Банковское регулирование и надзор. В России Центробанк является органом банковского регулирования и надзора, хотя во многих странах они возлагаются на специальные органы
В России Центробанк является органом банковского регулирования и надзора, хотя во многих странах они возлагаются на специальные органы. Это обусловлено коренным реформированием банковской системы с начала 1990-х гг. (главную роль в котором сыграл Банк России), пока еще не вполне стабильной, обладающей недостаточным опытом государственного регулирования, надзора в целом и др.
Под банковским регулированиемпонимается комплекс административных и экономических мер по организации и обеспечению стабильности и надежности работы банков, защите интересов вкладчиков и кредиторов, исходя из целей и задач денежно-кредитной политики.
Надзор— это комплекс мер по обеспечению режима законности в деятельности банков.
Необходимость регулирования и надзора за деятельностью банков и других кредитных организаций, а также банковских групп вытекает из их общественно полезного назначения, необходимости удовлетворения потребностей общества в деньгах, работы с учетом интересов общества. С одной стороны, кредитные организации оперируют деньгами — достоянием всего общества, с другой стороны, они являются обычными коммерческими предприятиями, заинтересованными прежде всего в получении прибыли. В условиях использования неполноценных денег возникает противоречие между необходимостью поддержания оптимального количества денег для обеспечения их устойчивости и в то же время стремлением банков к неограниченному выпуску денег для увеличения кредитных ресурсов, размещения их в активы, и получения прибыли. Максимально сглаживать это противоречие и призваны осуществлять банковское регулирование и надзор в тесной взаимосвязи с денежно-кредитным регулированием.
Основные виды банковского регулирования административного характера (связанного с государственно-властными полномочиями) таковы:
1) нормотворчество, в процессе которого на базе законодательства регламентируются порядок и требования к государственной регистрации кредитных организации, лицензированию деятельности и соответственно к допуску их в денежно-кредитную сферу, устанавливаются правила проведения основных операций, учета и отчетности, организации внутреннего контроля;
2) регистрация, лицензирование деятельности и ее изменений (расширения, реорганизации в различных формах), выдача разрешений на использование иностранного капитала, открытие филиалов и др.;
3) установление экономических нормативов деятельности (этот вид регулирования содержит и черты экономического характера): норм обязательных резервов, нормативов ликвидности, достаточности капитала, уровней кредитного, депозитного рисков и др.;
Банковское регулирование, включающее в себя экономические меры, основано на рыночных (договорных) отношениях и осуществляется в процессе проведения операций центрального банка с кредитными организациями (расчетных, эмиссионно-кассовых, валютных, рефинансирования, на открытом рынке), а также путем установления процентных ставок и др. Эти отношения регулируются нормами гражданского законодательства (без связи с осуществлением государственно-властных полномочий).
Основными видами надзора являются дистанционный документарный(посредством анализа отчетности — текущий надзор) и инспекционный (посредством проверок на месте — последующий надзор). По результатам надзора применяются предупредительные(превентивные) и принудительные меры воздействия.
Банковское регулирование и надзор организуются Банком России на основе широкой нормативной базы по всем отмеченным выше направлениям с учетом особенностей, присущих регулированию и надзору за деятельностью кредитных организаций на рынках ценных бумаг и валютном. В процессе надзора особое внимание уделяется ранней диагностике отклонений и нарушений в банковском бизнесе, функционированию системы внутреннего контроля.
Банком России введено представление кредитными организациями отчетности (как базы дистанционного надзора) в электронном виде. При изучении (и анализе) отчетности с использованием программных методов определяются финансовое состояние банков и степень выполнения ими пруденциальных (благоразумных) норм деятельности. На основе анализа банки классифицируются по двум категориям: финансово стабильныеи проблемные с выделением в них групп с различной степенью устойчивости финансового состояния.
Центральный банк проводит постоянную работу по совершенствованию порядка оценки финансовой устойчивости банков, необходимость в котором особенно проявилась в связи с реализацией Федерального закона от 23 декабря 2003 г. «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Согласно разработанной методике, все банки подразделяются на допускаемыеи недопускаемыев систему страхования вкладов. Значимость такого решения состоит в том, что последние утрачивают право привлекать вклады населения (важнейшего и самого устойчивого ресурса банков), открывать и вести банковские счета.
Инспекционные проверки подразделяются на комплексные (не реже одного раза в два года), тематические(с учетом целевого назначения и степени проблемности), плановые(организуемые по плану, утвержденному руководством Банка России), внеплановые(по указанию Председателя Банка России либо других уполномоченных лиц). В ряде случаев проверки могут проводиться в координации с налоговыми, правоохранительными и другими органами.
По результатам проверки составляется акт с указанием нарушений. О необходимости их устранения кредитным организациям направляются обязательные для исполнения предписания, в случае невыполнения которых в установленный срок или создания этими нарушениями угрозы интересам кредиторов (вкладчиков) применяются соотвествующие меры воздействия. Выбор этих мер, предусмотренных ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп.), определяется исходя из наиболее эффективного решения задач надзора. К ним относятся:
— взыскание штрафов;
— требование осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитных организаций, в том числе изменения структуры ее активов, замены руководителей и др.;
— введение запрета на проведение отдельных банковских операций на срок до одного года;
— назначение временной администрации по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев и др., вплоть до отзыва лицензии.
После отзыва лицензии на проведение банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована согласно требованиям Закона «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп.), в случае признания ее банкротом — в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 февраля 1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изм. и доп.).
Ключевое значение для дальнейшего развития в России банковского регулирования и надзора имеет внедрение Базельских соглашений, так называемых Базель-1 (1988 г.) и Базель-П (2004 г.). Они нацелены на эффективное управление банковскими рисками и предусматривают унификацию требований и стандартов банковской деятельности во всех странах, что обусловлено всеобщим характером последней в условиях глобализации мировой экономики, использованием новейших информационных технологий. Указанная унификация осуществляется международными финансово-кредитными организациями: МВФ, Всемирным банком, Банком международных расчетов. Под эгидой последнего был создан Комитет по банковскому регулированию и надзору (так называемый Комитет Кука). Банк России стал членом этого Банка в октябре 1996 г.
Банковское регулирование и надзор Банка России неразрывно связаны с аналогичными функциями в валютной сфере — валютным регулированием и валютным контролем как главными составными частями валютной политики.