Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

В настоящее время сформировалась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Первый (законодательный) уровень - Федеральные законы, постановления правительства, указы Президента. Такие законы как “О бухгалтерском учете”, “Об акционерных обществах” и др., возлагают общее методическое руководство на Правительство РФ, кроме того, право регулировать бухгалтерский учет предоставлено Центральному Банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Департаменту по надзору за страховой деятельностью Минфина РФ.

Второй (нормативный) уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принципы и основные правила бухгалтерского учета. Это утвержденные Минфином РФ Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1/98), «Учет договоров на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/95), «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96), «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 7/98), «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ8/98) и др.

Третий (методологический) - инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти. К документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические указания по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов на предприятиях.

Четвертый уровень - организационно-распорядительные документы, формирующие учетную политику предприятия, которые разрабатываются самим предприятием. Это приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов и операций.

4. ФЗ РФ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Сравнение с предыдущей редакцией (1996 г.)

1.Изменено понятие бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет – это формирование документированной систематизированной информации об объектах учета, в соответствии с требованиями данного закона, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2.Уточнены объекты бухгалтерского учета

Факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами

3.Расширен перечень лиц, на которых распространяется действие закона о бухгалтерском учете:

Помимо организаций, филиалов, предпринимателей и адвокатов данный закон обязаны соблюдать: государственные органы; органы местного самоуправления;

органы управления государственных и территориальных внебюджетных фондов;

ЦБ РФ.

4.Исключена норма о том, что компании, применяющие УСН, могут не вести бухгалтерский учет

Предусмотрены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.

5.Введено понятие «международные стандарты»

Международные стандарты – это стандарты бухгалтерского учета, применение которых является обычаем в международном деловом обороте, независимо от конкретного наименования такого стандарта.

6.Разъяснен порядок ведения бухгалтерского учета.

Руководитель организации обязан возложить ведение учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера.

Руководителю субъекта малого и среднего предпринимательства можно принять ведение бухучета на себя.

7.Определены требования к главным бухгалтерам ОАО, страховых организаций, НПФ, акционерных инвестиционных фондов и прочих компаний, работающих с ценными бумагами.

Главбух должен: иметь высшее профессиональное образование; иметь стаж работы бухгалтером или аудитором не менее 3 лет из последних 5 (а если нет высшего профобразования, то не менее 5 лет из последних 7); не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

А юридическое лицо, с которым компания заключает договор по ведению бухгалтерского учета, должно иметь не менее одного работника, отвечающего вышеуказанным требованиям.

8.Скорректирован порядок действий при разногласиях между руководителями главбухом.

При возникновении разногласий главбух выполняет требования руководителя только по его письменному распоряжению. Именно в этом случае руководитель несет ответственность единолично.

9.Отменено обязательное применение унифицированных форм первичных документов.

Формы первичных документов утверждаются руководителем организации. Их соответствие утвержденным унифицированным формам не требуется.

При этом необходимо, чтобы первичный документ содержал перечень обязательных реквизитов.

Кроме того, теперь первичка может быть составлена не только на бумажном носителе, но и (или) в виде электронного документа, подписанного ЭЦП

10.Введены обязательные реквизиты бухгалтерских регистров.

Формы бухгалтерских регистров утверждает руководитель. Они должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование регистра;

название организации; даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который он составлен; хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета; величина денежного измерения объектов учета с указанием единицы измерения; наименование должностей лиц, ответственных за ведение регистра; подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих граждан.

11. Исключены положения о сроках представления годовой и квартальной отчетности.

Сроки сдачи в инспекцию годовой и квартальной отчетности не установлены.

Закреплена обязанность предоставить один экземпляр годовой бухгалтерской отчетности в орган государственной статистики не позднее 3 месяцев с окончания года.

Прописаны особенности бухгалтерской отчетности при реорганизации ликвидации юридического лица.

Базовые принципы (допущения) бухгалтерского учета, основные принципы (требования) в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (в ред. от 24.12.2010 г.)

1)Допущение имущественной обособленности при ведении бухгалтерского учета

означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. Для нашей страны это допущение представляется особенно важным, так как во многих организациях их имущество находится в личном пользовании учредителей, участников или работников. Кроме того, в соответствии с данным допущением имущество организации, принадлежащее ей на правах собственности, отражается на балансовых синтетических счетах. Стоимость имущества, находящегося во владении организации, но не принадлежащего ей на правах собственности, учитывается при ведении бухгалтерского учета на забалансовых счетах (001 «Арендованные основные средства», 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», 003 «Материалы, принятые в переработку», 004 «Товары, принятые на комиссию», 005 «Оборудование, принятое для монтажа»).

