Принципы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, участники системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ;

Одной из главных гарантий частичной сохранности привлеченных во вклады денежных средств являетсяинститут страхования банковских вкладов.В зарубежных странах с развитой правовой системой такое страхование является обязательным условием предоставления денежных средств во вклад. В РФ отношения по страхованию банковских вкладов находятся на стадии становления. Правовое регулирование страхования вкладов осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177–ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». В соответствии с указанным законом создано Агентство по страхованию вкладов и формируется система такого страхования.

Основными принципами системы страхования вкладов являются:

1) обязательность участия банков в системе страхования вкладов;

2) сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;

3) прозрачность деятельности системы страхования вкладов;

4) накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков – участников системы страхования вкладов.

К участникам системы страхования вкладов относятся:

1) вкладчики банков, разместившие денежные средства во вклады (в случае наступления страхового случая – выгодоприобретатели);

2) банки, в которых физические лица разместили вклады (страхователи);

3) Агентство по страхованию вкладов (страховщик);

4) ЦБ РФ как регулирующий орган.

Права вкладчиков банков:

1) в случаях невозврата вкладов (задержки возврата вкладов) получать возмещение по вкладам;

2) сообщать в Агентство по страхованию вкладов о фактах задержки банком исполнения обязательств по вкладам;

3) получать от банка, в котором они размещают вклад, и от Агентства по страхованию вкладов информацию об участии банка в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам.

Страховые случаи, с наступлением которых у вкладчика возникают права требовать возмещения по вкладам:

1) отзыв (аннулирование) у банка лицензии ЦБ РФ на осуществление банковских операций;

2) введение ЦБ РФ моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

Вкладчик обращается в агентство по страхованию вкладов с требованием о выплате возмещения по вкладам со дня наступления страхового случая до дня завершения конкурсного производства, а при введении ЦБ РФ моратория на удовлетворение требований кредиторов – до дня окончания действия моратория.

Если вкладчик пропустил срок для обращения с требованием о возмещении по вкладам, срок по заявлению вкладчика может быть восстановлен решением правления Агентства по страхованию вкладов при наличии определенных обстоятельств.


31. Объекты страхования, наступление страхового случая и выплаты возмещения по вкладам;
32. Фонд обязательного страхования вкладов;
33. Понятие валютного регулирования и валютного контроля;

Данную функцию осуществляет Банк России. С принятием Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173–ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» произошли изменения в подходах к валютному регулированию и валютному контролю.

Закон снял ряд ограничений. Теперь драгоценные металлы и камни не относятся к валютным ценностям. Отменено деление всех валютных операций на валютные операции, связанные с движением капитала, и текущие валютные операции. Значительно ограничены полномочия ЦБ РФ в сфере нормотворчества, касающегося валютных отношений.

ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» по—новому сформулировал некоторые понятия:

1) валюта РФ:

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты ЦБ РФ, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

2) иностранная валюта:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Несколько уменьшилась компетенция ЦБ РФ в валютных отношениях. В ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» сказано, что валютное законодательство РФ состоит из ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и принятых соответствии с ним федеральных законов.

Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотренных ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». При этом следует иметь в виду, что органами валютного регулирования в РФ являются ЦБ РФ и Правительство РФ.

Центральный банк РФ и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов не установлены органами валютного регулирования в соответствии с ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», валютные операции осуществляются, счета открываются, и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и иными федеральными законами.

Органами валютного контроля в РФ являются ЦБ РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ.

34. Валютные операции. Участники валютных операций. Валютное регулирование;

Валютный контроль;


36. Понятие финансового мониторинга;
37. Федеральная служба по финансовому мониторингу;
38. Объект финансового мониторинга;
39. Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом;

Наши рекомендации