Прекращение деятельности страховых организаций
В зарубежном законодательстве вопросы, связанные с реорганизацией или ликвидацией страховых компаний, рассматриваются в общих законодательных актах о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц, входят в общие разделы законодательной модели регулирования несостоятельности. Что касается специальных законов о прекращении страховых компаний, то в зарубежных странах они либо находятся в стадии разработки, либо признаны малоэффективными и нуждающимися в доработке. Несомненно, страховая отрасль, стремящаяся развиваться в условиях рыночной экономики, прежде всего, нуждается в определенности и стабильности страхового законодательства. В России же в настоящий момент имеет место многоуровневость законодательства в области несостоятельности (банкротства) страховых компаний, произвольно выбирается правовая форма (закон, указ Президента и т.д.)[41].
В Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» рассмотрено банкротство страховых организаций, определены правила регулирования несостоятельности страховых организаций. Установленные ст. 183 особые правила банкротства организаций-страховщиков призваны максимально обеспечить интересы страхователей, для чего предусмотрено приоритетное удовлетворение требований кредиторов, в роли которых выступают страхователи.
К гарантиям страхователей можно отнести и то, что при принятии решения о признании страховой компании банкротом и об открытии конкурсного производства все заключенные компанией-банкротом договоры страхования, по которым не наступил страховой случай, прекращаются. В соответствии со ст. 184 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» гарантией страхователей служит и то, что продажа имущественного комплекса страховой компании - банкрота возможно только при принятии покупателем на себя всех договоров страхования, по которым страховой случай не наступил до момента признания страховой компании банкротом. Такой порядок означает переход к покупателю всех прав и обязанностей по заключенным страховой компанией - банкротом договорам, по которым страховой случай не наступил.
Прекращение деятельности страховых компаний может осуществляться либо в форме реорганизации, либо в форме ликвидации. При реорганизации вносятся необходимые изменения в учредительные документы и реестр государственной регистрации, при ликвидации - соответствующая запись в реестр страховой компании. В свою очередь, реорганизация страховой компании осуществляется путем слияния, разделения, присоединения, выделения, преобразования в иную организационно-правовую форму. В письме от 28 декабря 1995 г. «Разъяснения Росстрахнадзора по отдельным вопросам осуществления страховой деятельности на территории РФ» дается разъяснение этим способам реорганизации. При слиянии страховых компаний имущественные права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу, а страховая компания должна получить лицензию в установленном порядке[42]. При этом происходит объединение контрольных пакетов акций с последующей конвертацией либо консолидацией балансов.
При присоединении компании к другому юридическому лицу к нему переходят имущественные права и обязанности присоединенного лица. В этом случае лицензия присоединившейся страховой компании должна быть возвращена в Росстрахнадзор. Объединенная страховая организация может продолжать свою деятельность на основании лицензии юридического лица, к которому присоединилась. Компания может сохранить права юридического лица либо, утрачивая самостоятельность, ее баланс консолидируется с балансом покупателя, изменяется схема управления. В последнем случае все права и обязанности присоединенной компании переходят к покупателю.
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких страховщиков его имущественные права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам, которые должны получить лицензию в установленном порядке. Лицензия разделившейся страховой компании подлежит возврату. На основе одной компании создаются несколько самостоятельных компаний с разделением балансов и капиталов.
Выделившаяся страховая компания обязана получить лицензию, а прежняя страховая компания лицензию теряет. При этом реорганизуемая компания продолжает существование с соответствующими изменениями в активах и пассивах[43]. При преобразовании организационно-правовой формы страховой компании происходит замена лицензии на основании документов, подтверждающих внесение изменения в учредительные документы. В результате к возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности прежней компании.
Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» органу страхового надзора право обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страхователя в случае неоднократного нарушения последним законодательства Российской Федерации, а также о ликвидации предприятий, организаций, осуществляющих страховую деятельность без лицензии. В § 4 ст. 30 гл. IV этого Закона определены основания для принятия решения об отзыве лицензии, т.е. принятие решения об ограничении или приостановлении действия лицензии; неустранение в срок или непредставление отчета об устранении нарушений; решение суда; и иные основания. Страховщик выполняет принятые обязательства по ранее заключенным договорам до истечения срока их действия. При этом средства страховых резервов могут быть использованы страховщиком исключительно для выполнения обязательств по договорам страхования.
В настоящее время проблему ликвидации страховой компании решает Департамент страхового надзора Минфина, который имеет право приостановления или отзыва лицензии на ведение страхового дела. Например, 27 июня 2001 г. Департамент страхового надзора объявляет отзыв лицензии одного из некогда крупнейших российских страховщиков «Континент-полис»[44]. Спустя два с половиной года после первых невыплат Страхнадзор решил, что компании не стоит заниматься страховой деятельностью. Кроме того, приостановление действия лицензии страховой компании находится в компетенции Министерства финансов. Так, 13 июля 2001 г. Минфин приостановил действие лицензии страховой компании «Граант» за нарушение действующего законодательства приказом Минфина России от 18 июня 2001 г. № 169 за невыполнение предписаний, данных Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ.
Таким образом, в настоящее время становится все более очевидно, что в силу специфики страховой деятельности прекращение деятельности страховых компаний дестабилизирует экономическую ситуацию в России, подрывает авторитет и рейтинг государства.
В связи с этим представляется необходимым сделать основной упор в законодательстве о страховании на всемерную поддержку и восстановление нормального функционирования страховых компаний в России.
Отмечая разработанность и эффективность нового российского Закона «О несостоятельности (банкротстве)», следует признать, что законодатель должен ввести новый раздел в этот Закон, посвященный основам процедур банкротства, реорганизации и ликвидации страховых компаний. В Законе РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» необходимо выделить специально такой раздел. При этом следует более четко определить права страхнадзора по назначению конкурсного управляющего и уточнению распределения страховых выплат при ликвидации страховых компаний, а в случае несостоятельности страховой компании определить порядок использования ее активов и гарантийных фондов, а также разработать способы финансовой поддержки.