02.92 (в ред. ФЗ от 19.06.95) предусматривает, что юридическое лицо, не отвечающее требованиям, предъявляемым к биржам не вправе использовать в своем названии слово «биржа» или «товарная биржа». Статья 7 ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.90 (в ред. ФЗ от 31.07.98) установила, что термин «банк» может содержаться в фирменном наименовании лишь тех юридических лиц, которые имеют лицензию на право ведения банковской деятельности. Словосочетание «финансово-промышленная группа» может включать в фирменное название только такое юридическое лицо, которое выбрано участником группы в качестве представителя ее интересов после внесения в установленном порядке этого словосочетания в ее учредительные документы.

Товарный знак и знак обслуживания.

Права на товарный знак, знак обслуживания (как и фирменное наименование) относятся к объектам промышленной собственности (с точки зрения объектов гражданских правоотношений промышленная собственность относится к результатам интеллектуальной (творческой) деятельности и отношения по поводу них регулируются Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23.09.92).

Товарный знак - это обозначение, способное отличать товар (группу товаров) одного юридического лица от однородных товаров других юридических лиц.

Знак обслуживания - это обозначение, способное отличать услуги одного юридического лица от услуг других юридических лиц.

Они несут функции:

· отличительную (главная);

· рекламную;

· функцию гарантии качества.

Они могут быть словесными (сочетания букв, цифр; фамилия), изобразительными (рисунки, сочетания цветов), звуковыми, объемными (форма изделия, упаковка), комбинированными.

В товарном знаке (знаке обслуживания) может быть использовано фирменное наименование юридического лица - его владельца.

Товарный знак (знак обслуживания) не может содержать в качестве своих элементов государственную символику, официальные названия, а также описания товарных свойств изделий.

Товарный знак и знак обслуживания регистрируются Патентным ведомством, вносятся им в Государственный Реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ, публикуются в официальном бюллетене Патентного ведомства и заявитель получает (после уплаты пошлины) свидетельство на товарный знак или знак обслуживания.

Право использования товарного знака (знака обслуживания) - срочное - 10 лет со дня поступления заявки в Патентное ведомство (этот срок может быть продлен каждый раз на 10 лет).

Лицо, использующее чужой товарный знак (знак обслуживания) по требованию его обладателя обязано прекратить его использование и возместить обладателю причиненные убытки.

В отличие от фирменного наименования, которое неотчуждаемо, товарные знаки (знаки обслуживания) могут быть переданы другому юридическому лицу по лицензионному договору, но лишь при условии обеспечения лицом, которому выдана лицензия, качества товаров и услуг не ниже качества товаров и услуг обладателя права на товарный знак (знак обслуживания).

Товарный знак, как правило, не содержит информации о виде, качестве, свойствах самого товара (а если она и предусматривается, то не пользуется правовой охраной). Данные сведения на товар образуют производственную марку - словесный (описательный) способ индивидуализации товара. Она в обязательном порядке помещается на товаре и включает в себя фирму, адрес юридического лица, название товара, ссылку на стандарты, перечень потребительских свойств и т.д. Она применяется юридическим лицом без специальной регистрации и не пользуется правовой защитой.

Наименование места происхождения товара - это название страны, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно (или главным образом) определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами (например: вологодское масло, дымковская игрушка, оренбургский платок). Юридическое лицо, изготавливая такую продукцию, может зарегистрировать место происхождения товара, но данное право не является исключительным и может использоваться любым юридическим лицом, производящим аналогичный товар в той же местности. Это право бессрочно и не может передаваться по лицензии другим лицам.

Наши рекомендации