Некоммерческие организации и их органы управления
Основы создания и деятельности некоммерческих организаций устанавливаются Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», который статьей 2 определяет, что «…некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками». Далее этим законом уточняется, что такие организации «…могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ»[8].
В АПК к некоммерческим организациям относятся: научные, консультационные, обучающие и им подобные организации, а также аграрные союзы и ассоциации и общественные организации жителей сельской местности.
В позиций права некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.
Тем самым предполагается, что некоммерческого предпринимательства не бывает.
Некоммерческие организации, как уже отмечалось, имеют право заниматься предпринимательской деятельностью, но при этом полученная прибыль после уплаты налогов в установленном порядке может направляться только на выполнение и развитие уставной деятельности.
Этими основными положениями во многом определяются высшие органы управления некоммерческой организацией, состав и особенности реализации полномочий которыми зависят от направлений деятельности и от конкретной организационно-правовой формы.
Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Порядок их создания и деятельности регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». В этом законе также отражено, что общественные объединения могут создаваться в форме: общественной организации, общественного движения, общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности или политической партии. В большинстве своем предусматривается оформление устава и формирование коллегиального органа управления от имени высшего руководящего органа – съезда (конференции) или общего собрания организации. Поскольку эти организации не входят в систему АПК, более подробно рассматривать их деятельность и организацию управления не целесообразно.
Фонд. Фондом «…признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели».
Имущество является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Фонд использует имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан.
Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
«…3. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.
Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.
Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями»[9].
На основании этих положений, как правило, создаются фонды поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе сельского бизнеса. Необходимая их открытость обеспечивается законодательно обязанностью публикации отчетов об использовании принадлежащего фондам имущества.
Коллегиальный орган управления – Попечительский совет, собираемый не реже одного раза в год, обеспечивает решение всех стратегических вопросов деятельности фонда.
Также нередко создается оперативный коллегиальный орган управления – правление фонда, хотя фонд возглавляется не председателем правления, а директором, выбираемым Попечительским советом. Взаимоотношения директора и правления фонда четко определяются его уставом.
Однако, как показывает практика, эти отношения оказывается очень непростыми, особенно в условиях российской действительности. Нередко возникают очень тяжелые конфликты, порождаемые тем, что личные интересы отдельных лидеров из состава правления в отношении личных доходов и значимости в фонде оказываются преобладающими по сравнению с направленностью деятельности фонда. Особенно это ярко проявляется в случаях высокой значимости фонда и больших оборотов средств в нем.
Еще одной важной особенностью фонда является то, что он, в отличии от большинства организаций, может быть ликвидирован только по решению суда.
Потребительский кооператив.Эта правовая форма в настоящее время получила широкое распространение вместе с интенсивно создаваемыми на селе различными потребительскими кооперативами: снабженческо-сбытовыми, кредитными и т.п.
Согласно ГК РФ потребительским кооперативом признается «…добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
…Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.
…Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами»[10].
Указанными особенностями потребительского кооператива во многом определяется кроме высшего органа – собрания членов кооператива (собрание уполномоченных) в обязательном порядке создавать наблюдательный совет. В больших кооперативах законом также предусмотрено образование правления кооператива из числа его членов. Оперативное управление передается одному из членов состава правления – председателю кооператива.
Самостоятельным Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" определена деятельность сельскохозяйственного кооператива. Согласно положений этого закона сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается кооператив, «…созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами и (или) юридическими лицами) при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.
2. Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные страховые и иные кооперативы, созданные …для выполнения одного или нескольких из указанных … видов деятельности.
…Число членов кредитного кооператива не может быть менее чем 15 граждан и (или) 5 юридических лиц и более чем 2 тысячи граждан или 200 юридических лиц. Членами кредитного кооператива не могут быть государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также акционерные общества, акции которых находятся в государственной собственности».
При этом «…не менее 50 процентов объема работ (услуг), выполняемых обслуживающими, перерабатывающими, сбытовыми (торговыми), снабженческими, садоводческими, огородническими и животноводческими кооперативами, должно осуществляться для членов данных кооперативов»[11].
Управление этими кооперативами также строится, как и иными потребительскими кооперативами.
Во всем мире подобные кооперативы очень широко распространены, особенно в переработке сельхозпродукции. В Дании, например, подавляющая часть её перерабатывается в кооперативах и никогда не возникает проблем по поводу справедливой цены на сырье – её вообще не надо определять. По условиям деятельности кооператив является некоммерческой организацией и, как было отмечено выше, полученные доходы распределяются между его членами пропорционально объемам сырья, переданного ими на переработку!