2)Допущение непрерывности деятельности организации при ведении бухгалтерского учетаозначает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если же указанные намерения у организации имеются, она обязана объявить об этом в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год. Указанное допущение при ведении бухгалтерского учета обязательно должно использоваться в аудиторской практике, и аудитор обязан информировать пользователей бухгалтерской отчетности о возможной ликвидации организации или сокращении деятельности.

3)Допущение последовательности применения учетной политики при ведении бухгалтерского учетаозначает, что выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Изменение учетной политики возможно в случае изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета и существенного изменения условий деятельности.

4) Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности при ведении бухгалтерского учетаозначает, что они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Например, начисленная работникам организации оплата труда относится на издержки производства или обращения того периода, в котором она начислена, независимо от фактического времени выплаты начисленной суммы работникам. В международной бухгалтерской практике допущению временной определенности фактов хозяйственной деятельности соответствует основополагающий «принцип начисления».

5)Требования к ведению бухгалтерского учета

Формируемая организациями учетная политика должна соответствовать требованиям полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

6)Требование полноты ведения бухгалтерского учета

означает необходимость отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности.

7)Требование своевременности ведения бухгалтерского учета

означает необходимость своевременного отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности фактов хозяйственной деятельности.

8)Требование осмотрительности ведения бухгалтерского учета

означает большую готовность к учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская скрытых резервов). В западной практике одним из конкретных проявлений данного требования является так называемый асимметричный учет прибылей и убытков, т.е. прибыль отражается в учете только после совершения хозяйственных операций, а убыток может отражаться с момента возникновения предположения о его возможности. Для покрытия таких убытков предусматривается создание специальных резервов, например резервов по сомнительным долгам. В отечественной практике тоже предусмотрено образование резервов по сомнительным долгам, они могут создаваться в течение финансового года (ежеквартально) на основе проведенной инвентаризации не погашенной в установленный срок дебиторской задолженности. В западной практике указанные резервы можно создавать в момент образования сомнительной задолженности. Принципиальное отличие порядка формирования резервов сомнительных долгов в отечественной и зарубежной учетной практике позволяет сделать вывод о том, что требование осторожности не используется в полной мере в нашей учетной практике. В настоящее время требование осмотрительности в отечественной практике нужно использовать осторожно, поскольку и без этого требования многие организации стремятся увеличить расходы с целью уменьшения в отчетности прибыли и соответственно налога на прибыль. С переходом к реальным рыночным отношениям, когда организации будут заинтересованы иметь в отчетности высокую рентабельность (обеспечивающую возможность получения кредитов, нормальные экономические отношения с другими организациями, выплату высоких дивидендов по акциям и продажу их по высоким ценам и т.п.), требование осторожности будет действовать в полной мере.

7) Требование приоритета содержания перед формой ведения бухгалтерского учета означает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования. Например, сам по себе факт выдачи руководителям организации крупных сумм ссуд не является незаконным. Однако если выдача этих сумм осуществляется в период неустойчивого финансового состояния организации, особенно при задержке выплат начисленной оплаты труда из-за отсутствия денежных средств, то данную хозяйственную операцию следует признать неправомерной.

8)Требование непротиворечивости ведения бухгалтерского учета

обусловливает необходимость тождества данных аналитического учета с оборотом и остатком по синтетическим счетам на 1-е число каждого месяца, показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетности на начало и конец периода. Требование рациональности означает необходимость рационального и экономного ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Кратко:

1)Допущение имущественной обособленности при ведении бухгалтерского учета

2)Допущение непрерывности деятельности организации при ведении

бухгалтерского учета

3)Допущение последовательности применения учетной политики при ведении бухгалтерского учета

4) Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности при ведении бухгалтерского учета

5)Требования к ведению бухгалтерского учета

6)Требование полноты ведения бухгалтерского учета

7)Требование своевременности ведения бухгалтерского учета

8)Требование осмотрительности ведения бухгалтерского учета

7) Требование приоритета содержания перед формой ведения бухгалтерского учета

8)Требование непротиворечивости ведения бухгалтерского учета

Наши рекомендации