Организационно-правовая характеристика ГУ-УПФР №21 по г. Москве и Московской области
Дмитровский институт непрерывного образования
ОТЧЕТ
О ПРОХОЖДЕНИИ производственной ПРАКТИКИ
(ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)
ПО ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты
В___________________ __________________________________
Студент группы № _____
______________________
(Ф.И.О.)
Руководитель практики от организации
______________________
(должность, звание, Ф.И.О.)
г. Дмитров
Оглавление
Введение. 3
1. Организационно-правовая характеристика ГУ-УПФР №21 по г. Москве и Московской области. 4
2. Характеристика видов деятельности, выполняемых в ходе прохождения производственной практики 13
Заключение. 28
Список использованных источников. 30
Приложения. 31
Введение
Производственная практика (по профилю специальности) проходила в наименование организации-места прохождения практики, находящемся по адресу: ________________
Срок прохождения практики с _________ по __________ 201_ года, по специальности (профессии) среднего профессионального образования 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», по профессиональному модулю ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты в объеме 72 часа (2 недели)
Объектами профессиональной деятельности при прохождении производственной практики являются:
• документы правового характера;
• базы данных получателей пенсий, пособий и мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и семей, состоящих на учете;
• пенсии, пособия, компенсации и другие выплаты, отнесенные к компетенциям органов и учреждений социальной защиты населения, а также органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
• государственные и муниципальные услуги отдельным лицам, семьям и категориям граждан, нуждающимся в социальной поддержке и защите.
Цели практики:
• обеспечение преобразования приобретенных теоретических знаний в систему навыков и умений;
• формирование знаний и представлений о формах и методах работы с отдельными клиентами или их группой, о программах, целях и возможностях социальных служб по оказанию помощи клиентам, о практике управления персоналом и нравственно-этических основах взаимоотношений сотрудников и клиентов, общественных и благотворительных организаций.
Задачи практики:
• изучить деятельность конкретного учреждения;
• понять сущность и основные характеристики технологического процесса социального обслуживания;
• освоить виды социальных технологий, используемых в практической деятельности конкретного учреждения по оказанию помощи населению;
• ознакомиться с основными видами социального инструментария, используемого организацией (учреждением) в своей деятельности;
• получение первичных профессиональных умений по специальности, приобретение опыта организационной работы;
• повышение мотивации к профессиональному самосовершенствованию;
• ознакомление с профилем специальностей по правовой работе;
• использование теоретических знаний при освоении функциональных обязанностей по отдельным должностям;
• подготовка проектов процессуальных документов.
Организационно-правовая характеристика ГУ-УПФР №21 по г. Москве и Московской области
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.
В структуре Пенсионного фонда - 7 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 83 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 130000 специалистов.
Пенсионный фонд Российской Федерации был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР.
Указанным постановлением был определен статус Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, осуществляющего свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетного Верховному Совету РСФСР.
Следует отметить, что данным постановлением устанавливался также размер взносов на социальное страхование, обязательных для уплаты всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности и подчиненности.
В течение периода, длившегося с момента образования Фонда и до 1 января 1992 года, Пенсионный фонд РСФСР осуществлял свою деятельность на основании Временного положения о Пенсионном фонде РСФСР и Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденных постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. № 556-1, в которых были закреплены положения, аналогичные положениям постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1.
С 1 января 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» были введены в действие Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).
Указанные документы также содержали положения о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации, согласно которым Пенсионный фонд Российской Федерации являлся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, а его денежные средства находились в государственной собственности Российской Федерации и не входили в состав бюджетов, других фондов и не подлежали изъятию.
На Пенсионный фонд Российской Федерации были возложены обязанности по обеспечению сбора и аккумуляции страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий.
Согласно вышеупомянутым нормативным правовым актам Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял функции, связанные исключительно с финансовой составляющей пенсионной системы (сбор страховых взносов, их аккумуляция, контроль за поступлением и расходованием средств и др.).
