Некоммерческие организации. Некоммерческие организации — это организации, которые не ставят своей целью получение прибыли

Некоммерческие организации — это организации, которые не ставят своей целью получение прибыли. Это добровольные организации, ко­торые предоставляют товары и услуги, производство которых отно­сится обычно к обязанностям государства. Это так называемые «merit goods» — блага, потребление которых считается желательным в обще­стве. Спрос на эти блага существует потому, что и частный рынок, и го­сударство производят эти блага в недостаточном количестве. Неком­мерческие организации обеспечивают питание и социальные услуги бедным, поощряют искусство, поддерживают медицинские исследова­ния, обеспечивают образовательными услугами и т. д.

Некоммерческие организации могут зарабатывать прибыль, одна­ко в них запрещено распределять эту прибыль. Чистая прибыль, если таковая имеется, должна быть сохранена и целиком направлена на фи­нансирование производства тех услуг, для производства которых была создана данная некоммерческая организация. Некоммерческие орга­низации могут принимать различные формы. Они могут существовать на пожертвования (например, Общество Красного Креста или Армия спасения) либо получать основную часть своего дохода, устанавли­вая цены на свои услуги (дома престарелых, больницы, религиозные учреждения). Некоторые организации сочетают оба способа финанси­рования (например, университеты получают благотворительную по­мощь и плату за услуги).

Некоммерческие организации различаются также способами орга­низации контроля. Одни могут контролироваться дарителями, другие свободны от формального контроля со стороны последних. Свободные от формального контроля некоммерческие организации обычно контро­лируются советом директоров.

Некоммерческие организации возникают, когда потребители не мо­гут точно оценить качество товаров, которые они хотят приобрести, или вследствие тех обстоятельств, при которых происходит приобретение товара, или из-за самой природы этих товаров. В этих случаях дисци­плинирующего воздействия рынка на производителя товара, ориенти­рованного на получение прибыли, будет недостаточно — производитель сможет назначать неоправданно высокие цены на товары худшего каче­ства, что приведет к снижению благосостояния потребителей. В подоб­ных ситуациях потребители смогут выиграть, если будут иметь дело не с ориентированными на прибыль частными предприятиями, а с неком­мерческими организациями. Не ориентированный на прибыль произво­дитель также может повышать цены и снижать качество предоставляе­мых товаров, как и производитель, который стремится к максимальной прибыли, не опасаясь при этом репрессий со стороны потребителей. Однако у производителя, не ориентированного на прибыль, будут от­сутствовать стимулы к такому поведению — ведь он не может восполь­зоваться возникающей при этом прибылью. Таким образом, преиму­щество производителя, не ориентированного на прибыль, заключается в том, что дисциплина рынка заменяется дополнительной защитой, пре­доставляемой потребителю другим, более широким «контрактом» — правовым обязательством организации посвятить всю заработанную прибыль производству услуг. Появление некоммерческих организа­ций — это разумный ответ на «фиаско рынка» особого рода, а именно его неспособность контролировать производителей с помощью обыч­ных контрактных механизмов. Профессор экономики Йельсского уни­верситета Г. Хансманн (Henry В. Hansmann, род. 1967) назвал это «фи­аско контракта».

Итак, в некоммерческих организациях ни у кого нет права на оста­точный доход. Отсутствие права на остаточный доход в некоммерче­ских организациях позволяет избежать проблемы агентских отноше­ний между дарителем и претендентом на остаточный доход. Здесь проблема агентских отношений возникает между теми, кто предостав­ляет средства, и управляющими. Качество их управления не получа­ет оценки на фондовом рынке. Остаточный доход достается клиенту­ре этих организаций и частично присваивается оппортунистически ведущими себя управляющими. Единственное ограничение здесь — это необходимость сохранения хорошего отношения со стороны да­рителей.

Оппортунистическое поведение управляющих в некоммерческих ор­ганизациях проявляется в слишком высокой заработной плате, прекрас­но обставленных офисах, коротком рабочем дне и т. д. Здесь процвета­ет непотизм (от итал. nepote) — назначение родственников на ведущие посты в организации, невзирая на уровень их квалификации.

Поскольку в этих организациях ни у кого нет права на остаточ­ный доход, то у них отсутствует стимул к эффективной адаптации к внешней среде. Но здесь действует заменитель остаточного дохо­да, например общность интересов, общая система ценностей. Альтру­изм внутренних агентов является причиной низких издержек кон­троля в агентских отношениях, защищает дарителей и клиентуру от экспроприации и вносит свой вклад в выживание этих организаций. Но в конкуренции организационных форм за выживание все же наи­более успешными оказываются те формы некоммерческих организа­ций, в которых управление, реализация важнейших решений и их кон­троль разделены.

Наши рекомендации