Источники финансового права
Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных нормативных правовых актов, именуемых его источниками. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, или региональные, местные и др.).
Итак, источники российского финансового права — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.
Трехуровневый состав — характерная особенность источников российского финансового права, вытекающая из федеративного устройства государства и действия органов местного самоуправления, из разграничения компетенции по правовому регулированию финансовых отношений между федеральными, региональными (субъектов РФ) органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Главный источник финансового права — Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов РФ, а также уставы муниципальных образований. Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом, вроде кодекса, нет. Однако в качестве составной части системы источников финансового права, как уже отмечалось, действуют кодифицированные нормативные акты по налоговому и бюджетному праву: БК РФ и НК РФ. Такие правовые акты приняты в стране впервые и призваны сыграть важную роль в формировании современного российского финансового права.
Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы других отраслей права — конституционного, административного, гражданского и т. д. К ним относятся, например, законы о Правительстве РФ, о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования, которые регулируют финансовые отношения в комплексе с другими отношениями, являясь источниками как финансового, так и иных соответствующих отраслей права.
Источники финансового права Российской Федерации неодинаковыпо своим правовым свойствам. В их числе -законы иакты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений непосредственно законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число федеральных законов, относящихся к разным сферам финансовой деятельности, действуют кодифицированные нормативные акты — БК РФ и НК РФ, что свидетельствует о развитии правовой основы финансовых отношений в направлении се совершенствования. На данном этапе наблюдается активизация этого процесса.
Новое содержание федеративных отношений в России и развитие местного самоуправления привели к активизации нормотворческой деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере финансов. Приняты законы субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о налогах, органами местного самоуправления утверждены положения о местных налогах и др. Упомянутые акты наряду с федеральным законодательством — важная часть источников финансового права.
Нормы финансового права содержатся также в актах главы государства и органов исполнительной власти: указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ (например, постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошлины). Акты органов исполнительной власти субъектов РФ, принятые по вопросам, соответствующим их компетенции, тоже могут быть источниками финансового права.
Большую группу источников финансового права составляютакты органов исполнительной власти, прежде всего финансово-кредитных — Министерства финансов РФ (Минфина России), Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России), Центрального банка РФ и др. (приказы, инструкции и т. д.). Некоторые нормативные акты издаются совместно названными органами или вместе с другими экономическими и иными службами (Федеральной службой государственной статистики, Федеральной таможенной службой (ФТС России), Федеральной службой по тарифам и др.), в зависимости от содержания регулируемых отношений. Однако в связи с повышением роли законов и расширением круга рассматриваемых ими в сфере финансов вопросов предмет регулирования у этих органов сузился — до внутренних (для данных органов) отношений.
Соответственно развитию методов финансово-правового регулирования используются новые формы совместных решений финансово-кредитных органов, в частности соглашения между ними. Соглашения по финансовым вопросам не исключены и между другими органами.
Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов исполнительной власти министерств, служб,регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, влокальных актах, принимаемых администрацией предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли предприятия, доходов учреждения, полученных от предпринимательской и иной деятельности).
В процессе формирования российского финансового права важная роль принадлежит Конституционному Суду РФ. Она проявляется в том, что в результате рассмотрения конкретных дел он формулирует свою правовую позицию относительно конституционности примененных правовых норм, дает толкование их смысла. В случае признания данных норм неконституционными они утрачивают силу, что должно повлечь изменение законодательства. Решения Конституционного Суда РФ являются общеобязательными на всей территории страны. Дела, касающиеся финансовых, особенно налоговых, отношений, занимают в деятельности Конституционного Суда РФ заметное место. Они уже нашли отражение в финансовом законодательстве, в частности в НК РФ.
В связи с тем, что идет активный процесс формирования финансового права соответственно новым условиям жизни общества, вопросы системы этой отрасли права и систематизации финансового законодательства приобрели особую актуальность. К тому же еще не все области финансовой деятельности получили необходимое правовое регулирование.
Финансовое право как отрасль юр науки
Понятие "финансовое право" может употребляться в двух аспектах - как отрасль российского права и как отрасль правоведения.
Финансовое право являясь отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т.е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.
Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.
Наука финансового права - это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь, теории права и государства.
Финансовое право как учебная дисциплина, учебный курс предусматривает обучение студентов финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права.
Система курса финансового права- это последовательность изложения, изучения финансово-правовых норм, позволяющая более эффективно раскрыть их сущность и значение. Система курса финансового права подразделяется на общую и особенную части.
В общей части курса выявляется единство финансового права, изучаются его предмет и метод правового регулирования, раскрывается специфика финансово-правовых норм, выявляются особенности форм и методов осуществления финансовой деятельности и финансового контроля, определяется место финансового права в общей системе российского права.
В особенной части курса разделы и отдельные финансово-правовые институты рассматриваются в историческом плане, предлагаются пути совершенствования финансово-правовых норм, проводится сравнительно-правовой анализ соответствующих разделов и финансово-правовых институтов.
Финансовое право как отрасль права
имеет свои первичные элементы, которыми являются финансово-правовые нормы.Основным назначением финансово-правовой нормы является регулирование отношений в области финансов.
Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых правоотношений, обстоятельства, при наличии которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают ответственность за невыполнение предписаний государства.
О значении нормы финансового права Поль Мари Годме сказал: «нормы финансового права дают возможность государству: 1) собирать средства, 2) распоряжаться средствами, точно учитывать расходования средств, 3) обеспечивать их использования.
Финансово-правовая норма - это установленное государством и обеспеченное мерой государственного принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Финансово-правовая норма - предписания компетентных органов государственной власти и местного самоуправления по поводу средств, выраженные в категорической форме и обеспечены силой государственного принуждения.
Финансово-правовые нормы имеют как общие для любых правовых норм признаки, так и специфические, характерные для норм финансового права.
Общие признаки финансово-правовой нормы:
1) Устанавливаются государством, поэтому их выполнение обеспечивается принудительной силой государства.
2) Правило поведения общего характера, направленное на всех участников общественных отношений.
3) Носит обязательный характер.
4) Всегда выраженная в определенном нормативном акте.
Специфические признаки финансово-правовой нормы, которые обусловлены особенностями предмета и метода финансово-правового регулирования:
1) Значительную часть финансово-правовых норм составляют компетенционные нормы, т.е. такие, которые устанавливают компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности.
2) В финансовое право включаются правовые нормы, устанавливающие права субъектов финансового права в классическом их понимании, то есть не обременяя их признаком обязательности, однако число таких норм относительно невелико (например, право налогоплательщика на использование льгот).
3) Особенность финансово-правовых норм в том, что они являются средством реализации публичных, а не частных интересов (поскольку финансовые ресурсы необходимы государству для реализации социальных интересов, оказание помощи социально незащищенным гражданам и т. д.)
4) Некоторые финансово-правовые нормы имеют периодический характер, то есть отличаются своей нестабильностью (например, те, которые утверждают бюджет). Она может быть обусловлена: 1) различными экономическими колебаниями, которые определяются влиянием политики на экономику, перестройками в системе управления и др.., 2) нестабильные сначала, поскольку бюджетные как часть финансовых периодически вступают в силу с принятием актов о бюджете и теряют свою силу с окончанием финансового года.
5) Финансово-правовые нормы являются императивными, т.е. выступают в форме категорического предписания, что исключает изменение условий нормы по волеизъявлению субъектов отношений.
6) Особенность отношений, составляющих предмет финансово-правового регулирования, обусловливают наличие в системе финансово-правовых норм - норм-расчетов, которые представляют собой показатели, содержащие выраженные в количественном измерении объемы деятельности и уровне развития (например, нормы в Законе "О Государственном бюджете", содержащие цифровые показатели доходов и расходов бюджета).
7) Непосредственное целевое назначение, которое определяется предметом финансово-правового регулирования, т.е. отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства по регулированию образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов.
8) Возникают как фактические, т.е. обусловлены общественными потребностями и проявляются не иначе как в формах определенных государством.
Следовательно, сущность юридической природы финансово-правовой нормы состоит в том, что это писано, установленное государством в строго определенном порядке и форме, обеспечено мерами принуждения, правило поведения субъектов финансовых правоотношений.
Финансово-правовые нормы как и все другие имеют структуру - упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Составные части нормы:
1) Гипотеза - это первая часть финансово-правовой нормы, которая определяет условия, при которых могут возникать у граждан и организаций предусмотрены нормой юридические права и обязанности в области финансовой деятельности. Как правило, она формируется с использованием слова «если» или «в случае». Если эти слова отсутствуют, то они подразумеваются. Например, в случае изменения сроков налогов исполнения обязанностей по уплате налогов, обязанность по уплате может быть обеспечен поручительством.
2) Диспозиция - является основой нормы - это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение сторон финансовых отношений при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств. Содержит требования нормы, устанавливает права, обязанности субъектов финансовых отношений, всегда выражена в безусловно определенной форме. Например, статья налогового закона определяет гипотеза - условия при которых уплачивается налог (наличие источника доходов); диспозиция - приписывает субъектам платить налог.
3) Санкция - это часть правовой нормы, содержащей указание на меру государственного принуждения, которая может быть применена к субъекту, нарушает диспозицию данной правовой нормы. К нарушителям финансовой дисциплины применяются финансовые санкции (правовосстановительные - пеня и карательные - штраф). Чаще всего при нарушении финансово-правовых норм применяется одновременно два вида санкций. Правовосстановительные направлены на устранение материального ущерба, нанесенного государству. Карательные направлены на наказание правонарушителя и не может быть заменен другим взысканиям.