Понятие и виды цен. Классификация цен. Состав и структура цены

Цена – денежное выражение стоимости, позволяющей косвенно измерить величину затрачиваемых на производство товара средств.

- сумма денег, кот покупатель уплачивает продавцу на основе взаимной договоренности. С помощью цен соизмеряют затраты и результаты от деятельности предприятия; экономически обосновывают наиболее выгодные варианты капитальных вложений, стимулируют производство и потребление, повышают качество товара. На рынке чистой конкуренции: производители (продавцы) представлены значительным количеством предприятий и реализуют продукцию по рыночным ценам. Никто из производителей в такой ситуации не может изменить ситуацию в свою сторону роста (по цене), т.к. у покупателя есть выбор, таким образом на рынке – только рыночная цена (чистой конкуренции).Рынок монополистической конкуренции: характеризуется множеством покупателей продавцов, а так же большим разбросом на аналогичные товары. Данный разброс объясняется тем, что один и тот же товар может отличаться качеством, затратами на эксплуатацию, внешним оформлением. Таким образом, широко используется цена пробной продажи в результате кот производитель покупает инфо необходимую для создания продуктов по требованию рынка. На олигополистическом рынке: действует сравнительно небольшое количество продавцов, т.к. новому производителю сложно преодолеть конкуренцию и применяется методика временного снижения цен для устранения конкурента.Рынок чистой монополии: представлена 1 производителем, цена останавливается в зависимости от цен государственной или частной монополии, основывается на монопольной цене.

От рынка, на котором реализуется продукция зависит политика цен товаропроизводителя при формировании кот следует учитывать следующее:

1. Тип рынка, устанавливающий исходя из конкурентоспособности товара;

2. Обратно - пропорциональная зависимость цены от спроса;

3. Конечный результат хозяйственной деятельности (прибыль), который зависит от текущих издержек производства;

4. Конкурентоспособность товара. Установление цены - это условие для предоставления своего товара относительно предложений конкурентов.

Классификация цен:

1) В зависимости от сферы товарного обращения цены бывают: оптовые; закупочные; розничные; тарифные услуги транспорта.

2) В зависимости от степени госрегулирования: регулирование; гарантируемые; рекомендуемые; свободные; цена спроса; цена предложения; цена производства; фиксированные.

3) По способу установления и фиксации цены подразделяется: твердые; подвижные; скользящие.

4) В зависимости от фактора времени: сезонные; постоянные; специфические.

5) По характеру информации: публичная цена; расчетная.

Состав и структура цены.

Система цен характеризуют следующие параметры:

1. Уровень цен – абсолютное количественное выражение цены в денежной сумме; 2. Структура цен – определенное соотношение цены, элементов цены в % или в долях; 3. Динамика цен – изменение уровня цен за определенный период времени.В общем виде цена любого товара состоит из 3х составляющих: 1) себестоимость производства и обращение единицы продукции; 2) налоги, отчисления, сборы; 3) прибыль производителя, посредника, розничного продавца.При централизованном ценообразовании, структура цены формируется из затратного метода, а при рыночном ценообразовании исходя из спроса и предложения.

1. Оптовая цена – цена кот предусматривает цена которая предусматривает возмещение технических затрат производителя и получение прибыли. На основании оптовой цены определяется:

- выручка от реализации продукции, от производителя цены за единицу продукции на количество;

- определяется прибыль на единицу продукции, как разница м/у оптовой ценой и ее себестоимостью. Цопт=с/с(1+R) где с/с - полная плановая себестоимость ед продукции; R- уровень рентабельности, рассчитываемый по себестоимости. R=(Rпр+Ф)/(с/сплан); Rпр – уровень рентабельности предприятия в долях;

Ф – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

с/с план – полная плановая себестоимость годового объема производства и реализации продукции.

2. Оптовая цена промышленности – формируется на основе оптовой цены предприятия и дополнительного включения в цену издержек, прибыль с бытовых организаций и налога на добавленную стоимость.

Цопт.пром = Цопт+ (Цопт - с/с м/з)*НДС+Псп+ТЗ

Где Цопт – оптовая цена предприятия;

С/С м/з - себестоимость материальных затрат; НДС - налог на добавленную стоимость; Псо – прибыль с бытовых организаций; ТЗ - транспортные затраты.

3. Отпускная цена – определение может определяться на основе методов приближения, кот включает следующие этапы:

1. Установление отклонений по аналогичным товарам, кот реализуется конкурентами; 2. Оценка преимущества товара с позиции потребителя;

3. Баланс преимуществ;4. Определение уровня рентабельности изделия;

5. Формирование утверждения новой отпускной цены.

4) Государственная и розничная цена – конечная цена, по кот товары реализуются через торговую сеть и отражает розн-е цен процесс нарастания необходимых затрат по всем последним стадиям производства товара.