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял финансирование выплаты пенсий, а функции по назначению и выплате пенсий выполнялись органами социальной защиты населения.
Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:
· центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);
· отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;
· управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).
Схематично структура управления ПФР представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. – Структура ПФР
К источникам образования Пенсионного фонда относятся:
· страховые взносы работодателей;
· страховые взносы граждан РФ;
· ассигнования из федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий и различных видов пособий.
Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) осуществляет Правление ПФР, которое также утверждает положения о территориальных органах Фонда, являющихся юридическими лицами.
В состав Правления входят Председатель, первый заместитель, а также управляющие отделениями фонда. В состав Правления могут также входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе Правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств РФ, Банка России.
На Правление фонда возлагаются: ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР; определение перспективных и текущих задач фонда; утверждение бюджета, сметы расходов ПФР и его органов, отчетов об их исполнении, а также утверждение его структуры и штатов.
Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФР. Предприятия, организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять уполномоченным Пенсионного фонда необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности фонда, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну.
ПФР осуществляет ряд социально значимых функций:
· установление и выплата страховых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальных пенсий, пенсии госслужащих;
· выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал;
· назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, Героям Российской Федерации и др.;
· администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование;
· назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;
· ведение системы персонифицированного учета прав участников системы обязательного пенсионного страхования;
· формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений;
· адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ субъектов РФ;
· реализация Программы государственного софинансирования пенсии;
· реализация международных соглашений.
Через Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляются выплаты по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению. Граждане, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию, имеют право на получение страховой пенсии, которое реализуется в случае уплаты страховых взносов. Лица, которые по тем или иным причинам не охвачены пенсионным страхованием, имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. К ним относятся:
· федеральные государственные служащие;
· военнослужащие;
· участники Великой Отечественной войны;
· граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
· нетрудоспособные граждане.
Выплата пенсии по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации с разграничением источников, за счет которых финансируются данные выплаты.
Наиболее важными законодательными актами в части доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на федеральном уровне можно считать следующие документы:
· Бюджетный кодекс Российской Федерации;
· Налоговый кодекс Российской Федерации;
· Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
· Федеральный закон от 24.07.2002 №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»;
· Федеральный закон от 30.04.2008 №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;
· Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет:
· страховых взносов;
· средств федерального бюджета;
· сумм пеней и иных финансовых санкций;
· доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
· добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
· средств выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости;
· средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата;
· иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области создано 12 июля 2002 года в результате объединения Отделения ПФР по г. Москве и Отделения ПФР по Московской области.
Отделение ПФР по г. Москве и Московской области является самым большим в Российской Федерации – по количеству обслуживаемых граждан и страхователей, производимых выплат, структуре. 41 управление Отделения, 162 клиентские службы, 18 пенсионных отделов ведут персональные пенсионные счета более 19,4 млн. граждан, назначают и выплачивают пенсии более 4,8 млн. пенсионеров, осуществляют социальные выплаты более 2 млн. граждан, взаимодействуют с 2,3 млн. страхователей.
На рисунке 2 представлена организационная структура управления отделением ПФР.
Рисунок 2. – Структура отделения ПФР
Согласно представленной схеме управляющему отделением подчиняются различные структурные подразделения, возглавляемые заместителями управляющего отделением по соответствующим вопросам, а также юридический отдел, отдел кадров, контрольно-ревизионный отдел, отдел по защите информации, отдел социальных выплат и пр.
Обслуживание Дмитровского района Московской области возложено на ГУ-УПФР №21 по г.Москве и Московской области (рисунок 3).