ПРИМЕР: В Финляндии молочный кооператив «Валио» объединяет сотни фермеров и ведет переработку производимого ими молока на 28 предприятиях, в Швеции кооператив «Альфа-Ловаль» также объединяет сотни фермеров и имеет 32 перерабатывающих предприятия, а североамериканский молочный кооператив «Ленд-О-Лейкс» объединяет около 40 000 фермеров и перерабатывает, производимое ими молоко, на почти 800 предприятиях и цехах! |
Некоммерческое партнерство. Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на защиту законных интересов граждан и организаций, на разрешение споров и конфликтов, на оказание юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Органы управления некоммерческого партнерства типичны для некоммерческой организации и определяются общим собранием участников партнерства и отражаются в его уставе. Высшим должностным лицом в этой организации является директор.
Чаще всего некоммерческие партнерства создаются представителями бизнеса с участием местных администраций для решения проблем развития местных сообществ, совместного отстаивания общих интересов в выше стоящих уровнях управления социально-экономическим развитием территорий.
Для защиты профессиональных интересов аграрного бизнеса в мире наиболее распространенными организациями являются союзы и ассоциации.
Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Рассматриваемым законом предусмотрено, что «1. Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями…
3. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица…
5. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности членов этой ассоциации (союза) с включением слов "ассоциация" или "союз"»[12].
В организации этого типа также высшим органом управления является собрание членов (полномочных представителей) объединения, которое избирает директора. Все это отражается в уставе организации.
В последнее время значительное распространение получает автономная некоммерческая организация. Эта форма широко используется для создания консультационных служб и иных обслуживающих бизнес и общество организаций. Организаций, которые часто относятся к инфраструктуре АПК. Если их деятельность касается именно АПК.
Автономная некоммерческая организация.В соответствии с рассматриваемым законом такой организацией признается «…не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг...
Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.
Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.
Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами»[13].
Приведенные положения закона свидетельствуют о том, что высшим органом управления автономной некоммерческой организацией является собрание учредителей, а высшее должностное лицо – директор избирается (нанимается) этим собранием, что отражается в уставе организации. Законом не запрещено формирование правления организации, с которым нелегко разграничить полномочия директора.
Практика показывает, что нередко это делается в консультационных организациях, создаваемых с участием аграрных ассоциаций, научных и высших учебных учреждений и региональных органов управления. При этом в состав правления учредители вводят лиц, неработающих в самой организации – своих полномочных представителей, чтобы иметь свое влияние на неё. Однако тем самым они смешивают функции высшего органа управления с функциями исполнительного органа – директора. Правильно будет создание Совета, если учредителей много или необходимо перераспределить голоса в нем не в зависимости от вклада в уставный капитал, а в зависимости от того, чьё влияние важнее.
ПРИМЕР: В Латвии сельскохозяйственная консультационная и обучающая служба созданная в 1991 году Правительством Латвии в форме учреждения, в 1996 году была преобразована в некоммерческое ООО (аналог нашей автономной коммерческой организации) с участием науки и фермерской ассоциации. При этом вклад государства оценивается 99% уставного капитала и, соответственно, полноправным влиянием на её деятельность. Однако первым же собранием учредителей было определено создание Совета из представителей этих организаций. Голоса в нем от правительства были переданы: один фермерам и один представителям науки. Два оставлены за представителями Минсельхоза. К тому же в этом своеобразном высшем органе управления службой фермеры получили право блокировать решения большинства. Все это сыграло очень большую роль в дальнейшей её судьбе. С честью была предотвращена попытка ликвидации, предпринятая новым Министерством сельского хозяйства в этом же 1996 году. Тогда, спустя менее 5 лет со дня создания, служба еще не достигла требуемой эффективности своей деятельности, что и было основным аргументом нового руководства Минсельхоза в попытке ликвидации. Далее служба развилась и в настоящее время является одной из наиболее эффективных в новых странах ЕС. |
Наиболее распространенными некоммерческими организациями в АПК являются учреждения. В этой правовой форме действуют практически все государственные и муниципальные учебные заведения, большинство научных институтов, органы статистики и многие другие.
Некоммерческое учреждение.В соответствии с ГК РФ «…учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично...
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества»[14].
Поэтому уставом учреждения, утверждаемым его собственником, четко определяется, что директор учреждения нанимается (утверждается) собственником или уполномоченным органом (министерством, ведомством и т.п.). Этим же уставом определяются все права распоряжения имуществом учреждения, а законом еще и уточняется, что собственник обязан содержать учреждение.
При этом финансирование учреждения ведется за счет бюджета собственника согласно смете. Эту особенность нередко используют при решении вопроса выбора правовой формы вновь создаваемой консультационной службы. Надежное, но очень скромное финансирование кажется гарантом материального обеспечения службы. Однако соответствующая бюджетным канонам заработная плата не позволяет привлечь в службу квалифицированные кадры и это во многом решает дальнейшую мало приглядную её судьбу…