Экспресс-анализ публичной финансовой отчетности: заказчики, цели, информационная база, последовательность проведения, система показателей и форма отражения результатов в отчете.

Экспресс-анализ финансовой отчетности это финансовый анализ, для которого достаточно обычных баланса и отчета о прибылях и убытках.

Экспресс анализ финансовой отчетности - программа позволяет на основе данных бухгалтерского баланса рассчитать показатели: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент критической оценки, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент автономии, коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования, коэффициент финансовой независимости в части формирования запасов, а также определить класс фирмы по критерию финансовой устойчивости

Целью финансового анализа является оценка информации, содержащейся в отчетности, сравнение имеющихся сведений и создание на их базе новой информации, которая послужит основой для принятия тех или иных решений.

Экспресс-анализ представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения.

Целью экспресс-анализа является наглядная и несложная оценка финансового благополучия и динамики развития учреждения.

Экспресс-анализ дает самое общее представление об объекте анализа по данным отчетности.

Последовательность его такова:

- просмотр отчета по формальным признакам;

- ознакомление с аудиторским заключением;

- выявление «больных» статей в отчетности и их оценка в динамике;

- ознакомление с ключевыми индикаторами;

- чтение пояснительной записки;

- общая оценка имущественного и финансового состояния по данным баланса;

- формулирование выводов по результатам анализа.

В процессе анализа рассчитывается совокупность показателей, которые дают комплексную характеристику финансово-хозяйственной деятельности учреждения и могут быть использованы в пространственно-временных сопоставлениях достаточно обширно.

Экспресс-анализ финансовой отчетности обычно проводится на основании исходной отчетности и намереваются получить самое общее представление об объекте анализа. В этом случае весь комплекс аналитических процедур может быть назван как экспрес-анализ, или чтение отчета (отчетности).

Смысловая нагрузка этой, на первый взгляд совершенно формальной, неаналитической процедуры, в ходе которой оцениваются объем и качество отчета, удобство его структурирования, наличие минимального набора требуемых отчетных форм, наличие и полнота аналитических расшифровок, доступность и трактуемость приводимых аналитических индикаторов и т.п., состоит в следующем.

Культура составления отчета является немаловажным факторм успешного ведения бизнеса как с позиции самой компании, подготовившей отчет, так и с позиции ее внешних контрагентов. Во-первых, хорошо структурированный отчет позволяет руководству предприятия и его владельцам по-новому взглянуть на состояние дел на предприятии, достигнутые результаты финансово-хозяйственной деятельности, определиться с перспективами ее развития. Во-вторых, для контрагентов предприятия бухгалтерский отчет все в большей степени становится основным информационным документом, подтверждающим возможность и экономическую целесообразность взаимодействия с данным предприятием.

В-третьих, отчет является своеобразным способом рекламмы деятельности. Нередко первым шагом фирмы-контрагента при установлении производственных контактов является запрос о возможности ознакомления с годовым бухгалтерским отчетом потенциального партнера, поэтому от того, насколько грамотно и привлекательно составлен отчет, может в значительной степени зависеть результат предстоящих переговоров о сотрудничестве. Правило: прежде чем подписывать контракт, ознакомься с последним годовым отчетом потенциального контрагента - является непреложной истиной для любого искушенного бизнесмена.

Экспресс-анализ финансовой отчетности предприятия (формы №№ 1 и 2, баланс и отчет о прибылях и убытках), как правило, производится:

· работниками бухгалтерии самого предприятия для составления аналитической записки руководству по итогам деятельности компании за отчетный период;

· внешними пользователями информации (потенциальными кредиторами, акционерами, государственными контрольными органами и пр.) с целью определения уровня финансовой стабильности фирмы на предмет возможного вложения средств или, наоборот, принятия решения о банкротстве.

Анализ состояния и эффективности образования и использования задолженности перед поставщиками и подрядчиками на предприятии: цель, методы, информационная база, система показателей.

В бухгалтерском учёте принято выделять несколько видов кредиторской задолженности:

  • задолженность перед поставщиками и подрядчиками;
  • задолженность перед персоналом организации;
  • задолженность перед внебюджетными фондами;
  • задолженность по налогам и сборам;
  • задолженность перед прочими кредиторами.

Наличие кредиторской задолженности не является благоприятным фактором для организации и существенно снижает показатели при оценке финансового состояния предприятия, платежеспособности и ликвидности.

Анализ кредиторской задолженности начинается с оценки структуры и динамики источников заемных средств:

1. долгосрочные кредитные займы;

2. краткосрочные кредитные займы;

3. кредиторская задолженность;

4. прочие краткосрочные пассивы.

При углубленном анализе кредиторской задолженности целесообразно рассмотреть остаток обязательств на конец отчетного периода по срокам образования, как и в дебиторской задолженности. Особое внимание обращается на просроченную кредиторскую задолженность.

Показатели: Доля просроченной кредиторской задолженности

Ув = КЗпр/КЗ

Где КЗпр – сумма просроченной задолженности;

КЗ – общая сумма кредиторской задолженности.

Показывает, какую часть общей кредиторской задолженности составляют просроченные долги кредиторам

формула для расчета коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности по оплате продукции (работ, услуг):

• Средняя сумма задолженности + поставщикам и подрядчикам (в оборотах) 360
2) Период погашения кредиторской задолженности.

Ткз = 360/Оборачиваемость КЗ

Для улучшения фин. положения предприятия необходимо:

1.Ускорить платежи путем совершения расчетов, своевременного оформления расчетных документов, предварит оплаты, применения вексельной формы расчетов и т.д.

2. Следить за соотношением ДЗ и КЗ. Значительное превышение ДЗ создает угрозу фин. устойчивости п/п и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования.

3. Ориентир-ся на увеличение кол-ва заказчиков с целью уменьшения масштаба риска неуплаты, который значителен при наличии монопольного заказчика.

4. Контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям. В условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости, поэтому необходимо применять систему авансовых платежей.

5. Своевременно выявленные недопустимые виды ДЗ и КЗ, к которым относится просроченная задолженность поставщикам и покупателям свыше 3-х мес.

Наши рекомендации