В ГУ-УПФР № 21 имеются следующие отделы:
1. Административно–хозяйственный отдел
2. Отдел учета поступления и расходования средств
3. Отдел персонифицированного учета и администрирования страховых взносов, взыскание задолженностей
4. Отдел назначения и перерасчета пенсий
5. Отдел выплаты пенсий
6. Юридическая группа, отдел кадров
7. Отдел поступления и расходования средств (бухгалтерия)
8. Отдел автоматизации
9. Отдел оценки пенсионных прав застрахованных лиц
10. Клиентская служба
11. Отдел социальных выплат
Рисунок 3. - Здание ГУ-УПФР № 21 по г Москве и Московской области
Руководство Управлением осуществляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности приказом управляющего Отделением.
Начальник Управления:
· несет всю полноту ответственности за выполнение работы, возложенной на Управление:
· является распорядителем средств, выделяемых на выплату трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, других выплат, отнесенных законодательством к компетенции ПФР, и на содержание Управления,
· несет ответственность за правильное использование этих средств;
· принимает решения о назначении (перерасчете) трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и других выплат, отнесенных законодательством к компетенции ПФР, а также решения об удержании из пенсий;
· является начальником гражданской обороны;
· издает приказы и дает указания, обязательные для работников Управления; обеспечивает подбор, расстановку кадров и их обучение на рабочем месте;
· заключает и расторгает трудовые договоры с работниками Управления;
· без доверенности действует от имени Управления, распоряжается его имуществом и заключает договоры в пределах компетенции, определенной Правлением ПФР,
· выдает доверенности;
· решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции
Отдел персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности (ОПУ, АСВ ВС и ВЗ):
· осуществляет выявление, регистрацию и учет страхователей в установленном порядке в соответствии с действующим законодательство
· ведение государственного банка данных по всем категориям страхователей, в том числе физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;
· организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;
· организацию работы по учету средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
· организацию работы по целевому использованию средств обязательного пенсионного страхования, а также контролю за их использованием;
· экономический анализ и прогнозирование доходной и расходной частей бюджета Управления;
· привлечение добровольных взносов физических и юридических лиц в ПФР;
· составление и представление в Отделение в установленном порядке заявок на финансирование выплаты трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и других выплат, отнесенных законодательством к компетенции ПФР;
· целевое и рациональное использование средств, выделяемых на выплату трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и других выплат, отнесенных законодательством к компетенции ПФР;
· бесплатное консультирование страхователей и застрахованных лиц по вопросам обязательного пенсионного страхования и информирование их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании;
· прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб по вопросам, относящимся к компетенции Управления, принятие по ним соответствующих мер;
· ведение разъяснительной работы среди населения, страхователей по вопросам пенсионного обеспечения, пенсионного страхования и индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
· защиту конфиденциальной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации и указаниями Правления ПФР, Исполнительной дирекции ПФР и Отделения;
· обеспечения и страхования, взыскания пеней и недоимок по страховым взносам;
· организацию архивирования документации, связанной с пенсионным обеспечением и сбором взносов в ПФР;
· организацию и хранение документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
· выполнение мероприятий по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
· проверку документов страхователей, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц;
· представление интересов застрахованных лиц перед страхователями.
Финансово-экономическая группа:
- ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской и статистической отчетности и представление ее в установленном порядке соответствующим органам;
- контроль за перечислением остатков средств ПФР в установленном порядке в Отделение;
- составление и представление в Отделение в установленном порядке сметы доходов и расходов на содержание Управления.
Отдел назначения, перерасчета и выплата пенсий:
· своевременное назначение (перерасчет) трудовых пенсий на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и других выплат, отнесенных законодательством к компетенции ПФР, а также их своевременную выплату и доставку;
· контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе на льготных условиях и в связи с особыми условиями труда;
· ведение базы данных по пенсионерам;
· ведение справочно-кодификационной работы по законодательству; представительство в суде и арбитражном суде при рассмотрении вопросов пенсионного обеспечения.