Цр=Цопт .пр+Пр+ТЗр, где Цр - цена розничная; Цопт пром – цена оптовой пром-ти;

Пр – прибыль розничных торговых организаций; ТЗр- транспортные затраты розничные. Оптовые или розничные цены устанавливаются по договоренности м/у производителем и покупателем продукции. Верхний предел договорной цены регулируется законом спроса и предложения. Нижний предел, установившийся по текущим затратам.5) номинальная(условная) цена – устанавливается при отсутствии инфо о сделках м/у производителем и потребителем, при отсутствии предложения продавцов или спроса потребителей. 6) Скользящая цена – устанавливается на основе базисной цены и в последнем может быть скорректирована при изменении составляющих элементов цены к моменту поставки/оплаты. Является разновидностью цены с последующей фиксацией.

7) Твердые цены – установление на определенный вид продукции без каких-либо изменений со стороны производителя/потребителя.

Дускаева Альвина

32. Методы ценообразования в строительстве

33. Экономическое содержание прибыли. Виды прибыли

34. Методы определения прибыли. Формирование финансового результата

35. Характеристика эффективности работы предприятия

Вопросы к гос экзамену
по дисциплине «Ценообразование»

Ежова Алсу

1. Строительная продукция.

Понятие о продукции капитального строительства. Классификация строительной продукции. Новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений.

2. Порядок разработки проектно-сметной документации.

Задание на проектирование. Стадии проектирования. Состав и содержание проекта, рабочей документации, рабочего проекта. Проект организации строительства, проект производства работ и их влияние на сметную стоимость строительства.

3. Специфика определения цены на строительную продукцию.

Технико-экономические особенности строительной продукции. Сметная стоимость строительства. Значение и роль сметы при планировании, финансировании строительства, формировании договорной цены, оценке деятельности строительно-монтажных организаций.

4. Состав и структура сметной стоимости строительства.

Затраты на строительные работы. Разновидности строительных работ: общестроительные, санитарно-технические и специальные строительные работы. Затраты на приобретение оборудования, приспособлений, инструмента и производственного инвентаря. Затраты на работы по монтажу оборудования. Прочие затраты.

1. Строительная продукция.

Понятие о продукции капитального строительства. Классификация строительной продукции. Новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений.

Строительная продукция – полностью завершенные строительством и подготовленные к производственному функционированию и оказанию услуг предприятия, здания, сооружения и объекты социального назначения.

Продукция являющаяся промежуточным и относительно самостоятельным этапом строительства может быть отнесена к строительной продукции (фундамент, стены, кровля)

Строительная продукция – это капиталоёмкая продукция, территориально закреплённая, материалоёмкая (затраты на материалы составляют 60-80%), грузоёмкая (транспортные расходы в стоимости материалов от составляют от 20%), разнообразная, участвует множество организаций и предприятий (прямо или косвенно участвует до 80% отраслей экономики).

На производство строительной продукции влияют климатические, геологические, гидрогеологические и другие условия.

Строительная продукция обладает технико-экономическими особенностями, которые влияют на систему ценообразования. К ним относятся:

· территориальная закрепленность строительной продукции и использование ее только в тех местах, где она создана;

· высокий уровень материалоемкости;

· многообразие строительной продукции, изготовляемой на «заказ», который определяется проектом. В свою очередь через проекты должны реализоваться научно-технические достижения, передовой опыт, принципиально новые виды техники и технологии, дающие высокий экономический и социальный эффект;

· относительно большая продолжительность производственного цикла;

· воздействие атмосферно-климатических факторов в условиях круглогодичного ведения работ на открытом воздухе и больших площадях и т.д.

Сметная стоимость строительства предприятий, зданий и сооружений – сумма денежных средств, необходимых для его осуществления в соответствии с проектными материалами. Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом.

Классификация строительной продукции

- к новому строительству относится возведение комплекса объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения вновь создаваемых предприятий, зданий и сооружений, а также филиалов и отдельных производств, которые после ввода в эксплуатацию будут находится на самостоятельном балансе. Новое строительство осуществляется на свободных территориях в целях создания новой производственной мощности.

- К расширению действующих предприятий относится строительство дополнительных производств ранее созданном предприятии, а также возведение новых и расширение существующих отдельных цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения на территории действующих предприятий или примыкающих к ним площадках в целях создания дополнительных или новых производственных площадей.

- К реконструкции действующих предприятий относится переустройство существующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня и осуществляемое по комплексному проекту на модернизацию предприятия в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции, в основном без увеличения численности работающих при одновременном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды.

- К техническому перевооружению действующих предприятий относится комплекс мероприятий, повышающих технико-экономический уровень отдельных производств, цехов и участков за счет внедрения передовой технологии и новой техники, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным, а также совершенствующих общезаводское хозяйство и вспомогательные службы.

- К поддержанию мощности действующего предприятия относятся мероприятия, связанные с постоянным возобновлением выбывающих в процессе производственной деятельности основных фондов. В основном это относится к добывающим отраслям и производствам.

- К капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей инженерно-технического оборудования, в связи с их физическим износом и разрушением, на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели. Капитальный ремонт бывает комплексый, т.е. охватывающий все здание в целом или отдельные его секции, - устраняется физический и моральный износ; и выборочный, т.е. охватывающий отдельные конструктивные элементы здания или его инженерного оборудования, - устраняется физический износ.

- Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.

Наши рекомендации