Функции управленческого учета
Функции, выполняемые управленческим учетом, зависят от функций управления.
1) Планирование – центральный элемент управления. Руководство организации устанавливает цели на перспективу и определяет приоритетность решаемых задач для их достижения. Цели и задачи организации закрепляются в бизнес-плане. В оперативном планировании они разбиваются на части по всей структуре управления организацией, соответственно распределяется и ответственность. Каждый менеджер отвечает за достижение цели, вносит вклад в решение общих задач организации, а система управленческого учета обеспечивает необходимую информацию для планирования и нормирования, для контроля выполнения плана.
Управленческий учет персонифицирован по всей структуре. Поскольку каждый менеджер руководит частью организации, то на своем уровне он принимает творческое участие в составлении планов, бюджетов, смет. В процессе планирования обеспечивается координация усилий всех менеджеров предприятия для достижения общей цели.
2) Организация внутреннего управления. Каждый менеджер в соответствии со своей частью плана знает о том, что от него ожидают. Вместе со своим руководителем он определяет график и последовательность решения поставленных задач, следит за их выполнением. Организация выполнения плановых задач основана на самоконтроле и отчете перед непосредственным руководителем. Управленческий учет обеспечивает обмен информацией между различными звеньями управления, который позволяет контролировать последовательность выполнения задач, уточнять график выполнения, принимать необходимые организационные, оперативные меры.
3) Учет и контроль обеспечивают функцию обратной связи в системе управления организацией. Учет является системообразующим элементом управленческого учета.
Управленческий учет отражает фактическую информацию о выполнении планов, бюджетов и смет. Как правило, это постоянно повторяющийся учет однородных массовых операций. Его ведут на счетах бухгалтерского учета. Однако многие данные в системе управленческого учета не носят массового характера, они индивидуальны и их фиксируют оперативно без отражения на счетах.
Для принятия большинства решений данные внутреннего контроля необходимо дополнять информацией из внешних источников (например, данными об исследовании рынка, о технологических системах: данными, характеризующими персонал и т.д.), поэтому управленческий учет отличается от финансового учета разнообразием источников информации и методов ее обработки.
4) Стимулирование. Эта функция управления теснейшим образом связана с системой управленческого учета. Именно стимулирование приводит в действие систему и постоянно поддерживает в ней необходимое равновесие. Управленческий учет меняет схему компенсации за труд менеджеров всех уровней. Он позволяет устанавливать оплату труда, премирование в зависимости от успехов каждого менеджера. Управленческий учет содержит полноценную информацию для оценки работы менеджеров и ее справедливой оплаты.
5) Самооценка и оценка менеджеров и персонала возможна на основе информации управленческого учета и строится на сравнении результатов с поставленными задачами, на точном знании того, что нужно сделать и что сделано. Каждый менеджер сам может сопоставить свои результаты с достижениями других.
Наличие информации о результатах работы отдельных менеджеров позволяет организовывать их подготовку, переподготовку, повышение квалификации. Обучать менеджеров нужно исходя из объективной информации о результатах, характеризующих сильные и слабые стороны каждого менеджера. Причем обучать менеджеров необходимо профессионально, так, чтобы результаты их работы были выше и только тех, кто действительно способен повысить свою квалификацию и сделать управление лучше.
6) Координация и обмен информацией. Управленческий учет как информационная система используется в качестве координирующего механизма в работе менеджеров всех уровней, содействует координации через планирование всех задач сверху донизу и обмену информацией между звеньями системы управления. При выполнении общих задач руководители подразделений вынуждены согласовывать свои действия друг с другом. В системе управленческого учета существует три формы обмена информацией:
1) информация о задачах поставленных менеджерам и информация от менеджеров вышестоящему руководителю о выполнении задач;
2) периодическое составление отчетных сводок и обзоров, характеризующих общее состояние выполнения планов;
3) неформальное обсуждение состояния дел и хода выполнения поставленных задач.
Специалист по управленческому учету выполняет следующие обязанности:
– координирует цели и планы подразделений и организации в целом;
– содействует руководству в достижении поставленных целей;
– организует работу по созданию и ведению системы управленческого учета;
– осуществляет бесперебойное планирование и контроль экономических результатов деятельности организации;
– обеспечивает прозрачность в отношении затрат и результатов по организации в целом, а также по отдельным подразделениям и видам продукции;
– создает методическую и инструментальную базу по управлению рентабельностью и ликвидностью организации;
– разрабатывает материалы для принятия управленческих решений и представляет их руководству организации;
– консультирует руководителей по вопросам выбора наиболее эффективных вариантов действий, оказывает помощь в управлении затратами и результатами.
Особая роль предполагает наделение специалистов по управленческому учету определенными специфическими правами:
– доступом ко всей информации, в т. ч. конфиденциального характера;
– правом подготовки своего особого мнения с аналитически обоснованными оговорками;
– правом отсрочки принятия решения с целью профессиональной его подготовки;
– и т.д.
Поскольку специалист по управленческому учету имеет широкий спектр обязанностей и специальные права, при назначении на данную должность ему предъявляются достаточно высокие требования по теоретической подготовке и практическим навыкам в области управленческого учета.