Основными задачами клиентской службы является:
· организация работы по приему и консультированию граждан, застрахованных лиц и представителей страхователей по вопросам назначения, перерасчета и выплаты пенсий, осуществления ежемесячной выплаты и дополнительного материального обеспечения;
· прием, первичная обработка и передача документов отделы для исполнения;
· повышение качества и культуры обслуживания граждан, застрахованных лиц, страхователей, социально-ориентированный подход к нуждам граждан;
· контроль за рассмотрением и исполнением принятых заявлений.
ГУ-УПФР № 21 по г. Москве и Московской области проводит аккумуляцию страховых взносов, производит выплаты пенсионных пособий и изымает с работодателей и населения сумм государственных пенсионных взносов. Совместно с налоговыми службами пенсионный фонд проводит контроль над полным поступлением платежей в фонд.
Управление является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, текущий и другие счета в банках, может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Управление имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, а также фирменные бланки, штампы.
Деятельность Управления основывается на современных технологиях сбора, передачи, хранения и обработки информации.
Решение о ликвидации либо реорганизации (слиянии, присоединении, выделении, разделении, преобразовании) Управления принимается Правлением ПФР в соответствии с условиями и порядком, установленными действующим законодательством Российской Федерации.
Помимо государственных существуют еще и негосударственные фонды, бюджет которых сформирован исключительно за счет взносов на добровольных началах. Цель такого фонда состоит в том, чтобы население могло получить дополнительные страховые выплаты.
В целях повышения эффективности и качества учета формирования финансовых ресурсов, предназначенных для назначения, выплаты пенсий, ПФР взаимодействует с:
- органами Министерства РФ по налогам и сборам;
- органами федерального казначейства;
- органами социальной защиты населения;
- органами записи актов гражданского состояния и другими органами.
Министерством РФ по налогам и сборам (МНС России) и ПФР в целях реализации положений гл. 24 части второй Налогового кодекса РФ и Закона об обязательном пенсионном страховании разработан Порядок обмена информацией между налоговыми органами и органами ПФР.
Обмен информацией между налоговыми органами и органами ПФР осуществляется на уровне субъектов РФ, а также районов, городов.
Территориальные инспекции МНС РФ в городах, районах представляют управлениям ПФР не реже одного раза в квартал сведения о фактах неправильного исчисления взносов в ПФР, выявленных по результатам выездных налоговых проверок по полноте и правильности единого социального налога; обеспечивают представление достоверных справок о доходах индивидуальных предпринимателей; ежеквартально представляют сведения об организациях и предприятиях, находящихся в процедуре банкротства по заявлению инспекции МНС России, с указанием стадии и суммы задолженности по страховым взносам и пени в ПФР.
Управления ПФР обеспечивают передачу налоговым органам информации:
- о плательщиках страховых взносов в ПФР, а также о застрахованных лицах и их доходах из индивидуальных лицевых счетов;
- сведений о доходах физических лиц из индивидуальных лицевых счетов;
- о фактах неправильного исчисления взносов в. ПФР (в том числе в составе единого социального налога), выявленных в результате проверок, проводимых индивидуальных сведений в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
В ходе своей деятельности ПФР взаимодействует с различными органами и организациями. Схема взаимодействия ПФР с государственными органами представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. – Схема взаимодействия органов ПФР с другими органами
Между отделением ПФР и органом социальной защиты населения заключается соглашение об информационном обмене, в соответствии с которым управления ПФР ежемесячно передают в управления социальной защиты населения базы данных по назначению и выплате пенсиий за электронно-цифровой подписью. Управления социальной защиты населения должны использовать информацию из базы данных для социального обеспечения населения.
Управления социальной защиты населения ежемесячно передают центрам социального обслуживания, которые являются юридическими лицами, информацию о размере назначенной пенсии граждан, состоящих на социальном обслуживании, для расчета платы за оказание услуг. Кроме того, на них возложена обязанность выдавать справки пенсионерам о размере пенсии, заверенные печатью и подписью начальника Управления ПФР, для назначения государственного пособия на детей и установления ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим.
Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации – это крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам.